г. Владивосток |
Дело |
23 мая 2011 г. |
N А51-740/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 18 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Т.А. Солохиной, Г. М. Грачёва
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С.Барановой
при участии:
от Отделения по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю: Домнич И.Г. по доверенности от 18.05.2011 сроком действия 1 год, удостоверение;
от Отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
апелляционное производство N 05АП-2643/2011
на решение от 16.03.2011 года
судьи Е.М.Попова
по делу N А51-740/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа
к Отделению по Фрунзенскому району г.Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
о признании незаконным отказа в исполнении постановления
УСТАНОВИЛ:
Отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа Управления федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (далее - ОСП по Фрунзенскому району) обратился в арбитражный суд с заявлением к Отделению по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (далее - ответчик, Казначейство) о признании незаконным отказа от 30.09.2010 N 2031-01-61/2269 исполнить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Фрунзенскому району от 12.07.2010 о взыскании исполнительного сбора в размере 5000 руб. с Владивостокской таможни и обязать Отделение по Фрунзенскому району г. Владивостока УФК по Приморскому краю принять к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Фрунзенскому району от 12.07.2010 о взыскании исполнительного сбора в размере 5000 руб. с Владивостокской таможни по исполнительному производству N 5/5/48584/45/2010.
Решением Арбитражного суда от 16.03.2011 года суд удовлетворил требования отдела судебных приставов.
Не согласившись с вынесенным решением, казначейство обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что органы Федерального казначейства исполняют судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - "БК РФ") только на основании исполнительных документов: исполнительного листа или судебного приказа.
При этом, порядок исполнения органами Федерального казначейства, предусмотренный гл.24.1 БК РФ, не распространяется на исполнение иных исполнительных документов ( в т.ч. постановление службы судебных приставов).
Как указывает податель жалобы, в соответствии со статьей 239 БК РФ иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 БК РФ, путем предъявления взыскателем или судом по просьбе взыскателя исполнительного документа в орган Федерального казначейства.
На основании вышеизложенных доводов казначейство просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания Отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа явку представителя в суд не обеспечил. Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя Отдела судебных приставов.
В судебном заседании представитель казначейства огласила доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2011 просит отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
25.06.2010 на основании исполнительного листа N 900055458 от 07.05.2010 (дело N А51-2263/2010), выданного Арбитражным судом Приморского края, об обязании Владивостокской таможни выплатить ООО "КОРАВТО Трейдинг" из бюджета проценты в размере 72 851,41 руб. за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей, судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю ФССП России возбуждено исполнительное производство N 5/5/48584/45/2010.
По результатам неисполнения должником требований исполнительного документа в сроки для добровольного исполнения, в соответствии со ст. ст. 14, 105, 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 12.07.2010 о взыскании исполнительского сбора с Владивостокской таможни в размере 5000 руб.
Постановление о возбуждении исполнительного производства N 5/5/48584/45/2010 и постановление от 12.07.2010 к и/п N 5/5/48584/45/2010 о взыскании исполнительского сбора Владивостокской таможней не оспаривались.
В ходе исполнения требований исполнительного документа установлено, что у должника - бюджетного учреждения отсутствуют иные, помимо открытых в органах Федерального казначейства, счета.
В связи с чем, и в соответствии со ст. 14, п. 8 ч. 1 ст. 31, ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве", гл. 24.1 Бюджетного кодекса РФ постановление о взыскании исполнительского сбора направлено для исполнения в Отделение по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю.
05.10.2010 в отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа УФССП по Приморскому краю ФССП России поступил письменный отказ Отделения по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю N 2031-01-61/2269 от 30.09.2010 в исполнении указанного постановления.
В обоснование отказа Казначейством указано, что в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов.
Считая отказ Отделения по Фрунзенскому району г. Владивостока УФК по Приморскому краю от 12.07.2010 N 2031-01-61/2269 о возврате без исполнения постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительного сбора, неправомерным, заявитель обратился в арбитражный суд и просит признать его незаконным, обязав ответчика принять к исполнению указанный исполнительный документ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Федерального закона, в порядке, установленном этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При этом статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно положениям Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнение требований исполнительных документов производится во внесудебном порядке путем применения судебным приставом-исполнителем мер принудительного исполнения, перечисленных в статье 68 данного Федерального закона, в частности, путем обращения им взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется для исполнения в орган Федерального казначейства.
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрен внесудебный порядок исполнения требований исполнительных документов, в том числе постановлений судебного пристава о взыскании с должника исполнительского сбора и наложенных приставом административных штрафов. Судебный порядок их взыскания с бюджетных учреждений указанным законом не предусмотрен.
Положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений указанных штрафов, наложенных судебными приставами, и исполнительского сбора, которые согласно Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" подлежат взысканию во внесудебном порядке на основании соответствующих исполнительных документов, каковыми являются постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых ему в учреждении Банка России или в иной кредитной организации.
Таким образом, в случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Суд на основании вышеизложенного сделал правильные выводы о том, что поскольку должник является федеральным бюджетным учреждением и не имеет счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, исполнительные документы, к числу которых относятся перечисленные выше постановления судебного пристава-исполнителя о наложении штрафов и взыскании исполнительского сбора, подлежат исполнению Отделением УФК в порядке, установленном статьей 242.3 БК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильно признал незаконным и нарушающим права заявителя отказ в принятии к исполнению постановления по тому основанию, что он не является судебным исполнительным документом и не подлежат исполнению в органах Федерального казначейства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2011 года по делу N А51-740/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-740/2011
Истец: Отдел судебных приставов по Фрунзенскому району Владивостокского городского округа
Ответчик: Отделение по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по ПК, Отделение по Фрунзенскому району г. Владивостока Управления Федерального казначейства по Приморскому краю
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12317/11
12.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12317/11
09.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3392/11
23.05.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-2643/11