г. Чита
26 мая 2011 г. |
Дело N А19-2696/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Ячменёва Г.Г.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Малановой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Лайм" (ОГРН 1093819000802, ИНН 3819022563) на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-2696/11 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Лайм" к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (ОГРН 1043801756756, ИНН 3812079313) о признании незаконным и отмене постановления от 30 ноября 2010 года N 25-10/883 о назначении административного наказания
(суд первой инстанции: Шубина Т.Ю.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лайм" (далее - Общество, ООО "Лайм") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области (далее - административный орган, ТУ Росфиннадзора) о признании незаконным и отмене постановления от 30 ноября 2010 года N 25-10/883 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 марта 2011 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и о соблюдении ТУ Росфиннадзора процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что нарушение порядка привлечения к административной ответственности, выразившееся в ненадлежащем извещении о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (направленные в адрес Общества телеграммы не были вручены по неизвестной причине; указание почты на отсутствие организации по адресу не соответствует действительности; телеграммы были адресованы Давиденко Н.Б., не являющейся с 12 октября директором ООО "Лайм"; в уведомлениях не содержится сведений об обстоятельствах, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении), а также в ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения административного дела (в соответствующем определении в качестве законного представителя указан генеральный директор Резниченко И.Д., тогда как единоличным исполнительным органом Общества является директор и эту должность в ноябре 2010 года занимал Жердев С.Н.).
В отзыве от 16 мая 2011 года N 25-10/883 на апелляционную жалобу административный орган выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
О месте и времени судебного заседания ООО "Лайм" и ТУ Росфиннадзора извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 67200036948504, 67200036948498, 67200036948511 и 67200036948481, а также размещенным 29 апреля 2011 года отчетом о публикации на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда информации о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Обществом заявлено ходатайство от 11 мая 2011 года N 104 о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В соответствии с частью 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, между Обществом (поставщиком) и покупателем - Маньчжурской экспортно-импортной компанией с ограниченной ответственностью "Шэн Тай" 9 ноября 2009 года был заключен внешнеторговый контракт N MST-001 на поставку лесоматериалов, леса круглого (сосна, лиственница). Общая стоимость контракта - 9 700 000 долларов США (+/- 10%); товар отгружается партиями (партией является вагон); цена на поставляемый товар формируется на условиях DAF-Забайкальск; оплата производится в течение 90 дней после отгрузки товара путем банковского перевода; возможна предоплата (л.д. 62-66).
12 ноября 2009 года Обществом в Иркутском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк" оформлен паспорт сделки N 09110004/3349/0066/1/0 (л.д. 60-61).
В рамках исполнения обязательств по контракту ООО "Лайм" в декабре 2009 года осуществлен вывоз лесоматериалов круглых хвойных пород (сосна обыкновенная, пиловочник неокоренный) на сумму 20 618,4 долларов США по грузовой таможенной декларации N 10607070/031209/0003909 (л.д. 47-49).
Из указанной грузовой таможенной декларации следует, что декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование (графы 9 и 14) является ООО "Лайм".
Вывоз товаров осуществлен 3 декабря 2009 года, справка о подтверждающих документах и грузовая таможенная декларация были представлены в уполномоченный банк 28 декабря 2009 года.
Данное обстоятельство было выявлено в ходе проведенной должностными лицами Восточно-Сибирской оперативной таможни проверки соблюдения ООО "Лайм" валютного законодательства и послужило основанием для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении. Факт нарушения Обществом требований валютного законодательства зафиксирован в протоколе об административном правонарушении от 15 ноября 2010 года N 10613000-32/2010 (л.д. 40-46).
Постановлением ТУ Росфиннадзора от 30 ноября 2010 года N 25-10/883 о назначении административного наказания ООО "Лайм" привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 9-10, 56-59).
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о законности названного постановления правильными, исходя из следующего.
Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.
Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, является, в том числе, и несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 данного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, в том числе таможенные декларации (пункт 11 части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
На основании части 4 статьи 5 названного Федерального закона Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России) устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления.
Согласно пункту 1.3 Указания Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах является одной из форм учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами.
Данный нормативный правовой акт вступил в силу 27 января 2008 года.
Форма справки о подтверждающих документах и порядок ее заполнения приведены в Приложении 1 к Положению Банка России от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение Банка России N 258-П).
В силу пункта 2.1 Положения Банка России N 258-П (в редакции Указания Банка России от 26.09.2008 N 2080-У, применяющейся с 28 октября 2008 года) в случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенными органами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк паспорта сделки таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций.
Подтверждающие документы представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах (пункт 2.2 Положения Банка России N 258-П).
Согласно пункту 2.4 Положения Банка России N 258-П (в редакции Указания Банка России от 26.09.2008 N 2080-У) резидент (в случае наличия требования о декларировании товаров) представляет в уполномоченный банк таможенную декларацию и справку о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").
Таким образом, Банк России установил обязательный перечень документов, необходимых для представления в уполномоченный банк, и сроки их представления. В случае обязательного требования о декларировании товаров таким документом является исключительно грузовая таможенная декларация, за исключением временной декларации, а срок для представления справок о подтверждающих документах необходимо исчислять со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами вывозимых товаров, определяемой по соответствующим отметкам таможенных органов.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС России от 04.09.2007 N 1057, действовавшей до 1 января 2011 года, в графе "D" "Отметки органа отправления" комплекта ТД1 проставляются отметки, в том числе путем проставления штампов, о принятом решении таможенного органа в отношении товаров, сведения о которых заявлены в этой грузовой таможенной декларации: отметки о выпуске (условном выпуске), разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, приостановлении выпуска и тому подобные отметки, а также вносятся другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации.
Из материалов дела усматривается, что выпуск товаров по грузовой таможенной декларации N 10607070/031209/0003909 осуществлен 3 декабря 2009 года, что подтверждается отметкой таможенного органа "Выпуск разрешен" в графе "D" этой грузовой таможенной декларации.
Следовательно, справка о подтверждающих документах и названная грузовая таможенная декларация должны были быть представлена в уполномоченный банк не позднее 20 декабря 2009 года. Фактически же такая справка и документы, подтверждающие вывоз товаров, были представлены Обществом в уполномоченный банк 28 декабря 2009 года (л.д. 67), то есть с нарушением установленного срока.
Таким образом, факт представления справки о подтверждающих документах и грузовой таможенной декларации в уполномоченный банк с нарушением установленного валютным законодательством срока достоверно подтвержден материалами дела и заявителем апелляционной жалобы по существу не оспаривается.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины не выделяет. То есть в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае имеющимися в материалах дела доказательствами (протоколом об административном правонарушении от 15 ноября 2010 года, копией грузовой таможенной декларации, справкой о подтверждающих документах от 28 декабря 2009 года) подтверждается, что ООО "Лайм" не приняло всех зависящих от него мер к тому, чтобы своевременно (до 20 декабря 2009 года) представить в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах и грузовую таможенную декларацию.
Надлежащих доказательств обратного Обществом ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции исходит из того, что имеющиеся в материалах дела доказательства являются достаточными для квалификации противоправного деяния Общества по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и приходит к выводу о доказанности наличия в действиях ООО "Лайм" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о нарушении порядка привлечения его к административной ответственности проверены, но признаны необоснованными в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 этого Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, положения части 2 статьи 25.1 КоАП РФ о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу, предоставляют данному лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться гарантиями или реализовать их в личном качестве.
При этом в КоАП РФ не содержится конкретных требований о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В пункте 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Также надлежит иметь в виду, что не могут считаться не извещенными лица, отказавшиеся от получения направленных материалов или не явившиеся за их получением несмотря на почтовое извещение (при наличии соответствующих доказательств).
Из материалов дела следует, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО "Лайм" извещалось Восточно-Сибирской оперативной таможней путем направления телеграмм (л.д. 35 и 37).
Телеграммы были направлены 8 и 12 ноября 2010 года по адресу: Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, ул. Свободы, д. 37б, то есть по адресу, указанному в Выписках из Единого государственного реестра юридических лиц от 31 августа 2010 года и от 31 января 2011 года в качестве адреса места нахождения Общества (л.д. 15-19, 24-30).
Телеграммы не были доставлены, поскольку, как сообщил таможне орган связи, "офис закрыт, адресат по извещению за телеграммой не является" (л.д. 51 и 53).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные телеграммы, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, считает, что ООО "Лайм" было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
При наличии таких доказательств факт направления таможней еще трех телеграмм (л.д. 33, 34 и 36), адресованных Давиденко Н.Б., не являвшейся с 12 октября 2010 года директором Общества, не имеет правового значения.
На основании части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Следовательно, Восточно-Сибирская оперативная таможня вправе была составить протокол об административном правонарушении без участия представителя Общества.
О времени и месте рассмотрения административного дела ООО "Лайм" было извещено путем направления в его адрес определения N 25-10/883 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 23).
Указанное определение было получено Обществом 26 ноября 2010 года, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 21).
В определении указаны реквизиты протокола об административном правонарушении; наименование юридического лица, в отношении которого будет рассматриваться административное дело (ООО "Лайм"), основной государственный регистрационный номер (1093819000802), идентификационный номер налогоплательщика (3819022563) и адрес места нахождения этого юридического лица; вменяемое административное правонарушение (часть 6 статьи 15.25); время и место рассмотрения административного дела (30 ноября 2010 года в 14 часов 30 минут).
Таким образом, у суда апелляционной инстанции не вызывает каких-либо сомнений то обстоятельство, что данное определение, несмотря на ошибочное указание в нем должности и ФИО законного представителя, было адресовано именно ООО "Лайм".
То есть о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Общество также было извещено надлежащим образом.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2009 года N 17434/08 указано, что положения статьи 25.1 КоАП РФ о рассмотрении дела об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждается и ведется производство по такому делу, предоставляют этому лицу определенные гарантии защиты, но не устанавливают его обязанности воспользоваться такими гарантиями или реализовать их лично. Неиспользование лицом, привлекаемым к административной ответственности, процессуальных прав при условии его надлежащего извещения о рассмотрении дела в соответствии с частью 2 статьи 25.1 не препятствует совершению данного процессуального действия в его отсутствие.
Мера наказания (административного штрафа) определена ТУ Росфиннадзора в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Разъясняя порядок обжалования настоящего постановления, суд апелляционной инстанции обращает внимание на следующее.
На основании части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с федеральными законами, действующими во время разрешения спора и рассмотрения дела, совершения отдельного процессуального действия или исполнения судебного акта.
С 1 ноября 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
Частью 6 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) предусмотрено, что постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100 000 рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Учитывая, что решение суда первой инстанции и настоящее постановление вынесены после 1 ноября 2010 года, а размер назначенного Обществу административного штрафа не превышает 100 000 рублей, то в силу части 4 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применяется порядок обжалования, установленный частью 5.1 статьи 211 этого Кодекса (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ).
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-2696/11, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 марта 2011 года по делу N А19-2696/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.Г. Ячменёв |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-2696/2011
Истец: ООО "Лайм"
Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области, Федеральная служба Финансово-Бюджетного надзора Территориальное Управление в Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1635/11