г. Хабаровск
23 мая 2011 г. |
N 06АП-1761/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Иноземцева И. В.
судей Тихоненко А.А., Волковой М.О.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грачевым В.А.
при участии в заседании:
от Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования: Михлик Д.А. - представитель по доверенности от 11.01.2011 N 176-08;
от Государственного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края: Московкин В.А. - представитель по доверенности от 11.01.2011 N 01/11-С;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования
на решение от 21.01.2011
по делу N А73-13378/2010
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Усенко Ж.А.
по иску (заявлению) Хабаровского краевого Фонда обязательного медицинского страхования
к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края
о взыскании 214 807, 38 руб.
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования ОГРН 1022700921880 ИНН 2700000539 (далее - Фонд, ХКФОМС, истец, заявитель жалобы) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Государственному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края ОГРН 1022701290600 ИНН 2724002616 (далее - Учреждение, ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 214 807, 38 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился в Шестой арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 21.01.2011 и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение от 21.01.2011, вынести новый судебный акт.
Представитель ответчика полагал жалобы необоснованными, а решение суда соответствующим нормам права по доводам отзыва.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.02.2008 между Фондом (заказчиком) и ответчиком (учреждением) заключен договор N 200/06-08 на предоставление медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования с обеспечением необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, предметом которого явилось предоставление учреждением лечебно-профилактической помощи гражданам, застрахованным в системе обязательного медицинского страхования на условиях и в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования населения Хабаровского края, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 г. N 246-пр "О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам РФ на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 г." в рамках Программы ОМС и ее оплата заказчиком.
Срок действия договора определен сторонами с 01.01.2008 по 31.12.2008 (пункт 7.1 договора)
В соответствии с пунктом 2.1.7 договора учреждение обязано вести индивидуальный (персонифицированный) учет оказанной медицинской помощи по объемам и стоимости в соответствии с Программой ОМС, формировать реестры и счета за оказанную медицинскую помощь в соответствии с Порядком, утвержденным Правлением ХКФОМС, и предъявлять их к оплате ХКФОМС ежемесячно, в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно предоставленных ответчиком истцу в 2008 году реестров на оплату оказанной медицинской помощи, в указанный период неидентифицированным в системе ОМС гражданам в количестве 45 человек оказана медицинская помощь на сумму 214 807, 38 руб.
Данная сумма была полностью оплачена истцом.
Ссылаясь на то, что медицинская помощь оказана больным, не имеющим полиса ОМС, в связи с чем, лечение не подлежало оплате в рамках Программы ОМС, истец обратился с требованием о взыскании полученной ответчиком суммы 214 807, 38 руб. как неосновательного обогащения.
На основании статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество.
Таким образом, иск о взыскании суммы неосновательного обогащения подлежит удовлетворению при наличии доказанности факта получения имущества (денежных средств) ответчиком, в отсутствие должного для этого основания, а также возникновения неосновательного обогащения за счет истца.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
На основании части 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основ от 22.07.1993 N 5487-1) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу части 1 статьи 20.1 Основ от 22.07.1993 N 5487-1, программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь.
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 20.1 Основ от 22.07.1993 N 5487-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год" (далее - Программа) определены нормативы финансовых затрат на единицу медицинской помощи и объемов медицинской помощи, которые не ограничены объемом финансирования лечебных учреждений по программе обязательного медицинского страхования.
Разделом II Программы предусмотрено финансирование за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования первичной медико-санитарной, неотложной и специализированной медицинской помощи, предусматривающей в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами
Согласно разделу III указанной Программы, медицинская помощь оказывается за счет средств всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 в спорный период действовала Территориальная программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденная Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2007 N 246-пр (далее - Территориальная программа), которой не предусмотрен отказ оказания медицинской помощи в случае отсутствия полиса обязательного медицинского страхования.
В соответствие с разделом II указанной Территориальной программы гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края в рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются: первичная медико-санитарная помощь; неотложная медицинская помощь; скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная); специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Согласно пункту 2.1 Условий и порядка предоставления гражданам Российской Федерации на территории Хабаровского края бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и других медицинских учреждениях, участвующих в реализации Территориальной программы по Приложению N 1 (далее - Условия и порядок) медицинская помощь оказывается при представлении: - документа, удостоверяющего личность; - страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования. Отсутствие страхового полиса и документов, удостоверяющих личность, не является причиной отказа в экстренной медицинской помощи.
На основании пункта 4.1 Условий и порядка госпитализация в стационары по экстренным показаниям проводится безотказно по решению дежурного врача.
Следовательно, ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1" принимая больных в стационар для лечения, оказывала бесплатную медицинскую помощь, что не противоречит Территориальной программе.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 23.08.2000 N 70 утверждена Инструкция о порядке финансовых расчетов между территориальными фондами обязательного медицинского страхования за медицинскую помощь в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, оказанную гражданам за пределами территории страхования (далее - Инструкция).
В силу пункта 10 Инструкции обоснованными (мотивированными) причинами отказа в оплате счета по каждому отдельному случаю (пациенту) являются: превышение объема предоставленной медицинской помощи относительно предусмотренного базовой программой обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации, утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации; завышение тарифов на медицинскую помощь, принятых на территории оказания медицинской помощи иногороднему гражданину; факты оказания медицинской помощи в медицинском учреждении, не функционирующем в системе обязательного медицинского страхования; случаи оказания медицинской помощи, требующие экспертизы качества лечения; заполнение реестра счета с включением недостоверных и ошибочных данных, делающих невозможной идентификацию застрахованных.
Поступившим в 2008 году в Учреждение незастрахованным в системе ОМС лицам, в состоянии, требующим экстренных и срочных оперативных вмешательств, была оказана медицинская помощь, что не оспаривается.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия предусмотренных в приведенной норме обстоятельств, позволяющих отказаться от оплаты счетов. Отсутствие страхового медицинского полиса не отнесено к числу оснований для отказа в возмещении территориальным фондом обязательного медицинского страхования стоимости медицинских услуг.
При этом, учреждение направляло Фонду счета-реестры, в которых содержалась информация о гражданах, которым оказана помощь, после чего Фонд производил оплату. Перечень и персональные данные пролеченных лиц, стоимость услуг подтверждается выпиской из реестра пролеченных больных в 2008 году (в части неидентифицированныхв системе ОМС), что сторонами не оспариваются.
В соответствии с актом от 24.04.2009 проверки финансово-хозяйственной деятельности ответчика за период с 01.01.2007 по 31.12. 2008, проведенной ХКФОМС, нарушений, связанных с нецелевым использованием средств ОМС, направленных на финансирование Территориальной программы, с необоснованностью выставления к оплате счетов и реестров в части оказания медицинской помощи лицам, не идентифицированным в системе ОМС, не установлено.
Поскольку факт оказания услуг не отрицался, а граждане получили оказанную им медицинскую помощь, доводы Фонда о наличии неосновательного обогащения на стороне Учреждения не основаны на законе, в связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, сделанные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2011 по делу N А73-13378/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.
Председательствующий |
И.В. Иноземцев |
Судьи |
А.А. Тихоненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13378/2010
Истец: Хабаровский краевой Фонд обязательного медстрахования
Ответчик: ГУЗ "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С. И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края
Третье лицо: ИФНС РОССИИ по Железнодорожному району г. Хабаровска
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3242/11
23.05.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1761/11
28.03.2011 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1391/2011
21.01.2011 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13378/10