г. Чита |
Дело N А58-658/2011 |
26 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2011 года.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Г. Г. Ячменёва, Е. В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е. С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2011 года по делу N А58-658/2011 по заявлению Открытого акционерного общества "Ленское объединенное речное пароходство" (ИНН 1435029085 ОГРН 1021401045258) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ИНН 1435137122 ОГРН 1031402052153) о признании недействительным решения.
(суд первой инстанции судья Шевелев В. В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: не явился;
от третьего лица ОАО Нефтяная компания "Туймаада-Нефть" (ИНН 1435149745 ОГРН 1041402041724): не явился,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ленское объединенное речное пароходство" (далее заявитель, ОАО "ЛОРП") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее заинтересованное лицо, Антимонопольный орган) о признании недействительными п. 1, 3 решения по делу N 03-44/10А от 26.10.2010 г. о нарушении антимонопольного законодательства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. Суд первой инстанции пришел к выводу, что ОАО "ЛОРП" нарушает установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования на услуги, а оспариваемое решение Антимонопольного органа соответствует нормам пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, на неполное исследование материалов и обстоятельств дела. Оспариваемый ненормативный акт не соответствует Федеральному закону "О защите конкуренции", так как нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на ОАО "ЛОРП" обязанности по незаключению договоров распаузки на условиях применения тарифов установленных приказом с учетом плановой себестоимости работ с накоплениями 35%.
Антимонопольный орган в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Третье лицо - ОАО Нефтяная компания "Туймаада-Нефть" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель, заинтересованное лицо и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из представленных в материалы дела документов, в феврале 2010 года ОАО НК "Туймаада-Нефть" обратилось в ОАО "ЛОРП" с запросом о предоставлении сведений о тарифах на перевозку с устьев рек Яна, Колыма, Анабар.
Письмом от 25.02.2010 года ОАО "ЛОРП" направило ОАО НК "Туймаада-Нефть" тарифы на перевозку дизельного топлива с морского рейда бара реки Яна, устье реки Колыма и морского рейда бара реки Анабар, а так же сообщило о готовности заключения договора на организацию перевозки нефтепродуктов наливом с морских танкеров в навигацию 2010 года.
03.08.2010 года ОАО "ЛОРП" направило ОАО НК "Туймаада-Нефть" подписанный договор N 1.1 на организацию перевозки нефтепродуктов наливом с морских танкеров. Указанный договор ОАО НК "Туймаада-Нефть" подписало с протоколом разногласий.
Однако, не согласившись с включением в условия договора стоимости услуг за перекачку нефтеналивных грузов на береговые объекты при распаузке морских танкеров, ОАО "ЛОРП" обратилось в Антимонопольный орган с заявлением о нарушении ОАО "ЛОРП" антимонопольного законодательства
На основании указанного заявления Антимонопольный орган 29.09.2010 г. возбудил в отношении ОАО "ЛОРП" дело N 03-44/10А по признакам нарушения п. 3,10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
По результатам рассмотрения указанного дела, Антимонопольным органом 26.10.2010 г. принято решение N 03/5068 по делу N 03-44/10А о нарушении антимонопольного законодательства (т. 1 л.д. 27-30).
Пунктами 1 и 3 данного решения ОАО "ЛОРП" признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и ему рекомендовано в дальнейшем не допускать нарушения антимонопольного законодательства путем нарушения установленного нормативными правовыми актами ценообразования при принятии решений об установлении ставок за перекачку нефтеналивных грузов при распаузке морских танкеров.
Полагая, что пункты 1 и 3 решения по делу N 03-44/10А от 26.10.2010 г. о нарушении антимонопольного законодательства нарушают права и законные интересы ОАО "ЛОРП" заявитель обжаловал его в судебном порядке.
ОАО "ЛОРП" приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 27.08.2004 N 72 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по позиции "деятельность внутреннего водного грузового транспорта" ОКВЭД 61.20.3 в географических границах Республики Саха (Якутия) с долей более 35 %.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, согласно пункту 3.1 заключенного ОАО "ЛОРП" с ОАО НК "Туймаада-Нефть" договор N 1.1 от 03.08.2010 г. на организацию перевозки нефтепродуктов наливом с морских танкеров, стоимость перевозки 1 тонны груза определяется на основании Прейскуранта N 14-01, утвержденного постановлением Госкомцен СССР от 27 марта 1989 года N 273, и повышающих коэффициентов, утвержденных Государственным комитетом по ценовой политике - РЭК РС(Я) на навигацию 2010 года. Стоимость услуг за перекачку нефтеналивных грузов на береговые объекты при распаузке морских танкеров определяется в соответствии с приказом ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" N 323 от 03.08.2010 года.
Согласно ст. 790 ГК РФ за перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
Порядок установления тарифов на перевозки грузов, другие услуги внутреннего водного транспорта, а также правила применения таких тарифов, в соответствии с п. 1 ст. 6 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 239 от 07.03.1995 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на перевозки грузов морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Тарифы на перевозку грузов ОАО "ЛОРП" в навигацию 2010 г. утверждены Приказом N 3 от 26.01.2010 г. Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия).
В соответствии с названным приказом и разъяснением Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) N 10-2568 от 01.09.2010 г., тарифы на выкачку наливных грузов рассчитываются по Прейскуранту N 14-01 "Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство N 1-р" с применением повышающего коэффициента.
Согласно разделу VI параграфа 53 Прейскуранта N 14-01 "Тарифы на перевозки грузов и буксировку плотов речным транспортом. Тарифное руководство N 1-р", утвержденное Постановлением Госкомцен СССР N 273 от 27.03.1989 г. за перекачку (перевалку) нефтегрузов средствами пароходств в береговые и плавучие емкости, или из береговых и плавучих емкостей в судно, или из судна в судно, плата взимается по ставкам, установленным данным Прейскурантом.
Однако, в нарушение установленных вышеуказанными нормами права порядка ценообразования на услуги, расчет платы за перекачку (перевалку) нефтеналивных грузов ОАО "ЛОРП" осуществляло не на основании Прейскуранта N 14-01, а в соответствии со своим приказом N 323 от 03.08.2010 г.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Поскольку ОАО "ЛОРП" осуществляло расчет платы за перекачку (перевалку) нефтеналивных грузов с нарушением порядка ценообразования на услуги, Антимонопольный орган правомерно признал ОАО "ЛОРП" нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" и рекомендовал не допускать нарушения антимонопольного законодательства путем нарушения установленного нормативными правовыми актами ценообразования при принятии решений об установлении ставок за перекачку нефтеналивных грузов при распаузке морских танкеров.
На основании всего вышеизложенного, суд первой инстанции законно и обоснованно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, заявителя указанные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции проверены в полном объеме, однако они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда первой инстанции принято с учетом правильного применения норм материального и процессуального права. Выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2011 года по делу N А58-658/2011, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 марта 2011 года по делу N А58-658/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Ленское объединенное речное пароходство" из федерального бюджета излишне уплаченную сумму государственной пошлины в размере 1000 руб. Выдать справку.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д.Н. Рылов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-658/2011
Истец: ОАО "Ленское объединенное речное пароходство", ОАО "Ленское объединённое речное пароходство"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), УФАС по РС (Я)
Третье лицо: ОАО НК "Туймаада-Нефть"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1628/11