г. Москва
24 мая 2011 г. |
Дело N А41-2188/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Гагариной В.Г., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Ремизов В.В. доверенность б/н от 28.02.2011, Барыкин О.А. доверенность б/н от 29.04.2011,
от заинтересованного лица: Новикова О.В. доверенность N 595-Д от 28.12.2010,
от третьих лиц:
от Администрации города Реутов - Болотских Л.Ю. доверенность N 35 от 31.12.2010, Ковалева Е.В. доверенность N 36 от 31.12.2010;
от открытого акционерного общества "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" - Оськин Д.И. доверенность N 21-19/371 от 28.12.2010, Косарькова М.А. доверенность N 21-19/30 от 11.01.2011;
рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Рейнджер" (ИНН: 5041021577, ОГРН: 1035008254841) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области об оспаривании отказа при участии в деле в качестве третьих лиц Администрации города Реутов Московской области и открытого акционерного общества "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" (ИНН: 5260900725, ОГРН: 1025203014748)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Реинджер" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо, регистрирующий орган) от 03.11.2010 N 48/021/2010-219 в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения, склад-холодильник общей площадью 5205,5 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская (техническая зона МКАД) инвентарный номер 46:464:003:000006890:0001; а также об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области провести государственную регистрацию права собственности ООО "Реинджер" на объект незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения, склад-холодильник общей площадью 5205,5 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская (техническая зона МКАД) инвентарный номер 46:464:003:000006890:0001;
Решением от 03.03.2011 Арбитражный суд Московской области удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с судебным актом, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и открытое акционерное общество "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с жалобами, просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
17.05.2011 определением (изготовленным в полном объеме 23.05.2011) Десятый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным для рассмотрения дела судом первой инстанции, привлек Администрацию города Реутов Московской области и открытое акционерное общество "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" к участию в деле в качестве третьих лиц.
Представители общества требования поддержали, просили признать отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения незаконным и обязать заинтересованное лицо зарегистрировать право собственности заявителя на спорный объект. В обоснование доводов заявления ссылаются на то, что для возведения на земельном участке объекта незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения разрешение на строительство не требуется, то обстоятельство, что объект имеет вспомогательное назначение подтверждено кадастровым паспортом и решением арбитражного суда по делу N А41- 23167/10. Также пояснили, что готовность объекта незавершенного строительства составляет 15%, выполнены работы нулевого цикла и возведен монолитный ж/б фундамент, объект является вспомогательным по отношению к базе оптовой торговли, которая будет возведена в будущем на арендуемом земельном участке. Также указали, что разрешение на строительство вышеуказанной базы оптовой торговли не получено, ни один из основных объектов на земельном участке в настоящее время не возведен.
В заседании апелляционного суда представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению регистрирующего органа, кадастровый паспорт на спорный объект незавершенного строительства в части отнесения его к объектам вспомогательного назначения не соответствует действующему законодательству. Данный объект не соответствует требованиям, предъявляемым к строениям и сооружениям вспомогательного использования, а именно выполнение вспомогательной функции по расположенному на том же земельном участке капитальному объекту и отнесение к пониженному уровню ответственности. Также указывает на то, что решение Арбитражного суда Московской области от 26.07.2010 по делу N А41-23167/10 в части признания за обществом с ограниченной ответственностью "Реинджер" права собственности на спорный объект незавершенного строительства обжалуется в суде апелляционной инстанции по жалобе Администрации города Реутов.
Представители Администрации города Реутов просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отметили, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, предоставлен обществу в аренду для размещения и строительства базы оптовой торговли. Постановление Главы г. Реутов от 25.08.03. N 607 о предоставлении в аренду обществу на 49 лет земельного участка под размещение и строительство базы оптовой торговли признано недействительным в судебном порядке по делу N А41- К2- 25826/04 по иску ООО "Верхневолжскнефтепровод". Также указали, что разрешение на строительство базы оптовой торговли заявителем не получалось, объект не строился, в эксплуатацию не вводился. Спорное здание вспомогательного назначения возведено без получения и согласования проектной документации и без получения необходимых разрешений на строительство. Какая - либо проектная документация, содержащая указанное здание в проекте в качестве объекта вспомогательного назначения для базы оптовой торговли, заявителем в администрацию и регистрирующий орган не представлялась.
Представители открытого акционерного общества "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" просили решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Отметили, что земельный участок, на котором расположен спорный объект, находится в опасной зоне нахождения опасного объекта - магистрального нефтепровода и площадь спорного здания вспомогательного назначения составляет 5205 кв.м., т.е. занимает более 2/3 арендуемого земельного участка. Также указали, что договор аренды на земельный участок с кадастровым номером 50:48:0010411:0006, на котором находится спорный объект, заключен на основании Постановления от 25.08.2003 N 607, которое Решением Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К2-25826/04 признано недействительным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 16.04.2010 заявитель обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о государственной регистрации права на объект незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения, склад-холодильник общей площадью 5205,5 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская (техническая зона МКАД) инвентарный номер 46:464:003:000006890:0001.
03.11.2010 Управление Росреестра по Московской области приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности (Сообщение об отказе в государственной регистрации N 48/021/2010-219) на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.
Считая свои права нарушенными, а полученный отказ в государственной регистрации права собственности необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа и обязании управление провести государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону, или иному нормативно-правовому акту, так и, нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав в случаях, предусмотренных п. 1 данной статьи, и органов по государственной регистрации, относится, в том числе, проверка действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав, у подготовившего документ лица или органа власти, а также, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Исходя из результатов экспертизы, регистрирующий орган устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 31 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с данным Федеральным законом, несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в данном Федеральном законе, а также, за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный отказ в государственной регистрации прав, или уклонение от государственной регистрации прав.
Апелляционным судом установлено, что обжалуемый заявителем отказ в государственной регистрации права собственности, вынесен регистрирующим органом на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", предусматривающего основание для отказа в государственной регистрации, в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В сообщении об отказе в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения, склад-холодильник общей площадью 5205,5 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская (техническая зона МКАД) инвентарный номер 46:464:003:000006890:0001, регистрирующий орган указал, что в результате проведения правовой экспертизы представленных документов, им установлено, что кадастровый паспорт на указанный выше объект в части отнесения его к объектам вспомогательного назначения не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, а именно, документы, которые подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход и ограничение прав.
Право на недвижимое имущество возникает и существует на основании правоустанавливающих документов, имеющихся у участников гражданско-правовых отношений и свидетельствующих о возникновении, переходе, ограничении, прекращении у них прав на имущество.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Согласно пункту 10 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества. Представление кадастрового паспорта такого объекта недвижимого имущества не требуется, если кадастровый паспорт, план такого объекта недвижимого имущества или иной документ, предусмотренный Законом о регистрации и содержащий описание такого объекта недвижимого имущества, ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов.
Согласно представленному в регистрирующий орган кадастровому паспорту заявитель просит осуществить государственную регистрацию права собственности на объект незавершенного строительства - здание вспомогательного назначения, склад-холодильник, площадь застройки 5 205,5 кв.м.
Вместе с тем, под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 "Надежность строительных конструкций и оснований". Согласно абзацу 4 пункта 5.1 названного ГОСТ пониженный уровень ответственности следует принимать для сооружений сезонного или вспомогательною назначения (парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения). Указанный ГОСТ включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р.
Критерием для отнесения строений и сооружений к вспомогательным является наличие на земельном участке, на котором расположен объект, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. К таким сооружениям можно отнести мобильные сборно-разборные и контейнерные здания и склады, гаражи, блокпосты для охраны объектов и другие подобные сооружения.
Таким образом, к строениям и сооружениям вспомогательного использования следует относить такие объекты, которые выполняют вспомогательную функцию по расположенному на том же земельном участке капитальному объекту, и, кроме того, относятся к пониженному уровню ответственности.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из материалов дела, между заявителем и муниципальным образованием "Городской округ Реутов" заключен договор аренды N 244 от 02.09.2003 на земельный участок по адресу: Московская область, г. Реутов, ул. Комсомольская (техническая зона МКАД) с кадастровым номером 46:464:003:000006890:0001, общей площадью 9 500 кв.м. "для размещения и строительства базы оптовой торговли".
На указанном земельном участке возведен спорный объект незавершенного строительства площадью 5 205,5 кв.м. Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности общества с ограниченной ответственностью "Реинджер" на объекты капитального строительства (основные) на земельном участке с кадастровым номером 46:464:003:000006890:0001 не зарегистрировано. Доказательств обратного заявителем не представлено, также как и утвержденной проектной документации на строительство базы оптовой торговли, содержащей спорный объект в качестве вспомогательного. Разрешение на строительство базы оптовой торговли также в установленном законом порядке обществом не получено.
Градостроительным кодексом Российской Федерации для создания объектов вспомогательного использования установлен специальный правовой режим. Государственным регистратором направлялся запрос в Главное управление государственного строительного надзора Московской области.
Письмом от 13.10.2010 N 3-к-2395/04-10 начальника Главного управления государственного строительного надзора Московской области выдано заключение о невозможности отнесения спорного торгового павильона к объектам вспомогательного использования.
Следовательно, представленный на государственную регистрацию кадастровый паспорт на склад-холодильник в части отнесения его к объектам вспомогательного назначения не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Сам факт представления для регистрации права собственности соответствующего судебного акта не освобождает заявителя от обязанности представления других документов, необходимых для регистрации права и соответствующих по форме и содержанию требованиям закона.
Таким образом, апелляционный суд пришел к выводу о правомерности отказа регистрирующим органом в государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства в связи с тем, что кадастровый паспорт на склад-холодильник в части отнесения его к объектам вспомогательного назначения не соответствует действующему законодательству, поскольку отсутствует капитальный объект, в отношении которого спорное строение должно выполнять вспомогательную функцию, а также документальное подтверждение отнесения спорного объекта к пониженному уровню ответственности.
Кроме того, судебный акт по делу N А41- 23167/10 о признании за обществом права собственности на спорный объект незавершенного строительства в порядке применения последствий недействительности корпоративной сделки (право собственности продавца на отчуждаемый объект недвижимости не было зарегистрировано в ЕГРП на момент его отчуждения) в настоящее время не вступил в законную силу, поскольку обжалован в апелляционном порядке Администрацией города Реутов. Дело по апелляционной жалобе направлено Федеральным арбитражным судом Московской области на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в связи с отменой 16.05.2011 определения апелляционного суда о прекращении производства по апелляционной жалобе Администрации города Реутов.
С учетом изложенных обстоятельств заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В силу пункта 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты который в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Учитывая, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 НК РФ, а также что судебный акт принят не в пользу заявителя, государственная пошлина в сумме 2000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит взысканию с общества в доход федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскивается арбитражным судом со стороны.
Соответственно, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы открытым акционерным обществом "Верхневолжские магистральные нефтепроводы" подлежат взысканию с заявителя в сумме 2000 руб.
Руководствуясь ч. 6.1 ст. 268, п. 4 ч. 4 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-2188/11 от 03.03.2011 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "Реинджер" отказать.
Взыскать с ООО "Реинджер" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с ООО "Реинджер" в пользу ОАО "Верхневолжскнефтепровод" расходы по уплате госпошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 2000 руб.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
В.Г. Гагарина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-2188/2011
Истец: ОАО "Верхневолжскнефтепровод", ООО ""Реинджер"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Третье лицо: Администрация г. Реутов МО, ЗАО " Верхневолжскнефтепровод", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области