г. Томск |
Дело N 07АП-2739/11 |
24 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2011 г..
Постановление в полном объеме изготовлено 24 мая 2011 г..
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Солодилова А.В.,
судей: Хайкиной С.Н., Кулеш Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Иващенко А.П. без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованных лиц: без участия (извещены);
от третьих лиц: без участия (извещены),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Пульсар"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01. 2011 г..
по делу N А27- 14404/2010
по заявлению ООО "Пульсар" (ОГРН 109420501910, ИНН 4205186674)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области
третьи лица: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2011 г.. отказано в удовлетворении требований ООО "Пульсар" (далее - общество, апеллянт, податель жалобы) о признании недостоверными результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, с кадастровым номером 42:24:0101038:462 площадью 7316,10 кв.м., в сумме 46446480,33 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6348,53 руб. за кв.м., с кадастровым номером 42:24:0101038:489 площадью 2358,90 кв.м., в сумме 15577090,50 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости в сумме 6603,54 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 г. о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39, в части определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101038:462, 42:24:0101038:489 в суммах 15577090,50 руб., 46446480,33 руб. соответственно и их удельных показателей в суммах 6348, 53 руб. и 6603,54 руб. за кв.м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 65, 66 Земельного кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 г. N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 г. N 215, действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г. Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 42:24:0101038:462 площадью 7316,10 кв.м., в сумме 46446480,33 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 6348,53 руб. за кв.м.; с кадастровым номером 42:24:0101038:489 площадью 2358,90 кв.м., в сумме 15577090,50 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 6603,54 руб. за кв.м.;
об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, г. Кемерово и Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, г. Кемерово исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков, занимаемых ООО "Пульсар" с кадастровым номером 42:24:0101038:462 площадью 7316,10 кв.м., в сумме 46446480,33 руб. и удельным показателе его кадастровой стоимости в сумме 6348,53 руб. за кв.м.; с кадастровым номером 42:24:0101038:489 площадью 2358,90 кв.м., в сумме 15577090,50 руб. и удельным показателе кадастровой стоимости в сумме 6603,54 руб. за кв.м.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2011 г..и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить. В обоснование жалобы апеллянт указывает на следующие обстоятельства.
Апеллянт считает, что сведения о кадастровой стоимости являются недостоверными, нарушены административные процедуры, что свидетельствует о незаконности действий по формированию сведений о кадастровой стоимости и удельного показателя земельного участка заявителя. Кроме того, податель жалобы полагает, что ссылка в решении арбитражного суда первой инстанции на решения судов общей юрисдикции как на преюдициальные несостоятельна. Подробно доводы апеллянта изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" не соглашается с апелляционной жалобой по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2011 г.., определив в соответствии с ч.3 ст. 156 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Пульсар" владеет на праве собственности земельными участками с кадастровыми номерами 42:24:0101038:462, 42:24:0101038:489, расположенными по адресу: г. Кемерово, пр. Кузнецкий , 91.
ООО "Пульсар" является правообладателем земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101038:462 площадью 7316,1 кв.м. и 42:24:0101038:489 площадью 2358,90 кв.м., расположенных по адресу: г. Кемерово, Заводский район, проспект Кузнецкий, 91, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 13.01.2010 г. сделана запись регистрации за N 42-42-01/079/2009-338 и N 42-42-01/079/2009-341.
Согласно кадастровым выпискам от 16.04.2010 г. N 4200/001/10-134640 и от 19.04.2010 г. N 4200/001/10-136563 кадастровая стоимость указанных земельных участков составляет 46446480,33 руб. и 15577090,50 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составляет 6348,53 руб. за кв. м. и 6603,54 руб. за кв.м.
Земельные участки с кадастровыми номерами 42:24:0101038:462 и 42:24:0101038:489 являются ранее учтенными.
Кадастровая стоимость земельных участков и удельный показатель кадастровой стоимости утверждены постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.08.2006 г. N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области".
Заявитель указывает, что, исходя из анализа пунктов 2,3 статьи 66 Земельного кодекса РФ, пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктов 2.2.1, 2.2.2., 2.2.5 Методических указаний, пунктов 5,10 Федерального стандарта оценки N 2 государственная кадастровая оценка земель основывается на статистическом анализе достоверной информации о рыночных ценах земельных участков и иных объектов недвижимости, в связи с чем кадастровая стоимость земельного участка не может значительно отличаться от рыночной стоимости земельных участков, кадастровая стоимость должна определяться на основе анализа рыночной стоимости земель. Вместе с тем согласно отчету независимого оценщика ООО "Центр Независимой Оценки" рыночная стоимость принадлежащих ООО "Пульсар" земельных участков составляет 10571582 руб., 3408552 руб. В отчете ФГУП ФКЦ "Земля" не имеется исходных данных (информации о них), подтверждающих проведение кадастровой оценки методами массовой оценки рыночной стоимости, отсутствуют документы, подтверждающие проведение оценщиком статистического анализа рыночных цен. Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 42:24:0101038:462, 42:24:0101038:489 намного превышает их рыночную стоимость.
Поддерживая выводы арбитражного суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) государственного органа, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных приказом от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3, 1.4, 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Общество фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007 года с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного письма от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21.09.2010 N 7309/10, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Указанный нормативный правовой акт является действующим.
Как видно из материалов дела, Расчет кадастровой стоимости земельных участков, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнителем) на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости государственного контракта от 29.06.2007 N 140, был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, что подтверждено протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета Управления об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки от 24.11.2008.
В связи с чем, Управление Росреестра по Кемеровской области исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, Обществом не представлено.
Требование общества в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по Кемеровской области по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов Общества, заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод апеллянта о том, что ссылка в решении арбитражного суда первой инстанции на решения судов общей юрисдикции как на преюдициальные несостоятельна.
Кемеровский областной суд в рамках рассмотрения гражданского дела N 3- 149/09 по заявлению об оспаривании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520 установил, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Кемеровской области произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, с соблюдением административных процедур.
Отчет проверен Роснедвижимостью, которая приняла решение о соответствии отчета, представленного Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области, Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39.
После получения положительного заключения Роснедвижимости, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области были утверждены постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" N 520, и "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)" N 519, опубликованными в установленном порядке.
Суд первой инстанции правомерно указал, что данные обстоятельства, указанные во вступившем в законную силу решении Кемеровского областного суда от 12.11.2009 по делу N 3-149/09, не подлежат доказыванию в настоящем деле в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Суд апелляционной инстанции также учитывает, что апеллянтом не представлено нормативного обоснования невозможности применения в данном случае преюдициальности судебного акта.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку апеллянтом не опровергнуты выводы суда, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда апелляционной инстанции отсутствуют полномочия для переоценки обстоятельств спора, правильно установленных судом.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28.01.2011 г.. по делу N А27- 14404/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий |
Солодилов А.В. |
Судьи |
Кулеш Т. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-14404/2010
Истец: ООО "Пульсар"
Ответчик: ФГУП " Федеральный кадастровый центр "ЗЕМЛЯ", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Кемеровской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14404/10
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13661/11
07.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13661/11
08.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4658/11
24.05.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2739/11
28.01.2011 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-14404/10