г. Москва
23 мая 2011 г. |
Дело N А41-34687/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Иванова Л.Н., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от истца - ГУП "Управление внебюджетного строительства Московской области" (ИНН: 5041018214, ОГРН: 1025005241964): Плешаков В.С., представитель по доверенности от 15.06.2010 г.; Бабин О.В., представитель по доверенности от 15.06.10 г.;
от ответчика - Администрации Зарайского муниципального района Московской области (ИНН: 5014003145, ОГРН: 1035002850960): Косиков М.Ф., представитель по доверенности N 50 от 19.01.2011 г.;
от третьего лица - Министерства финансов Московской области: представитель не явился, извещен;
от третьего лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области: не явился, извещен;
от третьего лица - ООО "КТТ-Домодедово": Плешаков В.С., представитель по доверенности от 08.04.2010 г.; Бабин О.В., представитель по доверенности от 08.04.10 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Зарайского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11 января 2011 года по делу N А41-34687/10, принятое судьей Сороченковой Т.В.,
по иску государственного унитарного предприятия "Управление внебюджетного строительства Московской области" к Администрации Зарайского муниципального района Московской области с участием в качестве третьих лиц: Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерства финансов Московской области, общества с ограниченной ответственностью "КТТ-Домодедово" о взыскании задолженности по муниципальным контрактам N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г. в общей сумме 5 865 997 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие "Управление внебюджетного строительства Московской области" (далее - ГУП "Управление внебюджетного строительства Московской области") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации Зарайского муниципального района Московской области о взыскании задолженности по муниципальным контрактам N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г. в общей сумме 5 865 997 рублей (том 1 л.д.2-6).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство финансов Московской области, общество с ограниченной ответственностью "КТТ-Домодедово" (далее - ООО "КТТ-Домодедово").
Решением Арбитражного суда Московской области от 11 января 2011 года исковые требования удовлетворены в полном объеме (том 4 л.д.16-19).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация Зарайского муниципального района Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 4 л.д.25-29).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представители ГУП "Управление внебюджетного строительства Московской области", ООО "КТТ-Домодедово" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области и Министерства финансов Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 30 июня 2006 года между Администрацией Зарайского муниципального района (муниципальный заказчик) и ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" (заказчик-застройщик) был заключен муниципальный контракт N 147, в соответствии с условиями которого муниципальный заказчик поручает, а заказчик-застройщик принимает на себя обязательство по капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов, в том числе по:
- установке блочно-модульных котельных "ЗЗСМ" и "Журавна";
- капитальному ремонту внутриквартальных тепловых сетей;
- капитальному ремонту магистральных тепловых сетей;
- капитальному ремонту кровель, внутренних инженерных коммуникаций, межпанельных швов и фасадов жилых домов.
Согласно пункту 5.1 контракта сроки выполнения работ установлены сторонами с 01.07.2006 г. по 31.12.2006 г.
В соответствии с пунктом 2.1 договора стоимость работ составляет 46 000 000 рублей (включая НДС).
При этом, оплата выполненных работ производится в пределах лимита, предусмотренного Постановлением Правительства Московской области N 350/15 от 25.04.2006 г. в объеме средств, предусмотренных бюджетом Московской области на 2006 и 2007 годы. Финансирование выполненных работ осуществляется в соответствии с порядком перечисления средств бюджета Московской области, выделяемых муниципальным образованиям, утвержденному распоряжением министерства финансов Московской области от 04.08.2006 г. N 111, после предоставления пакета документов:
- копии документов, служащих основанием заключения муниципального контракта в соответствии с законодательством о закупках;
- копию муниципального контракта между заказчиком-застройщиком и органом местного управления муниципального района;
- копии договоров генподряда между заказчиком-застройщиком и генподрядными организациями;
- копии лицензий на право ведения соответствующих видов работ, выданные указанным генподрядным организациям, а также соответствующие лицензии, выданные заказчику- застройщику;
- копии положительного заключения организации, уполномоченной на проведение такой экспертизы проектно-сметной документации, если проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации и Московской области;
- копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3);
- копии актов о приемке в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры. (п. 2.2 контракта).
Согласно пункту 3.2.1 контракта, муниципальный заказчик обязуется оплатить работы после подписания Актов форм КС-2, КС-3 о выполнении соответствующих работ в соответствии с Планом финансирования мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Московской области к осенне-зимнему периоду 2006/2007 года.
Впоследствии 27 июля 2007 года между Администрацией Зарайского муниципального района (муниципальный заказчик) и ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" (заказчик-застройщик) был заключен муниципальный контракт N 98, по условиями пунктов 1.1 и 2.1 которого муниципальный заказчик поручает, а заказчик-застройщик принимает на себя обязательство по капитальному ремонту, реконструкции и строительству объектов, в том числе, монтажу внутреннего газового оборудования котельной "Журавна", стоимостью 903 850 рублей (том 1 л.д.24-28).
Согласно пункту 4.1 контракта сторонами установлены следующие сроки выполнения работ по монтажу внутреннего газового оборудования котельной "Журавна" - с 27 июля 2007 года до 01 декабря 2008 года (том 1 л.д.26).
В соответствии с пунктом 2.2 договора оплата выполненных работ производится в течение 30 дней по окончании срока исполнения работ в пределах лимита, предусмотренного Постановлением Правительства Московской области N 387/17 от 28.05.2007 г. в объеме средств, предусмотренных бюджетом Московской области. Финансирование выполненных работ осуществляется в соответствии с порядком перечисления средств бюджета Московской области, выделяемых муниципальным образованиям после предоставления пакета документов:
- копии документов, служащих основанием заключения муниципального контракта в соответствии с законодательством о закупках; - копию муниципального контракта между заказчиком-застройщиком и органом местного управления муниципального района;
- копии договоров генподряда между заказчиком-застройщиком и генподрядными организациями;
- копии лицензий на право ведения соответствующих видов работ, выданные указанным генподрядным организациям, а также соответствующие лицензии, выданные заказчику-застройщику;
- копии положительного заключения организации, уполномоченной на проведение такой экспертизы проектно-сметной документации, если проведение такой экспертизы предусмотрено законодательством Российской Федерации и Московской области;
- копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3);
- копии актов о приемке в эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры. (пункт 2.2 контракта).
Согласно пункту 3.2.2 контракта муниципальный заказчик обязуется оплатить работы после подписания Актов форм КС-2, КС-3 о выполнении соответствующих работ в соответствии с Планом финансирования мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Московской области к осенне-зимнему периоду 2006/2007 года.
Во исполнение условий муниципальных контрактов N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г. работы по объектам, указанным в названных контрактах, были выполнены ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" на общую сумму 31 149 253 рублей, что подтверждается Актами о приемке выполненных работ по форме КС-2:
по объекту в п. "ЗЗСМ": N 1 за декабрь 2006 г. - 482 035 рублей; N 2 за декабрь 2006 г. - 9 496 261 рубль; N 2-1 за декабрь 2006 г. - 1 030 961 рубль; N 2-2 за декабрь 2006 г. - 886 163 рубля; N 2-3 за декабрь 2006 г. - 1 758 147 рублей; N 2-4 за декабрь 2006 г. - 694 232 рубля; N 2-5 за декабрь 2006 г. - 63 990 рублей; N 2-6 за декабрь 2006 г. - 349 243 рубля; N 2-7 за декабрь 2006 г. - 1 105 588 рублей;
по объекту в д. Журавна: N 1 за май 2006 г.. - 482 219 рублей; N 2 за май 2006 г. - 8 244 987 рублей; N 2-1 за май 2006 г. - 1 057 381 рублей; N 2-2 за сентябрь 2007 г. - 856 068 рублей; N 2-3 за май 2006 г. - 1 763 899 рублей; N 2-4 за май 2006 г. - 696 024 рублей; N 2-5 за май 2007 г. - 44 951 рубль; N 2-6 за май 2007 г. - 694 976 рублей; N 2-7 за май 2007 г. - 933 982 рубля; N 2-8 за май 2007 г. - 508 146 рублей.
Указанные Акты были подписаны ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" и ООО "КТТ-Домодедово" (генподрядчик) в рамках договоров генерального подряда от 20.04.2006 г. N 9/06, 09.07.2007 г.. N 19/07 заключенных во исполнение подпунктов 3.1.4 указанных выше муниципальных контрактов N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г., данные акты направлялись ответчику, однако не были подписаны последним.
Одновременно, 12 мая 2007 года рабочей комиссией, состоящей из представителей истца, ответчика и генподрядчика (ООО "КТТ-Домодедово") был подписан Акт о приемке в эксплуатацию объекта инженерной инфраструктуры в п. ЗЗСМ, а 27 сентября 2007 года - акт по объекту в д. Журавна. Названные акты, утвержденные главой Зарайского района, а также акт Ростехнадзора от 27.09.2007 г. N 1 о допуске в эксплуатацию котельной в д. Журавна (том 2 л.д.112-114).
Ответчик в нарушение принятых на себя обязательств оплату выполненных работ произвел не в полном объеме, в связи с чем, за ним образовалась задолженность в размере 5 865 997 рублей.
За взысканием указанной задолженности ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" обратилось в суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении исковых требовании в полном объеме, суд первой инстанции признал необоснованным отказ Администрации Зарайского муниципального района Московской области от оплаты выполненных ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" по муниципальным контрактам N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г. ввиду превышения стоимости выполненных работ над лимитами бюджетного финансирования.
Арбитражный апелляционный суд полагает данные выводы суда первой инстанции законным и обоснованным в силу следующего.
Правоотношения, сложившиеся между сторонами на основании муниципальных контрактов N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г., подлежат регулированию общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах (статьи 307-310) и нормами главы 37 "Подряд".
В соответствии со статей 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 указанной статьи по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Обязательство заказчика оплатить выполненные подрядчиком работы в соответствии с условиями договора и утвержденной сторонами сметой установлено и общей нормой статьи 476 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом, согласно общему порядку, установленному в статье 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
По материалам дела, согласно пункту 3.2.1 муниципального контракта N 147 от 30.06.2006 г. и пункту 3.2.2 муниципального контракта N 98 от 27.07.2007 г. Администрация Зарайского муниципального района Московской области приняла на себя обязательства оплатить выполненные ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" (заказчиком-застройщиком) строительные работы после подписания актов по форме КС-2 и КС-3 в соответствии с планом финансирования мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Московской области к осенне-зимнему периоду 2007/2008 года (том 1 л.д.26).
Названные обязательства Администрацией Зарайского муниципального района Московской области исполнены не были, от подписания документов по форме КС-2 и КС-3 последняя отказалась.
Одновременно, работы по объектам, указанным в контрактах, были выполнены на общую сумму 31 149 253 рублей, что подтверждается следующими актами о приемке выполненных работ по форме КС-2:
по объекту в п. "ЗЗСМ": N 1 за декабрь 2006 г. - 482 035 рублей; N 2 за декабрь 2006 г. - 9 496 261 рубль; N 2-1 за декабрь 2006 г. - 1 030 961 рубль; N 2-2 за декабрь 2006 г. - 886 163 рублей; N 2-3 за декабрь 2006 г. - 1 758 147 рублей; N 2-4 за декабрь 2006 г. - 694 232 рублей; N 2-5 за декабрь 2006 г. - 63 990 рублей; N 2-6 за декабрь 2006 г. - 349 243 рубля; N 2-7 за декабрь 2006 г. - 1 105 588 рублей;
по объекту в д. Журавна: N 1 за май 2006 г. - 482 219 рублей; N 2 за май 2006 г. - 8 244 987 рублей; N 2-1 за май 2006 г. - 1 057 381 рублей; N 2-2 за сентябрь 2007 г. - 856 068 рублей; N 2-3 за май 2006 г. - 1 763 899 рублей; N 2-4 за май 2006 г. - 696 024 рублей; N 2-5 за май 2007 г. - 44 951 рубль; N 2-6 за май 2007 г. - 694 976 рублей; N 2-7 за май 2007 г. - 933 982 рублей; N 2-8 за май 2007 г. - 508 146 рублей.
Указанные Акты были подписаны истцом и ООО "КТТ-Домодедово" (генподрядчик) в рамках договоров генерального подряда N 9/06 от 20.04.2006 г., N 19/07 от 09.07.2007 г., заключенных во исполнение пунктов 3.1.4 указанных муниципальных контрактов (том 1 л.д.31-39, 43-52).
Кроме того, 12 мая 2007 г. рабочей комиссией, состоящей из представителей истца, ответчика и генподрядчика (ООО "КТТ-Домодедово") был подписан акт о приемке в эксплуатацию объекта инженерной инфраструктуры в п. ЗЗСМ, а 27 сентября 2007 г. - акт по объекту в д. Журавна (том 2 л.д.112-114). Названные акты утверждены Главой Зарайского района Московской области.
Названные акты, а также акт Ростехнадзора N 1 от 27.09.2007 г. о допуске в эксплуатацию котельной в д. Журавна, свидетельствуют о том, что результат выполненных ООО "КТТ-Домодедово" и принятых без замечаний ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" работ, имеет для Администрации Зарайского муниципального района Московской области потребительскую ценность.
Выполненные работы были оплачены Администрацией Зарайского муниципального района Московской области не в полном объеме в сумме 25 283 256 рублей в порядке реестра допустимых платежей.
Доказательства уплаты денежных средств в оставшейся сумме (5 865 997 рублей) в материалах дела отсутствуют. Обязанность оплаты предусмотрена нормами договора.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания с Администрации Зарайского муниципального района Московской области задолженности в указанной сумме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно отсутствия у ответчика обязательств по оплате выполненных ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" работ по муниципальным контрактам N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г., ввиду превышения их стоимости над лимитами бюджетного финансирования подлежит отклонению в силу следующего.
По материалам дела, сметная стоимость работ по объекту в д. Журавна, указанная в реестре допустимых платежей, подписанном истцом, ответчиком, заказчиком-застройщиком, представителями Министерства финансов, Министерства Жилищно-коммунального хозяйства Московской области и скрепленном печатями указанных организаций, составляет 15 291 552 рублей в ценах 2006 года. Сметная стоимость работ по объекту в п. ЗЗСМ соответственно составляет 15 517 377 рублей в ценах 2006 года (том 2 л.д.133).
Данная стоимость соответствует сметной стоимости в ценах 2000 года, указанной в заключениях проектно-сметной документации по объектам N Э-3-256-2007 от 16.05.2007 г. и N Э-3-783-2006 от 27.12.2006 г., утвержденных ГУ МО "Мособлэкспертиза" (том 2 л.д.134-148, том 3 л.д.1-15).
Таким образом, стоимость выполненных ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области" работ по муниципальным контрактам N 147 от 30.06.2006 г. и N 98 от 27.07.2007 г. в размере 31 149 253 рублей не превышает их сметной стоимости и в полном объеме подлежит оплате.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 января 2011 года по делу N А41-34687/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-34687/2010
Истец: ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московская область ", ГУП МО "Управление внебюджетного строительства Московской области"
Ответчик: Администрация Зарайского муниципального района, Администрация Зарайского района, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московская область, Министерство финансов Московской области
Третье лицо: Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Московской области, Министерство финансов Московской области, ООО "КТТ-Домодедово"