г. Москва
24 мая 2011 г. |
Дело N А41-31729/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 мая 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Черниковой Е.В.,
судей Диаковской Н.В., Ивановой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "НТЦ "Контакт" (ИНН: 3662004676, ОГРН: 1033600028990): Таршилов С.Б., представитель на основании протокола N 1 от 02.11.2009 г.; Пармузин М.А., представитель по доверенности от 12.10.2009 г.;
от ООО "Компания "Смоленскнеруд" (ИНН: 6712008836, ОГРН: 1086712000320): Пономарь В.Е., представитель по доверенности от 06.07.2009 г.;
от ОАО "Российские железные дороги" (ИНН: 77008593727): Иванушенков В.Н., представитель по доверенности N НЮ-3-15/561 от 24.12.2010 г.;
от ООО "Смоленские нерудные материалы" (ИНН: 77008676977): представитель не явился, извещен,
от ОАО "Смоленскнеруд" (ИНН: 67120003203, ОГРН: 1026700635092): представитель не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Смоленскнеруд" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2011 года по делу N А41-31729/09,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Контакт" к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Смоленскнеруд" об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Компания "Смоленскнеруд" к обществу с ограниченной ответственностью "Научно-технический центр "Контакт" о возмещении убытков
с участием в качестве третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Смоленские нерудные материалы", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Смоленскнеруд",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Научно-технический центр "Контакт" (далее - ООО НТЦ "Контакт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Компания "Смоленскнеруд" (далее - ООО "Компания "Смоленскнеруд") об истребовании имущества из чужого незаконного владения, находящегося на железнодорожных путях - внешнем железнодорожном транспорте, протяженностью 3 956, 1 км, инв. N 4338, лит I, II, III, по адресу: Смоленская область, Починковский р-н, д. Лосня, а именно:
1. Вагон N 55807473, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 года, предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский Машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N 31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
2. Вагон N 55953202, собственник: Россия, построен 25 мая 1992 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский Машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
3. Вагон N 53707006 собственник: Россия, построен 30 декабря 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Брянский Машиностроительный завод, тип вагона 5380-модель N16-3029, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
4. Вагон N 555337072, собственник: Россия, построен 08 января 1981 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Калининградский вагоностроительный завод, тип вагона 5305-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
5. Вагон N 55533756, собственник: Россия, построен 08 января 1981 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Калининградский вагоностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
6. Вагон N 55604797, собственник: Россия, построен 18 июня 1979 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Калининградский вагоностроительный завод, тип вагона 5506-модель N31-638-01, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
7. Вагон N 55604896, собственник: Россия, построен 19 июня 1979 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Калининградский вагоностроительный завод, тип вагона 5506-модель N31-638-01, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
8. Вагон N 55807382, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
9. Вагон N 55807374, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
10. Вагон N 55533665, собственник: Россия, построен 18 июня 1979 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Калининградский вагоностроительный завод, тип вагона 5506-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
11. Вагон N 55807416, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
12. Вагон N 55807424, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
13. Вагон N 55807440, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
14. Вагон N 55807507, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
15. Вагон N 55807523, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
16. Вагон N 55807572, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
17. Вагон N 558076223, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
18. Вагон N 55807648, собственник: Россия, построен 01 февраля 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-638, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
19. Вагон N 55953129, собственник: Россия, построен 27 мая 1992 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
20. Вагон N 55843353, собственник: Россия, построен 31 марта 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-656, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
21. Вагон N 55953137, собственник: Россия, построен 18 мая 1992 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
22. Вагон N 55953152, собственник: Россия, построен 06 июня 1992 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
23. Вагон N 55968952, собственник: Россия, построен 22 января 1993 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 550 -модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
24. Вагон N 55969018, собственник: Россия, построен 20 января 1993 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
25. Вагон N 55969026, собственник: Россия, построен 10 февраля 1993 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505 -модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
26. Вагон N 55969042, собственник: Россия, построен 01 января 1993 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
27. Вагон N 55843387, собственник: Россия, построен 21 января 1988 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-656, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
28. Вагон N 55953319, собственник: Россия, построен 29 мая 1992 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г.;
29. Вагон N 55953269, собственник: Россия, построен 29 мая 1992 г., предприятие 580297 ООО НТЦ "Контакт", изготовитель - Демиховский машиностроительный завод, тип вагона 5505-модель N31-673, дата регистрации 19 мая 2009 г. (том 1 л.д.4-12).
ООО "Компания "Смоленскнеруд" обратилась с встречным иском о взыскании убытков в виде реального ущерба в сумме 640 000 рублей и убытков в виде упущенной выгоды в сумме 21 286 000 рублей, а всего в 21 926 000 рублей, причиненного простоем вагонов на железнодорожном пути необщего пользования путем обращения взыскания на удерживаемые вагоны N N 55807473, 55953202, 53707006, 555337072, 55533756, 55604797, 55604896, 55807382, 55807374, 55533665, 55807416, 55807424, 55807440, 55807507, 55807523, 55807572, 558076223, 55807648, 55953129, 55843353, 55953137, 55953152, 55968952, 55969018, 55969026, 55969042, 55843387, 55953319, 55953269 (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (том 2 л.д.43-51, 87-91).
Определением Арбитражного суда Московской области от 23 ноября 2009 года встречный иск принят к рассмотрению совместно с первоначальным (том 2 л.д.86).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Смоленские нерудные материалы" (далее - ООО "Смоленские нерудные материалы").
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 февраля 2010 года исковые требования ООО НТЦ "Контакт" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска ООО "Компания "Смоленскнеруд" отказано (том 3 л.д.22-30).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 18 мая 2010 года решение суда первой инстанции от 16 февраля 2010 года оставлено без изменения (том 3 л.д.83-95).
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25 августа 2010 года решение суда первой инстанции от 16 февраля 2010 года и постановление суда апелляционной инстанции от 18 мая 2010 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (том 4 л.д.59-63).
При этом судом кассационной инстанции даны указания истребовать у перевозчика или грузополучателя спорных вагонов документы, подтверждающие обстоятельства передачи вагонов на станции Рябцево Московской железной дороги (выставления вагонов с путей общего пользования на подъездные пути необщего пользования), обосновать возможность применения условий договора от 01.01.2009 г.. N В/57 к вагонам, принадлежащим не ОАО "РЖД", а другому лицу - ООО НТЦ "Контакт", дать оценку доводам ООО "Компания "Смоленскнеруд" о невозможности переотправки вагонов из-за невнесения обязанными лицами провозного тарифа и в силу истечения срока эксплуатации у части спорных вагонов, установить обязательственные отношения, возникшие в силу этих обстоятельств между конкретными лицами и, при необходимости, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле других лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты в рассматриваемом споре, после чего вынести законное и обоснованное решение (том 4 л.д.63).
При новом рассмотрении дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: открытое акционерное общество "Смоленскнеруд" (далее - ОАО "Смоленскнеруд") и открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "Российские железные дороги").
Решением Арбитражного суда Московской области от 25 января 2011 года исковые требования ООО НТЦ "Контакт" удовлетворены в полном объеме, в удовлетворении встречного иска ООО "Компания "Смоленскнеруд" отказано (том 5 л.д.73-78).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "Компания "Смоленскнеруд" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (том 5 л.д.91-100).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных требований.
Представители ООО НТЦ "Контакт" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, сославшись на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, указал на законность принятого решения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Смоленские нерудные материалы", ОАО "Смоленскнеруд", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, в доверительном управлении ООО "Компания "Смоленскнеруд" находятся железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие на праве собственности ОАО "Смоленскнеруд" (свидетельство о государственной регистрации права от 09.02.2009 г. серии 67-АБ N 378103), и используемые для погрузки в железнодорожные вагоны произведенных ООО "Смоленские нерудные материалы" песка и щебня (том 2 л.д.123-127, 128, 145).
На указанные железнодорожные пути на станцию Рябцево 29.12.2008 г., 03.01.2009 г., 16.02.2009 г., 22.02.2009 г. поступили 29 порожних вагонов: N N 555 337 56; 558 074 24; 558 075 72; 556 047 97; 556 048 96; 558 075 23; 559 690 18; 555 337 07; 559 532 02; 558 076 48; 558 433 53; 558 074 16; 559 690 26; 558 073 82; 558 075 07; 559 690 42; 558 073 74; 559 531 52; 555 336 65; 559 689 52; 558 074 40; 558 076 22; 559 531 29; 559 531 37; 537 070 06, 558 433 87, 559 533 19 (том 1 л.д. 102-108).
Согласно транспортных железнодорожных накладных грузоотправителями вагонов значатся ЗАО "ДСР" и ОАО "Спецстройбетон ЖБИ 17", арендатором - ООО "Центр лизинг", грузополучателем - ООО "Смоленские нерудные материалы", станция назначения - Рябцево (том 2 л.д.93-99).
ООО "Компания "Смоленскнеруд" как владелец железнодорожного пути необщего пользования, на который поступили порожние вагоны, 01.12.2008 г. заключило с ООО "Альфа-Блок" договор на оказание услуг по временному размещению (отстою) порожних вагонов, по условиям которого плата за размещение составила 6 400 000 рублей (том 2 л.д.66-67).
После установления собственника указанных вагонов ООО "Альфа-Блок" 10.02.2009 г. направило в адрес ООО НТЦ "Контакт" претензию, в которой, ссылаясь на заключенный между ООО "Компания "Смоленскнеруд" и ООО "Альфа-Блок" договор, просило оплатить простой вагонов (том 2 л.д.68).
Письмом исх. N 150 от 20.04.2009 г. ООО "Компания "Смоленскнеруд" в адрес ООО НТЦ "Контакт" была направлена претензия, содержащая требование о компенсации владельцу путей простоя вагонов на железнодорожном пути необщего пользования в сумме 29 510 400 рублей (том 1 л.д.61, 62).
В ответ ООО НТЦ "Контакт" направило в адрес ООО "Компания "Смоленскнеруд" претензию (исх.N 132 от 12.05.2009 г.) об истребовании имущества из чужого незаконного владения.
Отказ ООО НТЦ "Контакт" и ООО "Компания "Смоленскнеруд" от удовлетворения встречных претензий послужил основанием для обращения в суд с настоящими исками.
Принимая решение об удовлетворении первоначального и отказе в удовлетворении встречного исков суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Поэтому истец, предъявивший иск об истребовании своего имущества из чужого и незаконного владения, должен доказать то обстоятельство, что он является собственником спорного имущества, а лицо владеющее этим имуществом, в свою очередь, является незаконным владельцем, фактически обладающим вещью на момент предъявления требования.
Таким образом, в предмет доказывания в данном случае входят обстоятельства наличия у истца права собственности (иного вещного права) на истребуемый объект, и нахождение данного объекта у ответчика без законных на то оснований.
Как следует из материалов дела, собственником истребуемых вагонов является ООО НТЦ "Контакт", что подтверждается представленными в материалы дела полными паспортами вагонов (том 1 л.д.15-32), техническими паспортами вагонов (том 1 л.д.33-59).
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
Указанные вагоны с 15.09.2008 г. на основании договора аренды с ООО "Компания "Смоленскнеруд", находились во временном владении и пользовании последнего. Впоследствии, право аренды в отношении указанных вагонов перешло к ООО "Трансмежрегионресурс" на основании заключенного с ООО НТЦ "Контакт" договора аренды от 15.10.2008 г. (том 2 л.д. 28-31). Вагоны были переданы арендатору по акту приема-передачи к договору аренды (том 1 л.д.32).
Собственником указанных путей является ОАО "Смоленскнеруд", что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 09.02.2009 67-АБ 378 103 (том 2 л.д.145).
Правила использования железнодорожных путей определены Федеральным законом от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Согласно статье 2 указанного закона пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд. В соответствии с данной нормой права использование железнодорожных путей необщего пользования возможно собственниками путей или пользователями услуг железнодорожного транспорта на основании договоров.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 30 от 06 октября 2005 года "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" определено, что отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодороного пути необщего пользования.
Как следует из материалов дела, согласно транспортных железнодорожных накладных грузоотправителем спорных вагонов значится ЗАО "ДСР" и ОАО "Спецстройбетон ЖБИ 17", арендатором - ООО "Центр лизинг", грузополучателем - ООО "Смоленские нерудные материалы" (том 2 л.д.93-99).
Одновременно, судом установлено, что между ОАО "РЖД" (перевозчиком), ООО "Смоленские нерудные материалы" (грузовладельцем), ОАО "Смоленскнеруд" (владельцем) заключен договор N В/57 от 01.01.2009 г. на предоставление владельцем пути необщего пользования для производства грузовых операций по ст. Рябцево Московской железной дороги, согласно пункту 2.1 которого ОАО "Смоленскнеруд" предоставляет ООО "Смоленские нерудные материалы" во временное пользование для производства грузовых операций железнодорожные пути необщего пользования и берет на себя обязательство по подаче и уборке вагонов под погрузку, выгрузку согласно заявке на погрузку или выгрузку (том 2 л.д.100-102).
Железнодорожные пути (внешний железнодорожный транспорт, протяженностью 3 956, 1 км, инв. N 4338, лит I, II, III, по адресу: Смоленская область, Починковский р-н, д. Лосня), на которых находились истребуемые вагоны, принадлежат на праве доверительного управления ООО "Компания "Смоленскнеруд" на основании договора от 01.03.2009 г. (том 2 л.д.123-127).
Из указанного следует, что условия договора N В/57 от 01.01.2009 г. применимы ко всем отношениям по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования - внешнего
железнодорожного транспорта, протяженностью 3 956, 1 км, инв. N 4338, лит I, II, III, по адресу: Смоленская область, Починковский р-н, д. Лосня, внезависимости от принадлежности вагонов перевозчику - ОАО "РЖД", или другому лицу - ООО "НТЦ "Контакт", поскольку определяет режим использования железнодорожных путей.
Прибывшие в адрес ООО "Смоленские нерудные материалы" пустые вагоны были приняты ООО "Компания "Смоленскнеруд" на пути необщего пользования, так как материалы не были оплачены. Также отсутствовало распоряжение владельца вагонов об их отправке, с указанием станции назначения, не был оплачен ж/д тариф на их отправку.
Пунктом 2.3 договора N В/57 от 01.01.2009 г. предусмотрено, что технологический срок оборота вагонов составляет: 5-7 часов.
Таким образом, условиями договора N В/57 от 01.01.2009 г. ООО "Смоленские нерудные материалы" предоставлено право краткосрочно занимать пути, принадлежащие на праве доверительного управления ООО "Компания "Смоленскнеруд", только для погрузки-выгрузки вагонов в течении 5-7 часов.
Доказательства получения ООО "Компания Смоленскнеруд" от ООО "Смоленские нерудные материалы" заявки на погрузку принадлежащих ООО НТЦ "Контакт" вагонов в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как указывает в своем встречном иске ООО "Компания Смоленскнеруд", подачу вагонов на вышеупомянутый путь необщего пользования, их погрузку и выставление на ж/д пути необщего пользования для отправки грузополучателям осуществляет ООО "Компания Смоленскнеруд" принадлежащим ему на праве собственности тепловозом ТЭМ-2УМ.
Следовательно, доставку принадлежащих ООО НТЦ "Контакт" вагонов с путей общего пользования станции Рябцево на ж/д путь необщего пользования могло осуществить только ООО "Компания Смоленскнеруд" собственным локомотивом.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о получении ООО "Компания Смоленскнеруд" от ООО "Смоленские нерудные материалы" заявки на погрузку принадлежащих ООО НТЦ "Контакт" вагонов, то подача вагонов на вышеупомянутый путь необщего пользования с выставочного пути
станции Рябцево была осуществлена ООО "Компания Смоленскнеруд" собственным локомотивом по собственной инициативе в нарушение условий договора N В/57 от 01.01.2009 г., то есть на свой страх и риск.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что ООО НТЦ "Контакт" не размещало свои вагоны на путях ООО "Компания "Смоленскнеруд" - вагоны были приняты ООО "Компания "Смоленскнеруд" от ООО "Смоленские нерудные материалы" без каких-либо оснований, предусмотренных законом или договором N В/57 от 01.01.2009 г. является законным и обоснвоанным.
Доводам ООО "Компания "Смоленскнеруд" о невозможности отправки вагонов из-за невнесения провозного тарифа и в силу истечения срока эксплуатации части спорных вагонов судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка как противоречащим положениям Инструкции но техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом но железнодорожному транспорту Государств -участников Содружества Протокол от 21-22 мая 2009 г. N 50. Выводы суда в данной части переоценке не подлежат.
Ссылка ООО "Компания "Смоленскнеруд" на нормы статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основания для удержания спорного имущества, признана арбитражным апелляционным судом несостоятельной в силу следующего.
В соответствии с нормами статьи 359 Гражданского кодекса Российской Федерации кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
По общему правилу, для отнесения требования к праву удержания необходимо, чтобы требование являлось следствием реализации обязательства, материальным предметом которого выступала удерживаемая вещь.
Между тем, арбитражным судом установлено, что железнодорожных вагоны N N 55807473, 55953202, 53707006, 555337072, 55533756, 55604797, 55604896, 55807382, 55807374, 55533665, 55807416, 55807424, 55807440, 55807507, 55807523, 55807572, 558076223, 55807648, 55953129, 55843353, 55953137, 55953152, 55968952, 55969018, 55969026, 55969042, 55843387, 55953319, 55953269 не являются предметом каких-либо договорных отношений между истцом и ответчиком по настоящему делу.
Удержание ООО "Компания "Смоленскнеруд" указанных железнодорожных вагонов направленно на стимулирование ООО "НТЦ "Контакт" к исполнению денежных обязательств, и в рамках рассматриваемых правоотношений недопустимо.
Таким образом, оснований для удержания железнодорожных вагонов у ООО "Компания "Смоленскнеруд" со ссылкой на нормы статьи 359 Гражданского кодекса Российской Федерации не имеется.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, у ООО "Компания "Смоленскнеруд" отсутствуют правовые основания для удержания принадлежащих истцу на праве собственности вагонов, в связи с чем, требования ООО НТЦ "Контакт" правомерно удовлетворены судом.
Относительно позиции суда первой инстанции о недоказанности ООО "Компания "Смоленскнеруд" обстоятельств несения убытков в общей сумме 21 926 000 рублей по вине ООО НТЦ "Контакт" арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, обязательными условиями наступления которой является наличие нарушения права (реального ущерба или упущенной выгоды), наличие вины причинителя вреда, а также причинной связи между двумя этими элементами.
Отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных элементов исключает наступление этого вида ответственности.
При этом размер реального ущерба или упущенной выгоды, а также наличие причинной связи подлежит доказыванию истцом.
Как усматривается из текста уточненного встречного искового заявления, в его обоснование ООО "Компания "Смоленскнеруд" ссылается на то обстоятельство, что с 29.12.2008 г. железнодорожный путь необщего пользования был занят вагонами ООО НТЦ "Контакт", в связи с чем ООО "Компания "Смоленскнеруд" не смогла выполнить обязательств по размещению (отстою) на этом пути вагонов ООО "Альфа-Блок", чем нарушило условия договора от 01.12.2008 г., и что повлекло причинение ООО "Компания "Смоленскнеруд" убытков в сумме 640 000 рублей в виде штрафа, подлежащего уплате ООО "Альфа-Блок" за выполнение обязательств по договору от 01.12.2008 г. по размещению на железнодорожном пути необщего пользования с 25.01.2009 г. до 01.04.2009 г. порожних железнодорожных вагонов. Кроме того заявитель указывает, что за период с 10.01.2009 г. по 11.01.2010 г. ООО "Компания "Смоленскнеруд" понесло убытки в виде упущенной выгоды на сумму 21 286 000 рублей по причине невозможности предоставлять принадлежащие ей железнодорожные пути необщего пользования для отстоя вагонов по другим договорам по цене 2 000 рублей за 1 вагон в день (367 дней х 2 000 рублей х 29 вагонов=21 286 000) (том 2 л.д.87-88).
То есть, ООО "Компания "Смоленскнеруд" указывает на вынужденность нахождения вагонов ООО "НТЦ "Контакт" на ж/д путях, в связи с чем, собственник вагонов обязан оплатить компенсацию за простой вагонов.
Однако, ООО "НТЦ "Контакт" сам обращался письмами N 74 от 31.03.2009 г., N 81 от 01.04.2009 г. с просьбой произвести отправку вагонов по указанным реквизитам. При этом один вагон N 55605091 был отправлен по реквизитам, указанным собственником.
Кроме того, ООО "НТЦ "Контакт" не размещало вагоны на путях ООО "Компания "Смоленскнеруд", а вагоны были размещены на путях по указанию ООО "Смоленские нерудные материалы", который должен был переправить вагоны ООО "НТЦ "Контакт", ранее арендованные ООО "Трансмежрегионресурс", в адрес ООО "Андреедмитриевский щебзавод".
Как следует из материалов дела эксплуатация данного пути необщего пользования осуществлялась ООО "Компания "Смоленскнеруд" на основании договора N В/57 от 01.01.2009 г. Следовательно, хранение ООО "Компания "Смоленскнеруд" вагонов, принадлежащих ООО "Альфа-Блок" и не предназначенных для ООО "Смоленские нерудные материалы" на данном пути необщего пользования, противоречит условиям указанного договора.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ООО "НТЦ "Контакт" отсутствует обязанность компенсировать ответчику убытки от нецелевого использования путей необщего пользования.
Доводы апелляционной жалобы апелляционным судом рассмотрены в полном объеме и отклоняются как несостоятельные и необоснованные.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25 января 2011 года по делу N А41-31729/09 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Черникова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-31729/2009
Истец: ООО "Научно-технический центр "Контакт"
Ответчик: ООО "Компания Смоленскнеруд", ООО "Компания Сомаленскнеруд"
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "Смоленскнеруд", ООО "Научно-технический центр "Контакт", ООО "Смоленские нерудные материалы", филиал ОАО РЖД Московская железная дорога смоленское отделение