г. Санкт-Петербург
26 мая 2011 г. |
Дело N А21-8949/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2514/2011) (заявление) ОАО "КалининградВторЦветМет" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.12.2010 по делу N А21-8949/2010 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "КалининградВторЦветМет"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Шульгиной Т.В. по доверенности от 17.05.2011 N 72-11-ПИ-06/8048
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "КалининградВторЦветМет" (далее - ОАО "КалининградВторЦветМет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - РО ФСФР России в СЗФО, административный орган) от 13.08.2010 N 72-10-816/пн о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса об административных право нарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Решением суда от 23.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, требования предписания от 31.05.2010 N 72-10-ИЛ-16/1325 им исполнены полностью, что подтверждается следующими документами: карточкой акционера, договором об оказании трансфер-агентских услуг от 19.02.2010. С учетом того, что допущенные нарушения Обществом исправлены, то совершенное им правонарушение содержит признаки малозначительности.
Общество, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в порядке части 3 статьи 156, части 2 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель РО ФСФР России в СЗФО возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по изложенным в отзыве доводам.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что РО ФСФР России в СЗФО предписанием от 31.05.2010 N 72-10-ИЛ-16/1325пд предложило Обществу в срок 30 дней с даты получения предписания: обеспечить ведение реестра акционеров именных ценных бумаг с требованиями Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденных Постановлением ФКЦБ России от 02.10.1997 N 27 (далее - Положение о ведении реестра); привести Правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг Общества в соответствие с требованиями Положения о ведении реестра.
Согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма N 23603526405017 предписание получено ОАО "КалининградВторЦветМет" 10.06.2010.
Неисполнение предписания в установленный срок явилось основанием для составления РО ФСФР России в СЗФО в отношении Общества протокола от 02.08.2010 об административном правонарушении, предусмотренным частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 13.08.2010 N 72-10-816/пн ОАО "КалининградВторЦветМет" признано виновным в совершении указанного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 13.08.2010 N 72-10-816/пн.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности административным органом вины Общества в совершении административного правонарушения. Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ суд не усмотрел.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) является федеральная служба по финансовым рынкам.
Согласно пункту 5.3.7 данного Положения Федеральная служба по финансовым рынкам выдает предписания эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям, специализированным депозитариям, агентам по выдаче, погашению и обмену инвестиционных паев, регистраторам акционерных инвестиционных фондов, лицам, осуществляющим ведение реестров владельцев инвестиционных паев, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими организациями и их должностными лицами на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 Положения о ведении реестра установлено, что требования Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг являются обязательными для регистраторов - профессиональных участников рынка ценных бумаг и эмитентов, осуществляющих ведение своего реестра владельцев именных ценных бумаг самостоятельно.
Положение о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг устанавливает порядок ведения и требования, предъявляемые к системе ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, обязательные для исполнения регистраторами и эмитентами.
Согласно пункту 3.3 Положения о ведении реестра лицевой счет зарегистрированного лица должен содержать:
- данные, содержащиеся в анкете зарегистрированного лица;
- информацию о количестве ценных бумаг, виде, категории (типе), государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, в том числе обремененных обязательствами и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций;
- список операций, представляющий часть регистрационного журнала, содержащую записи по лицевому счету зарегистрированного лица.
Лицевой счет эмитента открывается на основании письменного распоряжения его уполномоченных представителей для зачисления ценных бумаг, выкупленных (приобретенных) эмитентом, в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об акционерных обществах".
В нарушение пункта 3.3 Положения о ведении реестра в представленной Обществом в качестве лицевого счета зарегистрированного лица карточке акционера Аушева М.А отсутствуют: данные, содержащиеся в анкете зарегистрированного лица, а именно:
- гражданство, год и дата рождения, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), форма выплаты доходов по ценным бумагам (наличная или безналичная форма), при безналичной форме выплаты доходов - банковские реквизиты;
- информация о виде, категории (типе), государственном регистрационном номере выпуска ценных бумаг, учитываемых на лицевом счете зарегистрированного лица, в том числе обременных обязательствами и (или) в отношении которых осуществлено блокирование операций
В нарушение пункта 3.4.1 Положения о ведении реестра в анкете зарегистрированного лица Аушева М.А., представленной Обществом, не заполнены:
- форма выплат доходов по ценным бумагам (наличная или безналичная форма);
- при безналичной форме выплат доходов - банковские реквизиты.
В нарушение пункта 10.1.1 Положения о ведении реестра Обществом не предусмотрены формы договоров с трансфер-агентами.
В нарушение требований пункта 5.2.2 Положения о ведении реестра в Обществе ответственным за ведение реестра акционеров назначено только одно лицо, в связи с чем Общество не имеет возможности обеспечить требование раздела 5 Положения о ведении реестра.
Таким образом, ОАО "КалининградВторЦветМет" нарушены требования пунктов 3.3, 3.4.1, 10.1.1, 5.2.2 Положения о ведении реестра.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной камеральной проверки РО ФСФР России в СЗФО вынесло предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 31.05.2010 N 72-10-ИЛ-16/1325пд.
Согласно почтовому уведомлению о вручении почтового отправления N 23603526405017 предписание получено ОАО "КалининградВторЦветМет" 10.06.2010.
Документы, перечисленные в предписании, в указанный срок (до 13.07.2010 включительно) в РО ФСФР России в СЗФО представлены не были.
Согласно штампу входящей корреспонденции проставленному на сопроводительном письме ОАО "КалининградВторЦветМет" о предоставлении копий документов свидетельствующих об устранении нарушений указанных в предписании N 72-10-ИЛ-16/1325пд, документы поступили в РО ФСФР России в СЗФО 02.08.2010 вх. N 72-10-915-16.
При таких обстоятельствах, рассматриваемые действия (бездействие) заявителя содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество не представило суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им каких-либо мер по соблюдению вышеуказанных требований.
В срок, указанный в предписании, каких-либо сообщений, писем, ходатайств или иной информации о невозможности исполнить РО ФСФР России в СЗФО от заявителя не поступало.
Довод ОАО "КалининградВторЦветМет" о малозначительности совершенного правонарушения отклонен судом первой инстанции обоснованно.
Оснований для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции (с учетом конкретных обстоятельств дела и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", данных в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10) не усматривает.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав административного правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о ценных бумагах.
Поскольку материалами дела подтвержден факт совершенного Обществом административного правонарушения и доказана его вина, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено процессуальных нарушений, то суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно признал постановление РО ФСФР России в СЗФО от 13.08.2010 по делу об административном правонарушении N 72-10-816/пн законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23 декабря 2010 года по делу N А21-8949/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "КалининградВторЦветМет" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.И. Есипова |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8949/2010
Истец: ОАО "Калининградвторцветмет"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе, РО ФСФР России в СЗФО, Территориальный отдел Федеральной службы по финансовым рынкам в северо-Западнои федеральном округе, ТО РО ФС по финансовым рынкам в СЗФО
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2514/11