г. Владивосток |
Дело |
25 мая 2011 г. |
N А51-153/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 24 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Е.Л. Сидорович
судей: Т.А. Солохина, Г. М. Грачёв
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ООО "Лесной Квартал": Бойко В.Я. по доверенности от 24.05.2011 сроком действия 3 года, паспорт; Бурлак О.В. по доверенности от 24.12.2010 сроком действия 3 года, удостоверение,
от администрации Артемовского городского округа: Хаустова Т.И. по доверенности от 11.01.2011 сроком действия до 31.12.2011, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Лесной Квартал"
апелляционное производство N 05АП-3028/2011
на решение от 06.04.2011
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-153/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Лесной Квартал"
к Администрации Артемовского городского округа
о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии из бюджета Артемовского ГО на возмещение заявителю недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г. Артеме в сумме 68 804 440 руб. 05 коп., об обязании предоставить субсидию,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Лесной квартал" (далее по тексту - "заявитель", "общество") обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнений в порядке ст.49 АПК РФ) о признании незаконным отказа администрации Артемовского городского округа в возмещении недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений по адресу г.Артем, ул.Ульяновская, д. 9/1, 11/1 , 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, изложенный в письме от 01.11.2010 г. N 19-950 за подписью и.о. главы Артемовского городского округа, и об обязании предоставить договор о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение обществу недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах NN 9/1, 11/1, 11/2 в сумме 68 804 440,5 руб.
Решением суда от 06 апреля 2011 года в удовлетворении требований общества было отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель не согласен с выводом суда, что обществом нарушен порядок получения субсидии, и настаивает, что им для получения данных субсидий в Администрацию были представлены все необходимые документы в соответствии с Порядком, утв. Постановлением администрации Артемовского городского округа от 01.04.2010 года N 448-па. Полагает, что выявление недостатков выполненных работ не является основанием для отказа в предоставлении субсидий. В апелляционной жалобе общество указывает на тот факт, что заказчиком по государственным контрактам на строительство жилья являлся департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края, которым жилые помещения были приняты по актам приема-передачи, претензии со стороны заказчика в адрес застройщика не предъявлялись, в связи с чем, считает государственные контракты исполненными в полном объеме. Общество полагает, что отсутствие или наличие недостатков строительных работ, указанных в письме и претензии ответчика, не являющегося стороной по государственному контракту, не влияют на право общества получить от ответчика договор о предоставлении субсидии.
Администрации Артемовского городского округа против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Письмом от 27.01.2010 г. N 65 общество обратилось в Администрацию за заключением договора, гарантирующего софинансирование государственных контрактов N 4 от 26.06.2009 г., N 8 от 17.08.2009 г., N 9 от 30.11.2009 г. на приобретение жилищных помещений в многоквартирных жилых домах по адресу: г.Артем, ул.Ульяновская, д.9/1, 11/1, 11/2 для переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
15.04.2010 г. обществом в управление бухгалтерского учета и выплат Администрации был представлен расчет размера субсидий.
В связи с неполучением ответа по результатам рассмотрения данного расчета 18.06.2010 г. в Администрацию поступило письмо общества N 141 от 15.06.2010 г., в котором общество просило предоставить договор о предоставлении субсидий либо вернуть расчет с указанием причин его возврата.
Письмом от 23.06.2010 г. N 18-459 Администрация возвратила расчет заявителю по причине его несоответствия пункту 5.2 постановления Администрации от 01.04.2010 г. N 448-па.
06 июля 2010 г. расчет размера субсидий был повторно сдан в Администрацию.
Не получив ответ, письмами от 24.08.2010 г. N 218, от 24.09.2010 г. N 24 общество запросило Администрацию о результатах рассмотрения расчета субсидий.
Письмом от 01.11.2010 г. N 19-950 Администрация сообщила обществу о том, что в результате обследования жилых домов по адресу: г.Артем, ул.Ульяновская, д.9/1, 11/1, 11/2 был выявлен ряд дефектов, допущенных в ходе выполнения строительных работ, в связи с чем в адрес общества была направлена претензия об их устранении, и предложила обществу согласовать график субсидирования недополученных доходов после удовлетворения требований, указанных в претензии.
Расценив данное письмо как отказ, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Постановлением Администрации Приморского края от 02 марта 2009 г. N 50-па была утверждена Адресная программа Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009-2010 годы.
Пунктом 6.5 Программы предусмотрено, что приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда планируется осуществлять путем запроса котировок цен в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". При этом цена государственного контракта будет формироваться исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, утвержденной Минрегионом России.
На основании распоряжения Администрации Приморского края N 263-ра от 01.06.2009 г. "О мерах по созданию благоприятных условий деятельности организаций-застройщиков на рынке жилья Приморского края в 2009 году" администрацией Артемовского городского округа было принято решение о предоставлении субсидий из бюджета муниципального образования с целью возмещения организациям-застройщикам недополученных доходов, возникших в связи с исполнением государственного контракта, заключенного в рамках реализации программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, из расчета разницы средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, установленной Минрегионом на первый квартал 2009 года, и фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае, предоставленной Примкомстатом, общего объема площади приобретаемых жилых помещений по государственному контракту.
Порядок предоставления субсидий из бюджета Артемовского городского округа на возмещение организациям-застройщикам недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещении в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, с учетом необходимости стимулирования рынка жилья на 2009 год (далее по тексту "Порядок") был установлен постановлением Администрации от 01.04.2010 г. N 448-па.
Статьей 2 Порядка предусмотрено, что субсидии предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, заключившим с департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края государственные контракты на приобретение помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Артемовского городского округа.
Условия предоставления субсидии определены статьей 4 Порядка: заключение организацией-застройщиком государственного контракта с департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Артемовского городского округа, для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда; исполнение государственного контракта в полном объеме; передача в муниципальную собственность Артемовского городского округа жилых помещений, приобретенных по государственному контракту, подтвержденной свидетельством о праве собственности.
Как следует из материалов дела, между обществом и департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края были заключены государственные контракты N 4 от 26.06.2009 г., N 8 от 17.08.2009 г., N 9 от 30.11.2009 г. на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах по адресу г.Артем, ул.Ульяновская, д.9/1, 11/1, 11/2 для последующего использования в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда. Данные контракты были исполнены, построенные квартиры 29 декабря 2009 г. были переданы обществом департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края по актам приема-передачи. На основании распоряжения департамента имущественных отношений Приморского края от 28.12.2009 г. N 584-р квартиры были переданы в муниципальную собственность Артемовского городского округа. При этом, цена одного квадратного метра площади квартир по контрактам N 4 от 26.06.2009 г., N 8 от 17.08.2009 г. составила 31 800 руб., по контракту N 9 от 30.11.2009 г. - 30 000 руб., что ниже фактически сложившейся средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в Приморском крае.
Совокупность указанных обстоятельств соответствует условиям, определенным Порядком, что позволяет суду сделать вывод, что ООО "Лесной квартал" имеет право на предоставление ему соответствующей субсидии.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении требований, исходил из того, что заявителем в администрацию не был представлен полный пакет документов, предусмотренный п.5.3 Порядка. Данный вывод суда основан на свидетельских показаниях начальника управления бухгалтерского учета и выплат Администрации Сидоровой И.А., которая пояснила, что получила от общества только расчет размера субсидий от 15.04.2010 г., который вернула обществу обратно письмом от 23.06.2010 г. N 18-459. Факт передачи иных документов Сидорова И.А. не подтвердила. Указала, что в журналах учета входящей корреспонденции Администрации информация о поступлении от общества иных документов также отсутствует.
При этом в ходе рассмотрения дела заявитель настаивал, что 26.04.2010 г. в Администрацию им был представлен полный пакет документов, необходимый для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии, который был вручен лично начальнику управления бухгалтерского учета и выплат Администрации Сидоровой И.А. В судебном заседании апелляционной инстанции представитель общества Бойко В.Я. также подтвердил, что лично предоставил начальнику управления бухгалтерского учета и выплат Сидоровой И.А. комплект документов, предусмотренный п.5.3 Порядка предоставления субсидий.
Учитывая, противоречивость показаний свидетеля Сидоровой И.А. и пояснений представителя общества, лично представлявшего документы, апелляционный суд считает, что основывать вывод об отсутствии документов только лишь на основании данных показаний неправомерно.
Как следует из материалов дела, общество неоднократно (письмо от 27.01.2010 г. N 65, факт обращения 15.04.2010 г. подтверждается Сидоровой И.А. и письмом администрации от 23.06.2010 N 18-459, письмо общества N 141 от 15.06.2010 г., повторная сдача расчета 06 июля 2010 г., письма от 24.08.2010 г. N 218, от 24.09.2010 г. N 24) обращалось с вопросом о предоставлении субсидии в администрацию Артемовского городского округа. Между тем, такое обстоятельство как непредоставление полного пакета документов в качестве основания невозможности рассмотрения соответствующих обращений администрацией не указывалось.
Так, возвращая письмом N 18-459 от 23.06.2010 заявителю расчет размера субсидий, ответчик сослался на п.5.2 Порядка, в соответствии с которым размер субсидий рассчитывается по определенной формуле.
06.07.2010 ООО "Лесной квартал" направило в администрацию уточненный расчет на сумму 68 804 440, 50 руб. Отказывая обществу письмом N 19-950 от 01.11.2010 г., администрация сослалась на наличие недостатков строительных работ, в связи с чем предложила согласовать график субсидирования недополученных доходов после удовлетворения претензионных требований, касающихся выявленных недостатков строительных работ.
При этом, коллегия, проанализировав имеющуюся в материалах дела переписку, отмечает со стороны администрации нарушение сроков и порядка рассмотрения соответствующих документов и обращений общества. При этом, как указывалось выше, во всех случаях администрация не указывала обществу на факт непредоставления всех необходимых документов.
Согласно п.5.4 Порядка предусмотрено, что Управление бухгалтерского учета и выплат Администрации в течение 12 рабочих дней со дня предоставления документов, указанных в пункте 5.3 настоящего Порядка, проверяет расчет, согласовывает и направляет его в отдел учета и распределения жилья Администрации или возвращает его организации-застройщику с указанием причин возврата. Договор о предоставлении субсидии предоставляет организациям-застройщикам отделом учета и распределения жилья Администрации в течение 20 календарных дней со дня согласования расчета (пункт 5.5).
Однако указанный порядок администрацией не соблюдался.
При таких обстоятельствах, доводы администрации, касающиеся нарушений со стороны общества, выразившиеся в отсутствии полного пакета документов, коллегией отклоняются.
Апелляционный суд также считает, что отказ в предоставлении субсидий в связи с выявленными недостатками строительных работ также в данном случае является необоснованным.
Одним из условий предоставления субсидий является исполнения государственного контракта в полном объеме. Заказчиком по государственным контрактам N 4 от 26.06.2009 г., N 8 от 17.08.2009 г. выступает департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Приморского края. Многоквартирные жилые дома по адресу: г.Артем, ул.Ульяновская, д.9/1, 11/1, 11/2 были введены в эксплуатацию и переданы обществом департаменту 29 декабря 2009 г. по актам приема-передачи, претензий по качеству выполненных работ от заказчика не поступало, что свидетельствует об исполнении контракта. Факт исполнения государственных контрактов подтверждается последующие передачей квартир в муниципальную собственность Артемовского городского округа.
Выявленные в последствие недостатки строительных работ не могут являться основанием отказа в возмещении застройщику недополученных доходов, а должны разрешаться в порядке гражданского законодательства, что также предусмотрено п.8.1 государственных контрактов.
Отказывая обществу в возмещении недополученных доходов, администрация Артемовского городского округа нарушает Порядок, утв. Постановлением администрации Артемовского городского округа от 01.04.2010 N 448-па, препятствует исполнению положений программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009-2010 годы, утв. Постановлением Администрации Приморского края от 02 марта 2009 г. N 50-па, в части предоставления финансовой поддержки организаций-застройщиков.
Данный отказ нарушает права и законные интересы общества в экономической деятельности, так как лишает законного права на получение соответствующих субсидий, которые призваны покрыт недополученные обществом доходы.
Учитывая изложенное, суд апелляционный считает доводы жалобы обоснованными, а решение суда подлежащим отмене.
При этом, удовлетворяя требования общества и указывая в порядке п.п.3 п.4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации на обязанность администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, суд не указывает конкретную сумму недополученных доходов, так как сам по себе расчет размера субсидий не был предметом настоящего дела, требования материального характера обществом не заявлялись.
В связи с удовлетворением требований ООО "Лесной квартал", судебные расходы возлагаются на администрацию Артемовского городского округа.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 06 апреля 2011 года по делу N А51-153/2011 отменить.
Признать незаконным отказ администрации Артемовского городского округа в возмещении недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений по адресу г.Артем, ул.Ульяновская, д. 9/1, 11/1 , 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2009 год, изложенный в письме от 01.11.2010 г. N 19-950 за подписью и.о. главы Артемовского городского округа как несоответствующий постановлению администрации Артемовского городского округа от 01.04.2010 N 448-па.
Обязать администрацию Артемовского городского округа в двухнедельный срок предоставить договор о предоставлении субсидии из бюджета Артемовского городского округа на возмещение ООО "Лесной квартал" недополученных доходов в связи с реализацией жилых помещений в г.Артеме Приморского края по ул.Ульяновской в домах N N 9/1, 11/1, 11/2 в рамках Адресной программы Приморского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лесной квартал" излишне уплаченную по платежному поручению N 1313 от 22.04.2011 государственную пошлину в размере 1000 (одной тысячи) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Взыскать с администрации Артемовского городского округа в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лесной квартал" судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в общей сумме 3000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-153/2011
Истец: ООО "Лесной квартал"
Ответчик: Администрация Артемовского городского округа