г.Москва |
|
24.05.2011
|
N 09АП-8898/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.05.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.05.2011
Дело N А40-134602/10-94-841
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Кольцовой Н.Н., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2011 по делу N А40-134902/10-94-841 судьи Ерохина А.П.
по заявлению ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ИНН 1434031363, ОГРН 1051401746769)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284)
третьи лица: ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации
о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, об обязании Министерства обороны Российской Федерации к совершению действий,
при участии:
от заявителя: Гончаровой О.Г. по доверенности от 20.01.2011 N 7/33, паспорт 08 02 853915;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным бездействия Министерства обороны Российской Федерации, как главного распорядителя средств федерального бюджета, по неисполнению обязанности по обеспечению финансирования ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Восточная квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации по оплате потребленной тепловой энергии, в рамках заключенных государственных контрактов от 01.11.2008 N 92009 (3/1/03211/1301), 93009 (3/1/03211/1302), 94009 (3/1/03211/1303), 125009 (3/1/03211/1326), 930809 (3/1/03211/13011311), 277009 (3/1/03311/1337), 111009 (3/1/03311/1323), 957809 (3/1/03311/2537), от 01.01.2010 N 3/1/03311/2343, 3/1/03211/1810, 3/1/03211/1325 и об обязании Министерства обороны Российской Федерации, как главного распорядителя средств федерального бюджета выделить ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Восточная квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств и обеспечить финансирование на исполнение обязательств по оплате потребленной тепловой энергии, принятых в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов от 01.11.2008 N 92009 (3/1/03211/1301), 93009 (3/1/03211/1302), 94009 (3/1/03211/1303), 125009 (3/1/03211/1326), 930809 (3/1/03211/13011311), 277009 (3/1/03311/1337), 111009 (3/1/03311/1323), 957809 (3/1/03311/2537), от 01.01.2010 N 3/1/03311/2343, 3/1/03211/1810, 3/1/03211/1325.
Решением суда от 02.02.2011 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела, неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений заявителя, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 ст.200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как усматривается из материалов дела, между ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" и квартирно-эксплуатационными частями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими свою деятельность на территории г.Хабаровска и Хабаровского района Хабаровского края, заключены и до настоящего времени действуют государственные контракты на поставку тепловой энергии в горячей воде:
с ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - от 01.11.2008 N 92009, 93009, 94009, 125009, 930809 (впоследствии номера договоров были изменены на N3/1/03211/1301, 3/1/03211/1302, 3/1/03211/1303, 3/1/03211/1326, 3/1/03211/1311 соответственно);
с ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - от 01.01.2010 N 3/1/03311/2343, 3/1/03211/1810;
с ФГУ "Восточная квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - от 01.11.2008 N 277009, 111009, 957809 (впоследствии номера договоров были изменены на N 3/1/03311/1337, 3/1/03311/1323, 3/1/03311/2537 соответственно);
с ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации - от 01.01.2010 N 3/1/03211/1325.
Указанные контракты заключены для целей теплоснабжения объектов, находящихся в федеральной собственности. Согласно которым финансирование предусмотрено и осуществлялось способом перечисления выделенных главным распорядителем денежных средств из федерального бюджета на счета квартирно-эксплуатационных частей.
По состоянию на 01.10.2010, вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по оплате потребленной тепловой энергии в рамках заключенных государственных контрактов, у Учреждений перед ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" сложилась задолженность в общей сумме 56 673,6 тыс. руб.
Наличие указанной задолженности обусловлено недофинансированием квартирно-эксплуатационных частей из средств федерального бюджета, которое, в свою очередь, напрямую вызвано тем обстоятельством, что Министерством обороны Российской Федерации как главным распорядителем бюджетных средств не были доведены до квартирно-эксплутационных частей лимиты бюджетных обязательств в объеме, достаточном для исполнения принятых обязательств по государственным контрактам.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что в соответствии с п.2 Распоряжения Правительства РФ от 25.07.2007 N 982-р в обязанности Министерства обороны Российской Федерации входит обеспечение ежегодного финансирования учреждений, в том числе и ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Восточная квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации, в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующие цели.
В силу п.п.56, 71 ст.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в подразделениях Вооруженных сил.
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств - орган государственной власти, имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Статьей 158 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств обладает следующими полномочиями: осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
В соответствии со ст.281, 283 Бюджетного кодекса РФ, неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств однозначно расцениваются законодателем как нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и являются основаниями применения к нарушителю мер принуждения.
В настоящем случае, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что со стороны Министерства обороны Российской Федерации отсутствует незаконное бездействие.
Как следует из представленного заявителем в суд апелляционной инстанции письма Главной военной прокуратуры от 13.01.2011 N 2/4-4678/10/446, после проведения Финансовой инспекцией Минобороны России документов и подтверждения кредиторской задолженности, заместителем Министра обороны Российской Федерации Нагинским Г.М. подписаны решения на оплату кредиторской задолженности КЭЧ районов перед ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" на сумму 95,13 млн. рублей, которые в декабре 2010 года направлены в ДФО МО Российской Федерации для осуществления централизованной оплаты кредиторской задолженности.
Погашение неоплаченной в 2010 году кредиторской задолженности КЭЧ районов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, перед ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" будет осуществляться централизовано за счет лимитов бюджетных обязательств, назначенных для Министерства обороны Российской Федерации на 2011 год, после финансирования на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, из письма ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" от 02.12.2010 N 30/12962, направленного в адрес заместителя Генерального прокурора по ДВФО усматривается, что в соответствии с заключенным государственным контрактом от 20.07.2010 N 1-ТХ содержание, эксплуатация теплоэнергетического оборудования Министерства обороны Российской Федерации, в том числе расчеты со сторонними поставщиками тепловой энергии с 01.07.2010 возложены на ОАО "РЭУ".
Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации предприняло все предусмотренные законом действия по погашению задолженности квартирно-эксплуатационных частей Министерства обороны Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать на следующее.
Согласно ч.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются:
Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);
Центральный банк Российской Федерации;
органы государственного (муниципального) финансового контроля;
органы управления государственными внебюджетными фондами;
главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;
главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
получатели бюджетных средств.
В настоящем случае в качестве заявителя выступает Общество с ограниченной ответственностью, которое в соответствии с ч.1 ст.152 Бюджетного кодекса РФ не является участником бюджетных правоотношений.
Таким образом, вопросы, связанные с финансированием Министерством обороны подведомственных ему федеральных государственных учреждений, напрямую не затрагивают прав и законных интересов ОАО "Дальневосточная генерирующая компания".
Заявитель не лишен возможности в порядке искового производства обращаться в суд за взысканием сумм долга в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
В этой связи выбранный заявителем способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов нельзя признать надлежащим.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" требований является правомерным.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02.02.2011 по делу N А40-134602/10-94-841 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134602/2010
Истец: ОАО "Дальневосточная генерирующая компания"
Ответчик: Министерство Обороны Российской Федерации, ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ, ФГУ "Восточная квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны РФ, ФГУ "Восточная квртирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны РФ, ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны РФ, ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны РФ, ФГУ "Хабаровская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны РФ, ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплуатационная часть района" Минобороны РФ, ФГУ "Чернореченская квартирно-эксплутационная часть района" Миничстерства обороны РФ, Министерство финансов Российской Федерации, ФГУ "Краснореченская квартирно-эксплутационная часть района" Министерства обороны РФ