г. Москва |
Дело N А40-137943/10-118-789 |
"26" мая 2011 г. |
N 09АП-10286/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" мая 2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме "26" мая 2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей С.Н. Крекотнева, Н.О. Окуловой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Красиковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Московской области на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2011 по делу N А40-137943/10-118-789, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "РКОС" (ИНН 7728653167, ОГРН 10846383823) к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве (ИНН 7728124050) и Управлению Федерального казначейства по Московской области (ИНН 7725057310, ОГРН 1037739237601)
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы России по Московской области,
о признании незаконным бездействия и об обязании возвратить излишне уплаченные налоги
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Зверев А.К. по дов. N 8 от 26.04.2011, Зверева М.Р. по дов. N 7 от 28.02.2011, Веденеев Д.М. на основании приказа N 1/08 от 20.03.2008
от заинтересованных лиц: ИФНС России N 28 по г. Москве - Арутюнов P.P. по дов. N 15/6125 от 12.03.2010; УФК по Московской области - Макарова СБ. по дов. N 4у от 11.01.2011
от третьего лица - Андреев Ю.А. подов. N 06-15/1215вн от 16.05.2011
УСТАНОВИЛ
Решением от 05.03.2011 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "РКОС" требования частично. Признано незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, бездействие Управления Федерального казначейства по Московской области, выразившееся в необеспечении возврата ООО "РКОС" суммы излишне уплаченного налога в размере 92 681 рублей. На УФК по Московской области возложена обязанность обеспечить возврат и поступление на расчетный счет ООО "РКОС" денежной суммы в размере 92 681 руб. излишне уплаченного налога. В удовлетворении требований к Инспекции ФНС России N 28 по г.Москве отказано. УФК по Московской области не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в апелляционной желобе. В судебном заседании представитель УФК по Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель заявителя полагает решение суда обоснованным и правомерным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению. Отзыв на апелляционную жалобу представлен. Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы России N 28 по г. Москве также согласен с решением суда первой инстанции и представил отзыв на апелляционную жалобу. Представитель третьего лица - Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области с решением суда первой инстанции согласен, отзыв на апелляционную жалобу представлен.
Проверив в порядке статьей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятого решения, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "РКОС", зарегистрированное в качестве налогоплательщика в Инспекции ФНС N 28 по г. Москве, исполняя обязанности по уплате налогов, допустило техническую ошибку при оформлении соответствующих платежных поручений за период с 17 июля по 24 декабря 2008 года. В частности, правильно указывая в качестве получателя денежных средств УФК по г. Москве (Инспекция ФНС России N 28 по г. Москве) ИНН 7728124050 КПП 772801001, ошибочно указывало не расчетный счет данного получателя, а расчетный счет УФК по Московской области. Таких платежных поручений с ошибочным указанием расчетного счета заявитель оформил 18 штук на общую сумму 92 681 руб. Обнаружив ошибку, ООО "РКОС" 31 декабря 2008 года вновь уплатило те же виды налогов, по надлежащим реквизитам на расчетный счет УФК по г. Москве (Инспекция ФНС России N 28 по г. Москве) ИНН 7728124050 КПП 772801001. Все виды налогов, уплаченных заявителем, как по ошибочным реквизитам, так и по надлежащим реквизитам, относятся к виду федеральных налогов, предусмотренных пунктом 2 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Статьей 78 Кодекса предусмотрен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов (сборов, пени, штрафов), который распространяется на платежи, удовлетворяющие требованиям пункта 3 статьи 45 Кодекса, но перечисленные излишне (зачет производится по соответствующим видам налогов и сборов налоговым органом по месту учета налогоплательщика и т.д.). Порядок возврата средств, не относящихся к излишне уплаченным (статья 78 Кодекса) или излишне взысканным (статья 79 Кодекса) налоговым платежам законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
По мнению суда апелляционной инстанции, к указанным правоотношениям подлежат применению положения бюджетного законодательства. Согласно пункту 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся в т.ч. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что к собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций. Пунктом 10 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 г. N 92н, установлено, что поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счет(а) органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям,- зачисляемым в федеральный бюджет; платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом. Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения. Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
Кроме того, в соответствии с пунктом 12 раздела III "Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределением между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 сентября 2008 г. N 92н, невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа.
В данном случае ООО "РКОС" обратилось к Инспекции с заявлением о том, что им были ошибочно оформлены платежные поручения на оплату налогов, а также о том, что ошибка исправлена и налоги уплачены по надлежащим реквизитам, в связи с чем излишне уплаченная в федеральный бюджет сумма налога подлежит возврату заявителю. Вместе с тем, Инспекция письмом от 30.01.2009 N 02-09/3106 направила заявление обществу с копиями платежных поручений в УФК по Московской области для рассмотрения вопроса о возврате денежных средств из бюджета. УФК по Московской области сообщило заявителю о том, что он не уполномочен осуществлять возвраты налоговых поступлений на основании заявлений плательщиков и предложил заявителю обратиться в Инспекцию.
Согласно статье 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджетов по доходам предусматривает возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов.
По мнению суда апелляционной инстанции, Инспекцией были предприняты необходимые действия для возврата заявителю соответствующих сумм налогов. Возврат соответствующих сумм налогов и перечисление их на расчетный счет налогоплательщика осуществляется органами федерального казначейства. К аналогичному выводу пришел суд первой инстанции.
Судом первой инстанции исследованы обстоятельства, имеющие значение по данному делу, дана надлежащая правовая оценка доводам заинтересованного лица и имеющимся в деле доказательствам. У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Управления Федерального казначейства по Московской области.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.03.2011 по делу N А40-137943/10-118-789 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137943/2010
Истец: ООО "РКОС"
Ответчик: ИФНС N28, ИФНС России N 28 по г. Москва, Управление федерального казначейства по МО, УФК по Московской области
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-10286/11