г. Саратов |
Дело N А57-15120/2009 |
27 мая 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Комнатной Ю.А., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Хворостенко Ю.В.,
при участии в судебном заседании:
от Белолипцевой Натальи Николаевны - Кожокарь И.Н. по доверенности N 64АА 0156402 от 13.01.2011 г.. (паспорт);
от общества с ограниченной ответственностью "Помощь" - Мелихов В.А. по доверенности от 19.10.2010 г.. (паспорт);
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Галкина Т.В. по доверенности N 56 от 15.01.2011 г.. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Помощь" (г. Саратов) и Белолипцевой Натальи Николаевны (г. Саратов)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "15" февраля 2011 года по делу N А57-15120/2009, принятое судьей Лескиной Т.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Помощь" (г. Саратов)
заинтересованные лица: Управление капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), администрация муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Управление по культуре муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по землепользованию и градостроительству муниципального образования "Город Саратов" (г. Саратов), Комитет по охране культурного наследия Саратовской области (г. Саратов)
третьи лица: Тарасова Валентина Григорьевна (г. Саратов), Белолипцева Наталья Николаевна (г. Саратов)
о признании недействительным приказа N 2 от 06.07.2009 г.. об отмене разрешения на строительство от 09.02.2009 г.. N RU64304000-13; признании недействительными действий и.о. заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" и обязании заместителя главы муниципального образования "Город Саратов" отменить приказ об отмене разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 15.02.2011 г. отказано в удовлетворении уточненных в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) требований общества с ограниченной ответственностью "Помощь" (далее - ООО "Помощь", Общество) о признании недействительным приказа N 2 от 06.07.2009 г.., принятого и.о. заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству, председателем Комитета по капитальному строительству, об отмене разрешения на строительство от 09.02.2009 г.. N RU64304000-13, выданного ООО "Помощь" на строительство стационарного кафе по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, проспект Энтузиастов, признании недействительными действий и.о. заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству, председателя Комитета по капитальному строительству Казакбаева С.М., направленных на отмену разрешения на строительство от 09.02.2009 N RU64304000-13, выданного ООО "Помощь" на строительство стационарного кафе по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, проспект Энтузиастов, и обязании заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству, председателя Комитета по капитальному строительству отменить приказ N 2 от 06.07.2009 об отмене разрешения на строительство стационарного кафе по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, проспект Энтузиастов.
ООО "Помощь" и Белолипцева Наталья Николаевна (далее - Белолипцева Н.Н.), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратились в апелляционный суд с жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ судебное заседание по рассмотрению апелляционных жалоб проводится в отсутствие представителей Управления капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Управления по культуре муниципального образования "Город Саратов", Комитета по землепользованию и градостроительству муниципального образования "Город Саратов", Комитета по охране культурного наследия Саратовской области, Тарасовой Валентины Григорьевны, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации г. Саратова от 22.01.2007 г.. N 19-р ООО "Помощь" утвержден проект границ земельного участка площадью 0,0229 га, расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Авиастроителей и проспект Энтузиастов в Заводском районе.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.05.2007 г.. N Т-1415-р земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 64:48:02 03 14:0083, площадью 229 кв.м., расположенный по адресу: г. Саратов, ул. Авиастроителей, пр. Энтузиастов, предоставлен ООО "Помощь" в аренду сроком на 49 лет для строительства стационарного кафе.
Во исполнение названного распоряжения 01.06.2007 г.. заключен договор аренды указанного земельного участка.
20.06.2007 г.. в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись N 64-64-01/162/2007-453 о его государственной регистрации.
Согласно условиям указанного договора аренды земельный участок предоставлен заявителю для строительства стационарного кафе в границах, указанных в кадастровом плане от 19.04.2007 г.. N 48/07-5723. На кадастровый учет, данный земельный участок поставлен с разрешенным использованием (назначением): многоцелевое, предварительное согласование места размещения стационарного кафе, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 19.04.2007 г..
В отношении запланированного к строительству объекта 27.02.2008 г.. Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова утвержден рабочий проект (архитектурно-планировочная часть).
Как следует из его пояснительной записки, на осваиваемом земельном участке располагается подлежащее реконструкции сезонное кафе, проектируемое как пункт быстрого питания за счет привозной готовой продукции. Далее рабочий проект содержит технико-экономические показатели предполагаемого к строительству кафе, его общую площадь 100 кв. м и площадь застройки, равная 105,4 кв. м.
11.11.2008 г.. заместителем главы администрации МО "Город Саратов" по градостроительству утвержден градостроительный план земельного участка N RU64304000-224. Раздел 2 названного плана содержит информацию о градостроительном регламенте земельного участка, установленного в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г.. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов". Из информации усматривается расположение земельного участка в зоне Р-2 "Зона зеленых насаждений общего пользования", основной вид которой градостроительным регламентом не установлен.
09.02.2009 г.. заместителем главы администрации МО "Город Саратов" по градостроительству, председателем Комитета по капитальному строительству ООО "Помощь" выдано разрешение N RU64304000-13 на строительство стационарного кафе по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, пр. Энтузиастов.
06.07.2009 г.. исполняющим обязанности заместителя главы администрации МО "Город Саратов" по градостроительству, председателем Комитета по капитальному строительству Казакбаевым С.М. издан приказ N 2 об отмене разрешения на строительство от 09.02.2009 г.. N RU64304000-13 в связи с несоответствием правоустанавливающих документов на земельный участок градостроительному плану земельного участка, утвержденному 11.11.2008 г.., отсутствием разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка со ссылкой на пункты 5.3.1 и 6.2 части 1 раздела 2 решения Саратовской городской Думы от 29.04.2008 г.. N 27-280 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов".
ООО "Помощь", не согласившись с приказом N 2 от 06.07.2009 г.. и действиями и.о. заместителя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" по градостроительству, председателя Комитета по капитальному строительству, обратилось в арбитражный суд Саратовской области с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемые действия и решение соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы Общества.
Апелляционная инстанция считает выводы суда законными, обоснованными, соответствующими обстоятельствам дела по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений, действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающим застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.
Часть 4 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
В силу положений ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются, в том числе документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
Положения ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определяют, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах границ территориальной зоны.
Документами градостроительного зонирования и документами планировки территории муниципального образования "Город Саратов" являются Генеральный план города Саратова, утвержденный решением Саратовской городской Думы от 28.08.2008 N 25-240 и Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280.
Судом первой инстанции на основании Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" установлено, что земельный участок, предоставленный в аренду заявителю, находится в зоне Р-2 "Зона зеленых насаждений общего пользования", для которой органом местного самоуправления не определен основной вид разрешенного использования, а к условно разрешенным видам разрешенного использования отнесены в том числе: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание (без хранения и демонстрации товаров или обслуживания вне полностью закрытого здания - объекты рассчитанные на малый поток посетителей (менее 150 кв.м. площади); объекты с особым (вечерним, ночным и/или круглосуточным) режимом работы: ночные бары, рестораны, магазины "24 часа").
Данные обстоятельства подтверждаются также градостроительным планом земельного участка N RU64304000-224, утвержденного 11.11.2008 г.. заместителем главы администрации МО "Года Саратова" Деминым А.Д., и не оспариваются сторонами.
В силу ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Кодекса.
В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.
Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
Таким образом, действующим законодательством с целью соблюдения прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства решение вопросов предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны публичные слушания.
В материалах дела отсутствуют разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, доказательства организации публичных слушаний по данному вопросу, что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Суд первой инстанции, проанализировав вышеизложенные правовые нормы и исследовав материалы дела, пришел к правильному выводу о том, что разрешение N RU64304000-13 на строительство стационарного кафе по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, пр. Энтузиастов, выдано в нарушение положений ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации как противоречащее градостроительному плану земельного участка (при отсутствии разрешения органов местного самоуправления на условно разрешенный вид использования земельного участка). Фактически разрешение на строительство выдано без учета мнения граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в которой предоставлен земельный участок заявителю.
Согласно ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его несоответствия закону, в том числе ранее выданное разрешение на строительство, при условии его несоответствия законам и иным нормативным актам либо нарушения порядка его выдачи.
В соответствии с Постановлением главы администрации г. Саратова от 17.01.2004 г.. N 14 "О распределении обязанностей между главой администрации города Саратова и заместителя глав администрации города" (раздел 6) заместитель главы администрации города по градостроительству, председатель комитета по капитальному строительству ведет вопросы: строительства и архитектуры, градостроительной политики и земельных ресурсов; контроля за использованием земель на территории города в пределах, предусмотренных действующим законодательством; разработки и реализации правил землепользования и застройки, а также имеет право выдавать разрешения на строительство и ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, к компетенции должностного лица - заместителя главы администрации города Саратова по градостроительству, председателя комитета по капитальному строительству отнесено как выдача разрешений на строительство, так и контроль за использованием земель на территории города Саратова.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что разрешение на строительство, выдаваемое заместителем главы администрации города Саратова по градостроительству, председателем комитета по капитальному строительству, является муниципальным ненормативным правовым актом, принимаемым в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в рамках реализации полномочий должностного лица орган местного самоуправления.
Таким образом, к компетенции должностного лица - заместителя главы администрации города Саратова по градостроительству, председателя комитета по капитальному строительству отнесено как выдача разрешений на строительство, так и контроль за использованием земель на территории города Саратова.
В апелляционных жалобах заявители указывают на то, что положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрены основания и порядок отмены ранее выданных разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию.
Однако заявителями апелляционных жалоб не учтено, что под. 3 п. 3 статьи 28 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности. Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии у компетентного органа правомочий отменить принятый им ранее акт с целью контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций.
При этом отсутствие в муниципальных правовых актах органов местного самоуправления муниципального образования "Город Саратов" указания на то, каким по форме муниципальным актом (приказ, распоряжение) может быть отменено разрешение на строительство, не может ограничивать полномочия и право должностных лиц органов местного самоуправления, закрепленные в статье 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вместе с тем отказ в удовлетворении заявленных требований не лишает заявителя возможности защиты своих прав при взыскании убытков, понесенных им в связи с отменой разрешения на строительство от 09.02.2009 г.. N RU64304000-13 (статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации). Указанный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной им в Определении от 17.12.2009 г.. N ВАС-14948/09 по делу N А67-6006/2008.
Кроме того, ч.12 ст. 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения, принятого по итогам публичных слушаний.
Судом первой инстанции установлено, что 25.07.2009 г.. ООО "Помощь" заключен договор купли-продажи, по которому незавершенное строительством нежилое здание "Кафе" по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, проспект Энтузиастов, в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:02 03 14:0083 передано в собственность Тарасовой В.Г., о чем 05.08.2009 г.. внесена соответствующая запись в ЕГРП.
В свою очередь Тарасова В.Г. согласно договору замены стороны в обязательстве 08.08.2009 г. передала Белолипцевой Н.Н. права и обязанности по договору аренды земельного участка N 339 от 01.06.2007 г., заключенного на основании распоряжения КУИ Саратовской области N Т-1415-р от 07.05.2007 г.
В соответствии с соглашением об отступном от 08.08.2009 г. Тарасова В.Г. передала Белолипцевой Н.Н. в собственность незавершенное строительством нежилое здание "Кафе" по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, проспект Энтузиастов, в границах земельного участка с кадастровым номером 64:48:02 03 14:0083.
Решением Заводского районного суда г. Саратова от 06.12.2010 г.. по делу N 22241/10 за Белолипцевой Н.Н. признано право собственности на нежилое одноэтажное здание стационарного кафе общей площадью 103,8 кв.м, расположенное по адресу: г. Саратов, Заводской район, ул. Авиастроителей, проспект Энтузиастов.
В апелляционных жалобах заявители ссылаются на то, что решением Заводского районного суда г. Саратова от 06.12.2010 г.. по делу N 2-2241/10, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 02.02.2011 г.., установлено, что Белолипцева Н.Н. возводила спорный объект недвижимости на земельном участке, находящемся в ее пользовании на законном основании, действуя добросовестно, осуществляла строительство в соответствии с целевым назначением и его разрешенным использованием с соблюдением требований строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.
Между тем указанный довод правового значения при оценке законности оспариваемого приказа не имеет. Добросовестность действий заявителя при приобретении прав на земельный участок и получении разрешения на строительство может быть учтена в случае возникновения спора в отношении возведенного строения. Договор аренды земельного участка от 01.06.2007 г.. N 339 площадью 229 кв.м, предоставленного ООО "Помощь", а также договор замены стороны в обязательстве от 08.08.2009 г.. о передаче Белолипцевой Н.Н. прав и обязанностей по названному договору аренды не оспорены в судебном порядке и не признаны недействительными. Нарушений при заключении договора аренды земельного участка с ООО "Помощь" не установлено.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
На территории охранных зон в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия устанавливается особый режим и использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов РФ.
В статье 15 Закона Саратовской области N 69-ЗСО "Об охране и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ" определено, что границы зон охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, режим использования земель утверждаются главой муниципального образования по согласованию с уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела, монумент "Героям фронта и тыла" установлен в 1977 г. по адресу: г. Саратов, пр. Энтузиастов, 22.
На основании распоряжения Комитета по управлению имуществом города Саратова от 11.04.2008 г.. N 372-р "О передаче муниципального имущества с баланса Комитета по культуре Администрации г. Саратова на баланс муниципального бюджетного учреждения культуры "Культурное наследие" названный монумент, как объект муниципальной собственности, передан на баланс МБУК "Культурное наследие". Оформлен паспорт объекта.
В соответствии со справкой МУП "Городское Бюро технической инвентаризации" N 0001764 от 24.07.2008 г.. сооружение - монумент "Героям фронта и тыла" 1941-1945г.г. отнесено к историческому памятнику.
На земельный участок под монументом "Героям фронта и тыла" оформлен кадастровый паспорт. Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости, подготовленной территориальным отделом N 1 Управления Роснедвижимости по Саратовской области 25.03.2010 г.., разрешенное использование определено - под объект культуры.
Из пояснений представителя Управления культуры Администрации МО "Город Саратов" следует, что поскольку монумент "Героям фронта и тыла" как произведение монументального искусства представляет собой историко-культурную ценность, структурное подразделение органа местного самоуправления "Город Саратов" - Управление по культуре - во исполнение своих полномочий и в соответствии с нормами федерального законодательства направило соответствующее обращение в Комитет по охране культурного наследия Саратовской области о внесении его в списки вновь выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Саратова с последующим включением в реестр объектов культурного наследия местного значения.
Однако в настоящее время монумент "Героям фронта и тыла" не включен в реестр объектов культурного наследия местного значения.
Между тем как правильно указал суд первой инстанции, ни действовавшим ранее Законом РСФСР от 15.12.1978г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", ни действующим в настоящее время Законом N 73-ФЗ отнесение объектов к объектам культурного наследия связано не с фактом включения их в соответствующие списки, постановки на учет и оформления необходимой документации, а с такими их признаками как возникновение в результате исторических событий, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющихся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что разрешение на строительство, выдаваемое заместителем главы администрации города Саратова по градостроительству, председателем комитета по капитальному строительству, является муниципальным ненормативным правовым актом, принимаемым в соответствии с положениями ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в рамках реализации полномочий должностного лица орган местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что приказ N 2 от 06.07.2009 г.. об отмене разрешения на строительство от 09.02.2009 г.. N RU64304000-13 был принят уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, путем реализации права, предусмотренного ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в связи с несоответствием разрешения на строительство градостроительному плану земельного участка.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в полном объеме.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "15" февраля 2011 года по делу N А57-15120/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15120/2009
Истец: ООО "Помощь"
Ответчик: Администрация г. Саратова, Администрация МО "Город Саратов", Исполняющий обязанности начальника Управления капитального строительства администрации МО "город Саратов" Казакбаев С. М., Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по охране культурного наследия Саратовской области, Управление капитального строительства администрации МО "Город Саратов", Управление капитального строительства администрации муниципального образования "Город Саратов", Управление по культуре администрации муниципального образования "Город Саратов"
Третье лицо: Белолипцева Н. Н., Комитет по архитектуре и градостроительству администрации г. Саратова, Комитет по земельным ресурсам, Комитет по охране культурного наследия Саратовской области, Тарасова В. Г., Управление по культуре администрации МО "Город Саратов"