27 мая 2011 г. |
Дело N А55-26198/2010 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области Андреева Н.П. (доверенность от 20.05.2011 N 04-06/08266),
представителя ООО "РАММА" Начарова Д.В. (доверенность от 11.10.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.05.2011 в помещении суда апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.03.2011 по делу N А55-26198/2010 (судья Коршикова Е.В.), принятое по заявлению ООО "РАММА" (ИНН 6317073295, ОГРН 1086317001308), г.Самара, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области, г.Самара,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РАММА" (далее - ООО "РАММА", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 28.06.2010 N 21766 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 14.03.2011 по делу N А55-26198/2010 Арбитражный суд Самарской области заявление общества удовлетворил.
Налоговый орган по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит отменить решение суда первой инстанции.
Общество апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
Представитель налогового органа в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное.
Представитель общества апелляционную жалобу отклонил.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, в выступлении представителей общества и налогового органа в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации ООО "РАММА" по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС, налог) за 4 квартал 2009 года принял решение от 28.06.2010 N 21766, которым предложил обществу уплатить НДС в сумме 261 577 руб. и штраф в сумме 52 315 руб. 40 коп., а также уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог в сумме 173 855 руб.
Решением от 16.11.2010 N 03-15/29638 Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области оставило решение налогового органа без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что 20.01.2010 ООО "РАММА" представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2009 с отражением налога к возмещению из бюджета в сумме 173 855 руб.
Ст.171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст.166 НК РФ, на полагающиеся налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ.
По общему правилу, установленному п.1 ст.172 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с п.2 ст.169 НК РФ в целях принятия НДС к вычету счет-фактура должен соответствовать требованиям п.5 и 6 данной статьи.
Положения ст.176 НК РФ находятся во взаимосвязи с положениями ст.ст.171 и 172 НК РФ и предполагают возможность возмещения налогов из бюджета при наличии реального осуществления хозяйственных операций с товарами, в отношении которых заявлено возмещение. Согласно ст.88 НК РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности или неправомерности применения налоговых вычетов, не истребовав и не проверив соответствующие документы, предусмотренные ст.172 НК РФ.
Обязанность по предоставлению таких документов возникает у налогоплательщика только при условии направления налоговым органом соответствующего требования.
Следовательно, положения налогового законодательства не обязывают общество одновременно с подачей налоговой декларации представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета. Эта обязанность возникает у него с момента получения требования налогового органа о представлении указанных документов. Иное означало бы возложение на налогоплательщика не установленной законодательством о налогах и сборах обязанности и создавало бы неопределенность в правоприменении.
Согласно п.1 ст.93 НК РФ (в редакции, действовавшей на дату выставления требования) должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п.3 ст.93 НК РФ).
Налоговый орган направил требование от 04.02.2010 N 11-40/6783/214 о представлении документов (информации) по адресу регистрации ООО "РАММА" (443099, г.Самара, ул.Алексея Толстого, 45 А) и по месту жительства руководителя общества Иванова С.Ю. (443041, г.Самара, ул.Ленинская, 151, 2).
В связи с неисполнением ООО "РАММА" требования налоговый орган сделал вывод о том, что общество неправомерно заявило налоговый вычет по НДС.
Однако, как видно из материалов дела, на момент принятия оспариваемого решения у налогового органа отсутствовали сведения о вручении ООО "РАММА" требования либо об отказе общества от его получения.
Представленные налоговым органом копии реестров заказных писем доказательством получения обществом требования не являются.
Поскольку требование о представлении документов ООО "РАММА" не получено и общество не имело возможности до принятия оспариваемого решения представить в налоговый орган документы, суд первой инстанции обоснованно отклонил довод налогового органа об отсутствии документов, подтверждающих правомерность заявленных налоговых вычетов.
Без исследования в рамках камеральной налоговой проверки документов ООО "РАММА", подтверждающих его право на налоговые вычеты, у налогового органа отсутствовали законные основания для вывода о неполной уплате обществом сумм НДС и привлечения его к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ.
Доказательств получения обществом акта камеральной налоговой проверки от 05.05.2010 N 17873 и уведомления от 05.05.2010 N 11-27/13411/2905 о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган также не представил.
Как уже указано, копия реестра заказных писем доказательством получения почтовой корреспонденции не является.
Неполучение акта проверки и уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки лишило общество его права участвовать в рассмотрении этих материалов и давать пояснения.
То обстоятельство, что налоговый орган на момент вынесения оспариваемого решения не располагал сведениями о получении обществом указанных документов, свидетельствует о формальном подходе к проведению проверки, а также существенном нарушении условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.
Доводы налогового органа об отсутствии ООО "РАММА" по адресу регистрации и о незаключении с ФГУП "Почта России" договора на оказание услуг почтовой связи являются необоснованными, поскольку, как видно из материалов дела, общество по указанному адресу почтовую корреспонденцию получает.
Документы, подтверждающие право на применение налоговых вычетов по НДС, общество представило в суд первой инстанции.
Оценив представленные обществом документы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что эти документы свидетельствуют о соблюдении обществом требований НК РФ, заявленные в налоговой декларации суммы налоговых вычетов по НДС соответствуют указанным в книге покупок и подтверждаются счетами-фактурами, накладными, актами выполненных работ.
Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N 267-О указали, что суды обязаны принять и оценить все документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком непосредственно в арбитражный суд.
У налогового органа имелось достаточно времени, чтобы ознакомиться с представленными обществом документами и представить свое мнение по ним. Представление документов после окончания мероприятий налогового контроля не препятствует налоговому органу как стороне по делу представить свои доводы по доказательной силе этих документов.
Вывод суда подтверждается арбитражной судебной практикой (постановления ФАС Поволжского округа от 12.04.2011 по делу N А55-14064/2009, от 03.09.2009 по делу N А57-23021/2008 (Определением ВАС РФ от 23.12.2009 N ВАС-16522/09 в передаче в Президиум ВАС РФ отказано) и др.).
Вместе с тем, возражений относительно комплектности и оформления документов, подтверждающих налоговые вычеты, а также в отношении суммы налога, налоговый орган не представил.
Утверждение налогового органа о непредставлении ООО "РАММА" в суд первой инстанции товарных накладных (форма ТОРГ-12) материалами дела не подтверждается.
Непредставление обществом доказательств оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, поскольку из положений ст.172 НК РФ следует, что момент предъявления НДС к вычету связан лишь с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг) и наличием соответствующих документов.
Договор основанием для применения налогового вычета по НДС не является.
Ссылка налогового органа на судебные акты по другим делам не может быть принята во внимание, поскольку эти акты были приняты в отношении иной совокупности фактических обстоятельств, установленных по спорам с участием других налогоплательщиков.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 14 марта 2011 года по делу N А55-26198/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-26198/2010
Истец: ООО "РАММА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области