Страховой стаж
К сожалению, законы и подзаконные акты отстают от жизни. Приказ Минздравсоцразвития от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" (далее - Приказ N 91) затронет каждого работающего, а также добавит работы бухгалтерам и работникам кадровой службы.
Немного истории
Статья 183 ТК РФ предусматривает выплату пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Однако такие законы, необходимость принятия которых вытекает из ст. 1 и 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), до недавнего времени отсутствовали. В связи с этим КС РФ вынес Определение от 02.03.2006 N 16-О, в котором обязал федерального законодателя урегулировать порядок и условия реализации конституционного права каждого гражданина на социальное обеспечение в случае болезни и ввести новый правовой порядок не позднее 1 января 2007 года. Это сделал Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В соответствии со ст. 13 и 16 Закона N 255-ФЗ был издан Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам". Теперь мы знаем, что такое страховой стаж, как его считать и что в него включать. Надо отметить, что понятие "страховой стаж" было определено в 1999 году Законом N 165-ФЗ, но механизма его подсчета и подтверждения не было. В ст. 3 Закона N 165-ФЗ говорится, что страховой стаж - это суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов и (или) налогов.
До 01.01.2007 для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам использовалось такое понятие, как непрерывный трудовой стаж. Пункт 1 Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совмина СССР от 13.04.1973 N 252 (далее - Правила 1973 г.), определял непрерывный трудовой стаж как продолжительность последней непрерывной работы на данном предприятии. В определенных случаях во внимание принималось также время предыдущей работы с учетом причин расторжения трудового договора и продолжительности перерывов в работе.
При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохранялся при условии, если перерыв в работе не превышал одного месяца. В случае увольнения после 01.09.1983 по собственному желанию без уважительных причин он сохранялся, если перерыв в работе составил не больше трех недель (п. 2 Правил 1973 г.). При социалистическом способе ведения хозяйственной деятельности данные нормы способствовали формированию стабильных трудовых коллективов, сокращению текучести кадров и укреплению трудовой дисциплины. Связь негативных последствий с реализацией работником права на прекращение трудового договора по своей инициативе нарушает закрепленные Конституцией РФ основные права и свободы человека и гражданина - право на труд, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 ч. 1 Конституции РФ) и противоречит целям и содержанию трудового договора как двухстороннего, в котором реализуются перечисленные конституционные права.
В Определении от 02.03.2006 N 16-О Конституционный суд указал, что применение подобного правового регулирования не согласуется с принципами обязательного страхования работающих граждан на случай временной нетрудоспособности, его предназначением, поскольку страховое обеспечение, призванное возместить работнику временно утраченный заработок, по существу, ставится в зависимость от наличия и длительности перерывов в работе, что приводит к наделению обязательного социального страхования не свойственными ему функциями. Оно существенно снижает объем страхового обеспечения по сравнению с тем, который предоставляется при наступлении временной нетрудоспособности работникам с таким же средним заработком и трудовым (страховым) стажем при иных обстоятельствах трудовой деятельности, чем нарушается равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 ч. 1 и 2 Конституции РФ).
Конституционный суд постановил, что положения п. 1 Правил 1973 г., п. 25-27 Основных условий обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденных Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, и п. 30 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного Постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6, в части, увязывающей право на получение пособия по временной нетрудоспособности и его размер с длительностью непрерывного трудового стажа, в силу правовых позиций, выраженных КС РФ в определениях от 04.03.2004 N 138-О и от 02.03.2006 N 16-0, с 01.01.2007 не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как противоречащие Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 37 (ч. 1), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) и утрачивают силу.
В современных экономических условиях вряд ли можно непрерывно проработать на одном предприятии всю жизнь, поэтому введение понятия "страховой стаж" целесообразно.
Что входит в страховой стаж?
Статьей 16 "Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам" Закона N 255-ФЗ определены:
- периоды работы, включаемые в страховой стаж;
- порядок исчисления страхового стажа;
- правила подсчета и подтверждения страхового стажа, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.02.2007 N 91 и разработаны в соответствии с Законом N 255-ФЗ (далее - Правила). В страховой стаж включаются:
- периоды работы по трудовому договору;
- периоды государственной гражданской или муниципальной службы;
- периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Вероятно, определить страховой стаж нетрудно, если сотрудник работал по трудовому договору или на государственной гражданской или муниципальной службе. Что же понимается под иной деятельностью? Согласно п. 2 Правил периоды иной деятельности включают:
- периоды деятельности индивидуального предпринимателя, индивидуальной трудовой деятельности, трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды, периоды деятельности физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (занимающихся частной практикой нотариусов, частных детективов, частных охранников, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой), члена крестьянского (фермерского) хозяйства, родовой, семейной общины малочисленных народов Севера до 01.01.2001 и после 01.01.2003, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
- периоды деятельности в качестве адвоката до 01.01.2001, а также периоды указанной деятельности, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 01.01.2003;
- периоды работы члена колхоза, члена производственного кооператива, принимающего личное трудовое участие в его деятельности, до 01.01.2001, а также периоды указанной работы, за которые уплачены платежи на социальное страхование, после 01.01.2001;
- периоды исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатом ГД Федерального Собрания РФ;
- периоды деятельности в качестве священнослужителя, за которые уплачены платежи на социальное страхование;
- периоды привлечения к оплачиваемому труду лица, осужденного к лишению свободы, при условии выполнения им установленного графика работы, после 01.11.2001.
Следует обратить внимание на то, что для индивидуальных предпринимателей и адвокатов периоды деятельности с 01.01.2001 по 01.01.2003 не включаются в страховой стаж.
Что понимается под платежами на социальное страхование?
Период | Платежи | Подтверждают уплату платежей |
До 01.01.1991 | Взносы на государственное социальное страхование |
Документы финансовых органов или справки архивов |
01.01.1991-31.12.2000 | Страховые взносы в ФСС РФ | Документы территориальных органов ФСС РФ (отделения ФСС РФ и их филиалы) |
После 01.01.2001* | Налоги, зачисляемые в ФСС РФ (ЕСН, УСНО, ЕНВД, ЕСХН) |
Документы колхоза, производственного коопреатива, религиозной или иной ор- ганизации (физического лица) |
* Для индивидуальных предпринимателей за период после 01.01.2001 уплата налогов, зачисляемых в бюджет ФСС РФ (единого налога, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, применяющими УСНО, ЕНВД, ЕСХН), не признается уплатой платежей на социальное страхование за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. |
Кроме этого, с 01.01.2003 к платежам на социальное страхование относятся страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые адвокатами, индивидуальными предпринимателями, в том числе членами крестьянских (фермерских) хозяйств, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон N 190-ФЗ). Уплата данных платежей подтверждается документами территориальных органов ФСС РФ.
Закон N 190-ФЗ устанавливает порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, а также порядок уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей. Статьей 3 Закона N 190-ФЗ определены правила исчисления и уплаты страховых взносов отдельными категориями страхователей: адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в ФСС РФ по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с гл. 24 ч. II НК РФ для соответствующих категорий плательщиков. Таким образом, указанные страхователи могут включить в свой страховой стаж только периоды деятельности, за которые ими были добровольно уплачены страховые взносы в ФСС РФ. Думается, что таких граждан будет немного.
Если пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначается и выплачивается застрахованному лицу территориальным органом ФСС РФ, то документы, подтверждающие страховой стаж, не представляются. В случае отсутствия сведений об уплате платежей на социальное страхование за соответствующие периоды деятельности застрахованного лица у территориального органа ФСС РФ, если их уплата производилась на счет другого территориального органа ФСС РФ, указанные документы запрашиваются органом ФСС РФ (п. 5 разд. I Правил).
Согласно п. 7 разд. I Правил страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом N 255-ФЗ, территориальным органом ФСС РФ.
Документы, подтверждающие периоды трудовой деятельности, включаемые
в страховой стаж
В пункте 8 разд. II Правил приведен основной документ, подтверждающий периоды работы по трудовому договору, периоды государственной гражданской или муниципальной службы, а также исполнения полномочий членом (депутатом) Совета Федераций Федерального Собрания РФ, депутатом ГД, - трудовая книжка установленного образца. Особое внимание в п. 23, 24, 25 и 26 Правил уделено оформлению трудовых книжек, документов, выдаваемых в целях подтверждения периодов работы. Трудовые книжки необходимо вести в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, или с трудовым законодательством, действующим на день внесения записей в них.
Если трудовая книжка не ведется или содержит неточные сведения, в ней отсутствуют записи об отдельных периодах работы, то в качестве подтверждающих документов принимаются письменные трудовые договоры, справки работодателей, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Данные документы должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действующим на день возникновения соответствующих правоотношений.
Период | Документы, подтверждающие период работы |
Работники по договорам у отдельных граждан (домашние работницы, няни и другие) | |
До заключения трудового договора |
Договор между работодателем и работником, зарегистрированный в профсо- юзных органах; - документ работодателя об уплате за период этой работы платежей на соци- альное страхование |
Индивидуальные предприниматели | |
До 01.01.1991 | Документ финансового органа или справка из архива об уплате платежей на социальное страхование |
01.01.1991-31.12.2000 после 01.01.2003 |
Документ территориального органа ФСС РФ об уплате плетежей на социальное страхование |
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства | |
До 01.01.2001 После 01.01.2003 До 01.01.2001 После 01.01.2003 |
Документ территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование Члены родовой,семейной общины малочисленных народов Севера Документ соответствующей общины о периоде этой деятельности; - документ территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социаль- ное страхование |
Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (частные детективы, частные ох- иные лица, занимающиеся частной практикой) |
|
До 01.01.2001 После 01.01.2003 |
Документ территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование |
Адвокаты | |
До 01.01.2001 | Трудовая книжка |
После 01.01.2003 | Документ территориального органа ФСС РФ об уплате платежей на социальное страхование |
Член колхоза, член производственного кооператива, принимающий личное трудовое участие в его дея- тельности |
|
До 01.01.2001 | Трудовая книжка (трудовая книжка колхозника) |
После 01.01.2001 | Трудовая книжка (трудовая книжка колхозника); - документ колхоза, производственного кооператива об уплате платежей на социальное страхование |
Священнослужители | |
Весь период | Трудовая книжка; - документ религиозной организации об уплате платежей на социальное стра- хование |
Лица, осужденные к лишению свободы, в периоды привлечения к оплачиваемому труду при выполнении ус- тановленного графика работы |
|
После 01.11.2001 | Трудовая книжка; - документ учреждения, исполняющего наказание |
Другие категории граждан | |
Деятельность, подлежащая обязательному социально- му страхованию в соот- ветствии с правовыми ак- тами РФ или СССР |
Документы, подтверждающие период этой деятельности; - документы об уплате платежей на социальное страхование |
Документы, выдаваемые для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, должны содержать необходимые реквизиты для идентификации застрахованного лица:
- ФИО;
- дату рождения;
- место работы;
- период;
- должность;
- основание выдачи.
Если ФИО в документе о страховом стаже не совпадает с паспортными данными, то представляются свидетельства о заключении (расторжении) брака, о смене имени, другие документы, или принадлежность этого документа устанавливается в суде. В случае представления документа, в котором указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число, то им является 15-е число соответствующего месяца.
Особенности подсчета страхового стажа
Периоды работы (службы, деятельности) исчисляются в календарном порядке исходя из полных месяцев (30 дней) и полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней переводятся в полные месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов - в полные годы.
Если периоды работы (службы, деятельности), включаемые в страховой стаж, совпадают по времени, то учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица. Для этого работник должен написать заявление, в котором указывает выбранный для включения в страховой стаж период.
Трудности, которые могут возникнуть при
установлении страхового стажа
У бухгалтеров и работников кадровых служб аптечных учреждений после выхода Правил работы прибавится. В п. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ содержится перечень документов, которые необходимо представить для назначения и выплаты пособий:
- листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по установленной форме*(1);
- сведения о заработке (доходе);
- данные, подтверждающие страховой стаж.
Таким образом, работодатель должен представить в территориальный орган ФСС РФ документ, которым определен страховой стаж работника, - это протокол в произвольной форме об установлении страхового стажа. (Его примерная форма приведена ниже). Как правило, комиссия по установлению страхового стажа состоит из 3 человек:
- руководителя аптечной организации (заведующего аптекой)
- начальника отдела кадров (главного бухгалтера);
- инспектора отдела кадров (офис-менеджер).
(Примерную форму протокола см. на стр. 89).
/--------------------------------------------------------------------------------------------------\
|__________________________________________________________________________________________________|
| (наименование организации) |
| |
|"___"____________200__г г. _______________________|
| |
| Протокол N _____ |
| заседания комиссии по установлению страхового стажа |
| для назначения пособия по временной нетрудоспособности, |
| по беременности и родам |
| |
|Комиссия в составе: |
| |
|Председатель ___________________ __________________________ |
| должность ФИО |
|Члены комиссии: ___________________ __________________________ |
| должность ФИО |
| ___________________ __________________________ |
| должность ФИО |
|рассмотрела вопрос об установлении страхового стажа работника: |
| |
|1 ФИО ______________________________________________________________________________|
|2 Год рождения ______________________________________________________________________________|
|3 Место рождения ______________________________________________________________________________|
|4 Паспортные данные ______________________________________________________________________________|
|5 Должность ______________________________________________________________________________|
| |
|Представлены подтверждающие документы для установления страхового стажа трудовой деятельности: |
| |
|/------------------------------------------------------------------------------------------------\|
||Реквизиты предс-|Наименование пред-| Должность |Период трудовой де-|Период трудовой||
||тавленного доку-|приятия, организа-| (профессия) |ятельности |деятельности, зас-||
||мента (наименова-|ции (периоды иной| | |читываемый в стра-||
||ние, номер, серия|деятельности) | | |ховой стаж ||
||дата) | | | | ||
||-----------------+-------------------+-------------------+-------------------+------------------||
|| | | | | ||
|\------------------------------------------------------------------------------------------------/|
| |
|Комиссия установила: |
|страховой стаж ____________________ (ФИО работника), дающий право на получение пособий по|
|временной нетрудоспособности (пособий по беременности и родам) по состоянию на|
|"___"___________200__г равен ______лет ________ месяцев __________ дней. |
| |
|Председатель _______________________ __________ __________________________ |
| должность подпись расшифровка подписи |
| |
|Члены комиссии: _______________________ __________ __________________________ |
| должность подпись расшифровка подписи |
| _______________________ __________ __________________________ |
| должность подпись расшифровка подписи |
| |
|Печать |
\--------------------------------------------------------------------------------------------------/
На практике в некоторых территориальных органах ФСС РФ требуют копии трудовых книжек, в то время как в других - не запрашивают даже протокола о страховом стаже. Независимо от того, надо ли представлять в территориальный орган ФСС РФ протокол об установлении страхового стажа при камеральной проверке, его необходимо иметь на предприятии, так как при выездных проверках организация должна документально подтвердить расчет больничных.
Кадровой службе аптечного учреждения целесообразно разъяснить работникам новые правила подтверждения страхового стажа, чтобы они могли заранее собрать необходимые документы, особенно работники, которые были:
- зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей;
- занимались частной адвокатской практикой;
- вели охранную деятельность;
- отбывали наказание в местах лишения свободы.
По всей видимости, сбор письменных доказательств страхового стажа потребует много времени и сил, тем более что справки в большинстве случаев платные.
Самым сложным моментом в работе бухгалтера является соблюдение установленных сроков. Согласно ст. 15 Закона N 255-ФЗ работодатель назначает пособие в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица. Выплата осуществляется в ближайший после назначения пособия день выдачи заработной платы. В случае если работник принес больничный лист, а дополнительные документы еще не готовы, отказать в приеме или оплате листка нетрудоспособности нельзя. Если в отведенные законом 10 календарных дней дополнительные документы не представлены, то бухгалтер аптеки должен определить страховой стаж и сделать расчет пособия исходя из имеющихся данных, а после представления дополнительных документов - его перерасчет. В данном случае необходимо оформить новый протокол об определении страхового стажа.
Возможно, что в некоторых случаях дополнительные документы не понадобятся. Подпунктом 1 п. 1 ст. 7 Закона N 255-ФЗ определено, что застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка. Если такое количество лет "набирается" по трудовой книжке, то работнику нецелесообразно представлять документы, подтверждающие страховой стаж.
Конечно, при проверках специалисты территориального органа ФСС РФ могут выявить недостатки в оформлении трудовых книжек, исключить тот или иной период из страхового стажа, а значит, снизить размер пособия. Поэтому работникам кадровой службы аптечного учреждения необходимо принять меры для исправления нарушений.
В целом данные Правила, определяющие новый порядок подсчета страхового стажа для выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, носят более прогрессивный характер, отражают изменившуюся экономическую ситуацию в стране, так как теперь размер пособия не зависит от наличия и длительности перерывов в работе, а также причин увольнения.
А.В. Серебрякова,
эксперт журнала "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Образец бланка листка нетрудоспособности был установлен Письмом ФСС РФ от 15.12.2003 N 02-18/05-8139 "О бланке листка нетрудоспособности". С 31.07.2005 в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.06.2005 N 384 "Об изъятии из обращения бланков листков нетрудоспособности старого образца (голубого цвета)" не применяются старые бланки (голубого цвета) и введены новые бланки листков нетрудоспособности (зеленого цвета). Официально новые бланки листков нетрудоспособности (зеленого цвета) доведены не были.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"