Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7. Перспективы развития менеджера как вида
Если вы открыли банку с червяками,
единственный способ загнать их
обратно - это взять банку побольше.
Первый закон динамических
систем Зимерги.
Что в результате ожидает менеджеров на нелегком эволюционном пути? Есть два ответа: хороший и неоднозначный.
Хороший состоит в том, что согласно статье С. Хромова-Борисова, на которую мы ссылались в начале книги, процесс формирования менеджмента и менеджеров начался настолько давно, что может быть отнесен к разряду вечных, вселенских, мировоззренческих. А это означает, что менеджеры будут всегда. Следовательно, вопреки печальным прогнозам об оскудении кадрового потенциала на рынке труда пополнение рядов менеджеров будет происходить постоянно. В этом смысле мы можем успокоить всех тех молодых людей, которые избирают себе нелегкую специальность менеджера - без работы они не останутся. Однако, поскольку здесь мы говорим только об эффективных менеджерах, уточним, что без хорошей работы не останутся те, для кого менеджмент - это образ жизни.
Эффективные работодатели тоже могут быть относительно спокойны - на их век хватит выбора из менеджеров хороших и разных, а следовательно, дефицит кадровых ресурсов - это понятие либо временное, либо, скорее всего, мнимое.
Приведем здесь полностью жизнеутверждающую таблицу из указанной статьи, подтверждающую на конкретных исторических примерах наш "хороший" ответ, и заранее просим нас извинить за большой объем цитируемой таблицы, но она того стоит.
Процитированная таблица показывает, что в разряд менеджеров можно отнести практически любого управленца любого периода развития человечества, любой общественно-экономической формации, любой нации и даже любого пола.
Так кто же такие менеджеры?
После долгих размышлений в предыдущих главах мы приходим к выводу, что "менеджер" - это постоянная величина, данная нам в ощущениях. Постоянная, потому что будет всегда, пока люди занимаются какой-то деятельностью, а данная в ощущениях, потому что определение менеджера и требования к нему зависят от фазы развития как бизнес-системы, так и всего общества в целом. И это утверждение мы сейчас поясним, поскольку именно в нем состоит неоднозначный ответ на первое предложение данной главы.
Начнем издалека.
Люди в большинстве своем - существа непоследовательные и эмоциональные: сегодня им нравится то, а завтра это, сегодня они жертвуют жизнью в защиту идеологических лозунгов, а завтра истребляют носителей этой идеологии, сегодня они пытаются "сосчитать" буквально весь мир, а завтра приходят к выводу, что он непостижим...
С нашей точки зрения, это свидетельствует лишь о том, что люди, в отличие от гораздо более логичных братьев своих меньших, в массе своей не отличаются выраженным умением строить причинно-следственные связи, и доля непредсказуемости в их поведении значительно выше доли последовательности. И в этом их существенное отличие от животного мира, Богоизбранность, если угодно. Причем чем более длинный исторический период мы рассмотрим, тем явственнее увидим внутреннюю противоречивость рода человеческого и разнообразие подходов к процессу познания. Образно говоря, человек недаром создал индустрию моды. С нашей точки зрения, индустрия моды является квинтэссенцией существа человеческой натуры: нелогичные, неудобные решения, отвергаемые изначально, тем не менее быстро провоцирующие ажиотажный спрос, подхватываемые всеми слоями общества, из-за чего плодится масса подделок - и быстро отвергаемые, чтобы через короткое время вернуться почти в таком же варианте, воспринимаемом как совершенно новое творение...
И при этом в корне все рассматриваемые в способах познания подходы можно свести к двум, да простит меня читатель за такое примитивное упрощение: по большому счету, человечество на протяжении всей своей истории ведет само с собой спор "физиков и лириков", отдавая поочередно предпочтение каждой из сторон. И это хорошо видно, в том числе, из приведенной таблицы, где увлечение экономическими и поведенческими моделями менеджмента явно циклично.
Циклы отнюдь не объясняются только лишь "модой", а зависят от многих факторов, перечислять которые не решимся из опасения упустить существенное. Рассмотрим лишь несколько современных примеров, а выводы и рассуждения оставим читателю.
Мы все помним недавний период на кадровом рынке РФ, когда все специалисты, получившие в свое время инженерное образование, спешно заканчивали какие-то курсы и тренинги, меняя квалификацию на новую для себя профессию - менеджера по продажам, менеджера по персоналу, менеджера по рекламе, туроператора, т.е. специальностей более "гуманитарной" направленности. Невостребованность инженерных специализаций была связана совсем не с якобы низким качеством подготовки отечественных инженеров, незаслуженно являвшемся поводом для анекдотов и юмористических рассказов, вопреки истине. Суть проблемы трудоустройства инженеров была в массовой остановке производств во время экономического кризиса перестроечной и постперестроечной России. Страна проходила нелегкий путь мировоззренческих трансформаций. В связи с этим периодом мастера политтехнологий, философы и историки обрели второе рождение, в том числе в конкретных политических карьерах. Сейчас же, во время экономического подъема, происходит ровно обратное перерождение: хорошие инженеры оставляют свои туроператорские отклонения от курса и возвращаются на рынок труда, поскольку спрос на опытные инженерные кадры сейчас превышает предложение. Главный инженер, главный технолог, руководитель конструкторского бюро (называемого сейчас в оргструктурах предприятий модно: подразделение нового продукта, или даже без перевода: отдел R&D) сейчас не только не останутся без работы, но будут иметь хороший выбор, причем на передовых предприятиях отраслей в обеих столицах. Переход страны от эмоционального осмысливания себя к структурным решениям урегулирования экономики изменяют нарушенный было баланс от "лириков" снова к "физикам"... Другое дело, что "физики" несколько подрастеряли свою квалификацию, да и требования современных бизнесов изменились, поэтому часть специалистов не может найти работу из-за того, что КБ массово перешли от кульманов к компьютерным технологиям... Но это все, конечно, поправимо. А вот, с учетом безальтернативности выборов 2008 г., политтехнологи взгрустнули - и переключились на маркетинговые исследования товарного спроса, поскольку растущий рынок никому не даст уйти обиженным.
Интересная ситуация, связанная не столько с мягкими и жесткими подходами в управлении, сколько с наличием возрастного ценза на занятие определенных должностей, также заставляет нас обратиться к примерам и выводам.
Таблица 5
Годы | Индивидуум или этническая группа |
Основной вклад в развитие менеджмента |
5000 до н.э. |
Шумеры | Письменность; регистрация фактов |
4000 | Египтяне | Признание необходимости планирования, организации и контроля |
2700 | Египтяне | Признание необходимости "честной игры". Доверительные беседы, "облегчи свою душу" |
2600 | Египтяне | Децентрализация в организации управления |
2000 | Египтяне | Признание необходимости письменных запросов. Использование рекоменда- ций "штаба" |
1800 | Хаммурапи | Использование свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности |
1600 | Египтяне | Централизация в организации управления |
1491 | Евреи | Концепции организации, скалярный принцип, принцип исключения |
1100 | Китайцы | Признание необходимости организации, планирования, руководства и контроля |
600 | Навуходоносор | Контроль за производством и стимулирование через заработную плату |
500 | Менциус Китайцы Сунь Цзы |
Признание необходимости систем и стандартов. Признание принципа специализации. Признание необходимости планирования, руководства и и организации |
400 | Сократ | Формулировка принципа универсальности менеджмента |
400 | Ксенофонт | Признание менеджмента как особого вида искусства |
ок. 400 | Кир | Признание необходимости контактов между людьми, проведения исследова- ний мотивации, составления планов и обработки материалов |
350 | Греки | Использование научных методов труда и рабочего ритма |
350 | Платон | Формулировка принципа специализации |
325 | Александр Великий | Создание штаба |
175 | Като | Использование описаний работ |
50 | Варрон | Использование рабочих спецификаций |
20 н.э. | Иисус Христос | Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения |
284 | Диоклетиан | Делегирование полномочий |
900 | Аль-Фараби | Требования к руководителю |
1100 | Газали | Требования к менеджеру |
1340 | Лука Пачоли | Двойная бухгалтерская запись |
1395 | Франсиско Ди Марко |
Учет издержек производства |
1410 | Братья Сорансо | Использование журнала доходов и гроссбухов |
1418 | Барабариго | Формы предпринимательской организации; обработка статистических отчетов |
1436 | Арсенал Венеции, венецианцы |
Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использо- вание управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей контроль товарных запасов; контроль себестоимости |
1500 | Сэр Томас Мор | Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмен- та и руководства |
1525 | Никколо Макиавелли |
Осознание принципа массового согласия; признание необходимости целе- устремленности в организации; определение качества руководителя |
1767 | Сэр Джеймс Стюарт | Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации |
1776 | Адам Смит | Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля, расчет оплаты труда |
1785 | Томас Джефферсон | Обратил внимание на концепцию взаимозаменяемости частей |
1799 | Эли Уитни | Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества, концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента |
1800 | Джеймс Уатт, Маттеус Бултон |
Стандартные операции; спецификации; рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; рождественские праздники для служащих; рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности |
1810 | Роберт Оуэн | Использование на практике личного опыта; ответственность за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих |
1820 | Джеймс Милл | Анализ и обобщение человеческой мотивации |
1832 | Чарльз Бэббидж | Упор на научный подход; признание особой важности специализации; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестои- мости |
1835 | Маршалл, Лафлин и др. |
Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента |
1850 | Милль | Интервал контроля; труда; стимулирование применении к железным дорогам |
1856 | Дэниел К. МакКаллум |
Использование организационных схем для демонстрации структуры менедж- мента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте |
1871 | В.С. Джевонс | Использовал на практике мотивационные исследования, изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости |
1881 | Джозеф Уортон | Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента |
1886 | Генри К. Меткалф Генри Р. Таун |
Искусство менеджмента; наука управления |
1886 | Генри Р. Таун | Наука менеджмента |
1891 | Фредерик Халси | План премиальных выплат, заработной платы |
1900 | Фредерик У. Тейлор |
Научный менеджмент; системный подход; кадровый менеджмент; необходи- мость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата, равноправие между трудом и менеджментом; функциональная органи- зация, принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследования рабочего време- ни; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию |
1900 | Френк Б. Гилберт | Наука мотивационных исследований |
1901 | Генри Л. Гантт | Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих |
1910 | Хьюго Манстерберг | Использование психологии в менеджменте и работе |
1910 | Харрингтон Эмерсон |
Эффективный инжиниринг; принципы эффективности |
1911 | Харлоу С. Лерсон | Организовал первую научную конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента |
1911 | Дж. К. Дункан | Первый учебник менеджмента для колледжей |
1915 | Х.Б. Друри и Р.Ф. Хокси |
Критика научного менеджмента, утверждение первоначальных идей |
1915 | Ф.В. Харрис | Модель экономической партии товара |
1915 | Томас Алва Эдисон | Разработка плана военных маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок |
1916 | Генри Файоль | Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учеб- ных заведениях |
1916 | Александр Г.Черч | Функциональная концепция менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое |
1916 | А.К. Эрланг | Заложил теорию массового обслуживания |
1917 | У.Г. Леффингвелл | Применил научный менеджмент в ведомствах |
1918 | К.К. Парсонс | Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомствах |
1918 | Ордвэй Тид | Применение психологии в промышленности |
1919 | Моррис Л. Кук | Различные области использования научного менеджмента |
1921 | Вальтер Д. Скотт | Привнес психологические знания в рекламное дело и работу с кадрами |
1923 | Оливер Шелдон | Развил философию менеджмента; принципы менеджмента |
1924 | Г.Ф. Додж, Г.Г. Ромиг, У.А. Шухарт |
Использование статистических выводов и теории вероятностей при прове- дении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств |
1925 | Рональд А. Фишер | Различные современные статистические методы, включая байесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов |
1927 | Элтон Майо | Социологическая концепция групповых устремлений |
1928 | Т.К. Фрай | Статистические основы теории обслуживания |
1930 | Мэри Р. Фолпетт | Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Группо- вой подход к решению проблем менеджмента |
1931 | Джеймс Д. Муни | Признание универсальности принципов организации |
1938 | Честер Барнард | Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации |
1938 | П.М.С. Блэкетт и др. |
Операционные исследования |
1943 | Линдэлл Урвик | Сведение воедино и корреляция принципов менеджмента |
1947 | Макс Вебер, Ренис Ликер, Крис Аргирис |
Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации |
1949 | Норберт Винер, Клод Шеннон |
Сделали упор на системный анализ и теорию информации в менеджменте |
1951 | Френк Абраме, Бенджамин М. Селекман |
Ввели искусство управления в мышлении менеджеров |
1955 | Герберт Саймон, Гарольд Дж. Левитт, Роберт Шлейфер |
Придали особое значение поведению человека при принятии решений, которое рассматривалось ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента |
1960 | Дуглас МакГрегор | Доказал, что отношение менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X", утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У", принцип распределения ответственности |
1965 | Игорь Ансофф | Подверг сомнению прежние методы долгосрочного планирования и предложил предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге "Стратегический менеджмент" |
1967 | Фред Фидлер | Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соот- ветственно на задания и отношения |
1967 | Джейм Томпсон, Джей Гэлбрейт, П. Лоренс, Дж. Лорше |
Отметили, что не существует единственного наилучшего пути организации деятельности, и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства |
1969 | Карл Вейк | Исследовал организации как интерпретируемые системы |
1975 | Вильям Оучи, Оливер Вильямсон |
Развитие теории фирмы. Несовершенство рынка, причина существования фирм |
1975 | Генри Минцберг | Рассмотрел организационные структуры от машинной бюрократии до "адхок"-кратии |
1975 | Джеральд Саланчик | Теории властных структур внутри и между организациями |
1976 | Розмари Стюард | Альтернативы и ограничения действий менеджера в разнообразных ситуа- циях и различия между отдельными видами управленческих задач |
1980 | Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье |
Теории властных структур внутри и между организациями |
1980 | Майкл Портер | Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкуренто- способности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость |
1982 | Джон Коттер, Джон Габарро |
Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени |
1982 | Теренс Дил, Аллан Кеннеди |
Создали концепцию корпоративной культуры как важнейшего фактора, влияющего на "организационное поведение" и корпоративное развитие |
1985 | Том Питере | Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу организации, как к важному ресурсу развития бизнеса |
Долгое время почти все объявления о работе содержали дискриминационные сообщения о желаемом поле (женщины - на секретарей, уборщиц и менеджеров по персоналу, мужчины - на все остальные специальности) и возрасте кандидата (до 35 лет). Наиболее цивилизованные агентства пытались объяснять работодателю, что это неправильно по целому ряду причин - от морально-этических до смысловых. Некоторые работодатели соглашались снять предложенные ограничения, некоторые - нет... Борьба продолжается до сих пор, но если по поводу пола кандидата, особенно на топ-должность, работодатель пока не сдает дискриминационные позиции и порой находит удивительно увлекательные объяснения, почему нужен именно "мальчик" (вроде: "Да у нас принято все вопросы в бане решать - и матом при этом! Как мы можем женщину взять на директора по продажам?"), то по поводу возраста возникли интересные подвижки. Теперь часто работодатель заявляет: "Только не надо мне детей 25-летних присылать! На этой позиции нужен человек с опытом... лет 40-45".
Хочется снова уличить людей в непоследовательности, однако - если посмотреть чуть глубже - причина есть, и вполне внятная, особенно для людей с чувством юмора!
Как мы неоднократно отмечали выше, работодателям свойственно выбирать себе в партнеры, напарники, сотрудники тех, кто вызывает наибольшую симпатию, доверие. А доверие, как мы также говорили, вызывают те, кто похожи на выбирающего, потому что, говоря с человеком на одном языке, разделяя с ним общие ценности, имея похожие вкусы, манеру держаться и одеваться, проще делать общее дело.
И вот именно в этом ключе давайте посмотрим - а кто является работодателем в нашей стране? В большинстве своем это люди, пришедшие в бизнес 20 лет назад (когда началась перестройка). Сейчас - при общей поделенности рынка - новые собственники возникают крайне редко, тем более что институт наследования бизнеса у нас пока толком не создан. Итак, 20 лет назад в бизнес пришли молодые сообразительные мужчины (отсюда - тендерная тема, которую снять сложно), которым тогда было около 30 лет, - соответственно, и рядом с собой они хотели видеть таких же 30-летних, плюс-минус пять лет, людей, разделяющих их взгляды и цели. Прошло 20 лет... И те из предпринимателей, кто уцелели, плавно подошли к 50-летнему рубежу, не сменив пол (и слава богу!). Поэтому доверием у них сейчас пользуются 40-45-летние мужчины, которые закалились в перестроечное время, имеют хороший опыт и не пестрят прозападными сленговыми текстами юных эмбиэйщиков (они их сами и отправили учиться на Запад, ибо эти юные - их дети). Поэтому совсем не странно то, что молодым, перспективным, образованным ребятам крайне сложно сейчас найти себе высокую позицию в компании "не своего отца". Им нужно чуть-чуть подрасти, или начать свое дело, или дождаться того периода, когда их более удачливые ровесники унаследуют от состарившихся пап хороший бизнес, - и будут искать похожих на себя, обновляя ворчащий "кадровый состав". То есть возраст - не достижение и не ограничение, а просто мелкая фаза эволюции...
В дальнейших главах книги мы подробно рассмотрим способы и методы создания успешной карьеры даже в условиях большой неопределенности, столь характерной для рода человеческого. Мы свяжем разные фазы бизнес-систем с различными вариантами и прогнозами карьерных устремлений менеджеров, выясним, какие формальные признаки позволяют считать карьеру состоявшейся и какие неформальные признаки убеждают нас в обратном - и чему стоит верить, мы рассмотрим эволюцию менеджера от этапа самоопределения на профессиональном поле до смены установок, компании, профессии, поскольку, как отметил Говард Берг, исследователь эволюционных закономерностей: "Идея, лежащая в основе эволюционной теории, удивительно красива и проста. Она заключается в следующем: вы постоянно, причем наобум, вносите какие-то изменения и спрашиваете: "Способствует это выживанию или нет?" Если нет, то особи, у которых произошло это изменение, погибают, и о нем можно забыть. А если способствует, то эти особи выживают и процветают, а вы продолжаете творить. Это очень действенный способ".
Территория "драконов": как найти хорошего работодателя
В древности картографы, желая
обозначить неизведанные места,
писали: "Здесь живут драконы".
Том Питерс
Кто такие "хорошие работодатели"?
Начнем, как всегда, с определений. Толковый словарь Д. Ушакова так определяет существо работодателя:
Работодатель: 1. Тот, кто предоставляет работу, нанимает рабочую силу. 2. Предприниматель, эксплуататор, человек, нанимающий рабочих с целью извлечения прибавочной стоимости.
В нашем случае мы используем смесь из обоих определений. Договоримся, что под работодателем мы будем иметь в виду предприятие или конкретное физическое лицо, обладающее предпринимательским даром и предоставляющее работу по найму. Смыслом существования работодателя является эффективность созданной им системы. А вот критерии эффективности могут быть разными - как экономическими (например, прибыль, норма рентабельности, доля рынка и др.), так и неэкономическими (например, степень удовлетворенности наемными менеджерами условиями труда, популярность работодателя на рынке труда и др.).
Согласно различным исследованиям "хорошим работодателем" у менеджеров считается в первую очередь тот, кто способен создать возможности для творческой работы наемному персоналу и адекватно вознаграждать за труд. Иными словами, хороший работодатель - тот, кто "эксплуатирует" рабочую силу приемлемым для эксплуатируемых способом. Мировой институт исследования популярности работодателей (Great Place to Work Institute) проводит оценку компаний по следующим критериям:
открытость (коммуникации с сотрудниками);
уважительное отношение (возможности и вознаграждение);
честность (компенсации и разнородность коллектива);
командный дух.
Как видно из рейтинга, размер вознаграждения не стоит на первом месте. Более того, компенсация входит параметром в такие комплексные критерии, как "уважительное отношение" и "честность". То есть, согласно мнению мирового "наемного" сообщества, вознаграждение важно не столько своей абсолютной величиной, сколько адекватностью затраченным для его получения усилиям и современным требованиям рынка труда. Именно в этом случае вознаграждение становится важной мотивационной составляющей, а не просто платой за труд. Короче говоря, работодателям, желающим попасть в категорию "хороших", а следовательно, способных привлечь лучшие кадры на рынке и увеличить свою конкурентоспособность, надо быть готовыми не только выплачивать высокую компенсацию своим работникам, но еще и делать это в правильной, развивающей, цивилизованной, мотивирующей форме. Мы останавливались на этом вопросе в первой части книги, будем касаться вопросов мотивирования и далее, поскольку считаем данную тему ключевой в эффективном менеджменте.
Согласно опросам, проведенным сайтом www.e-xecutive.ru среди российских менеджеров, портрет идеального работодателя видится следующим образом.
"Рис. 1"
Как следует из диаграммы, возможности развития и продвижения российские менеджеры тоже ставят выше компенсации. Тем не менее доверия к российским компаниям как к хорошим работодателям у соотечественников пока меньше, чем хотелось бы. Согласно тому же опросу www.e-xecutive.ru в качестве места продолжения карьеры 44% менеджеров видят международную компанию с известным брендом. Российские "брендовые" компании занимают существенно более скромную позицию в ожиданиях. И только около 4% опрошенных менеджеров сообщили, что уже обрели лучшего работодателя в лице нынешнего места приложения труда (см. рис. 2). Мы надеемся, что материал данной книги поможет увеличить количество счастливых менеджеров хотя бы вдвое. Поскольку формирование успешной карьеры является ведущим посвящаем вторую часть книги.
"Рис. 2 "Идеальный вариант продолжения карьеры, %"
<< Глава 6. Отпускание менеджера на волю (проблемы замены) |
Глава 1. >> Что такое карьера |
|
Содержание Охота на менеджера (М.В. Вишнякова, "Управление персоналом", N 9, 10, май 2007 г.) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.