Обзор федеральных документов
Рекомендации по осуществлению лицензирования
Утверждены методические рекомендации организации работы ФНС России по осуществлению лицензирования деятельности в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции (приказ ФНС России от 3 мая 2007 г. N ММ-3-07/273@). Методические рекомендации определяют порядок лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе рассмотрения заявлений о выдаче, продлении срока действия, переоформлении, возобновлении действия, прекращении действия лицензий, выдаче временного разрешения на право хранения и реализации остатков этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также приостановления действия и аннулирования лицензий.
Сколько пособий положено при несчастном случае?
Работник, с которым произошел несчастный случай на производстве, может получать пособие по каждому месту работы. Об этом сообщили специалисты Минздравсоцразвития России в письме от 24 апреля 2007 г. N 3311-ЛГ. При этом не важно, где произошел страховой случай, на основном или дополнительном месте работы. Пособие должен выплачивать каждый работодатель в размере 100 процентов среднего заработка сотрудника. Выплаты производятся за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Закон об избежании двойного
налогообложения между Россией и Белоруссией
Президент Российской Федерации, Владимир Путин, подписал Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 81-ФЗ "О ратификации протокола к соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество".
Согласно Федеральному закону, граждане Белоруссии, работающие на территории России, будут рассматриваться в качестве налоговых резидентов, если их трудовой договор предусматривает выполнение работ на территории России не менее 183 дней в календарном году либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном. Таким образом, налогообложение граждан Белоруссии зависит от их статуса. Налогообложение граждан Российской Федерации, работающих на территории Белоруссии, зависеть от наличия или отсутствия у них статуса налогового резидента не будет.
Поправки в Бюджетный кодекс
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ вносятся изменения в Бюджетный кодекс в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации. Согласно внесенным изменениям, осуществляется переход к среднесрочному финансовому планированию и формированию бюджетов бюджетной системы на трехлетний период.
В Бюджетный кодекс вводится ряд новых понятий. В тоже время исключаются определения таких понятий, как "дотация", "субсидия", "субвенция". Вносятся существенные изменения в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения показателей бюджетов бюджетной системы.
В соответствии с внесенными поправками упраздняется формируемый в составе федерального бюджета Стабилизационный фонд. Вместо него создаются два новых фонда - Резервный фонд и Фонд будущих поколений. В них будут поступать суммы налогов в части нефти и газа, а также экспортные пошлины на нефть, газ и нефтепродукты. Обязанность управления данными средствами возложена на Минфин России.
Отчетность по налогу на имущество организаций
Законодательные органы субъектов Российской Федерации больше не могут устанавливать форму отчетности по налогу на имущество организаций. Соответствующие изменения в статью 372 Налогового кодекса внесены Федеральным законом от 16 мая 2007 г. N 77-ФЗ. Изменения приняты с целью устранения противоречий между главой 30 Налогового кодекса и пунктом 1 статьи 34.2, а также пунктом 7 статьи 80 кодекса, в которых установлено, что формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Минфином России.
Первичные учетные документы
Минфин России в письме от 24 апреля 2007 г. N 07-05-06/106 привел разъяснения по вопросу учета и применения понятия "первичные документы" в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль. Система налогового учета по налогу на прибыль организаций установлена статьей 313 Налогового кодекса, согласно которой, основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль являются данные первичных документов, сгруппированные в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.
Учитывая, что в Налоговом кодексе не раскрыто понятие "первичные учетные документы", его следует определять в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Таким образом, в целях налогового учета по данному вопросу необходимо руководствоваться Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Минфином России от 29 июля 1998 г. N 34н.
Налогообложение при лизинговых операциях
Минфин России в письме от 27 апреля 2007 г. N 03-03-05/104 прокомментировал порядок налогообложения прибыли при совершении лизинговых операций. В случае, если условиями договора лизинга предусмотрен выкуп лизингополучателем предмета лизинга, общая сумма договора лизинга включает плату за право владения и пользования предметом лизинга и плату за приобретение предмета лизинга в собственность по окончании договора лизинга (выкупная цена предмета лизинга).
С точки зрения финансистов, для целей налогообложения прибыли расходы лизингополучателя в виде выкупной цены предмета лизинга, уплачиваемой при переходе права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, являются расходами на приобретение амортизируемого имущества. Поэтому на основании пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса они не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.
Таким образом, лизинговый платеж может быть отнесен к прочим расходам только в той части, в которой он уплачивается за получение предмета лизинга во временное владение и пользование.
Конечно, как отмечают финансисты, гражданское законодательство не запрещает сторонам договора лизинга установить в договоре лизинга любой размер платы за пользование предметом лизинга, а также выкуп лизингового имущества. Но, вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 статьи 170 Гражданского кодекса притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. При этом, если обязанность организации по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, взыскание налога производится в судебном порядке (подп. 3 п. 2 ст. 45 НК РФ).
Дивиденды освобождены от налогов
Федеральным законом от 16 мая 2007 г. N 76-ФЗ внесены изменения в статьи 224, 275 и 284 Налогового кодекса. Материнская компания теперь освобождается от уплаты налогов с дивидендов, полученных от "дочек".
Для этого она должна в течение года непрерывно владеть не менее чем 50-процентным пакетом, стоимость которого превышает 500 миллионов рублей. При этом, если дочерняя компания зарегистрирована в офшоре, то льгота не предоставляется. Для подтверждения права на нулевую ставку компания должна будет предоставить налоговикам документы, содержащие сведения о дате приобретения вклада и его стоимости (или депозитарные расписки).
Закон также пересматривает налогообложение дивидендов, выплачиваемых в России иностранным гражданам. Для них налоговая ставка понижена до 15 процентов. Граждане России по-прежнему будут отчислять 9 процентов.
Изменения вступят в силу с 1 января 2008 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1 числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль организаций.
Охрану требуется проверять
Относить расходы в уменьшение налогооблагаемой прибыли становится все труднее. У налоговиков появилась еще одна причина для признания расходов необоснованными. Правительство РФ постановлением от 19 мая 2007 г. N 300 утвердило "Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника". В том числе сюда относятся хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися проявлениями.
Если выяснится, что у охранника есть хотя бы одно из перечисленных заболеваний, то его признают непригодным к исполнению обязанностей. Оплачивать работу такого охранника можно будет только за счет чистой прибыли.
Скидки подлежат налогообложению
Поставщики товаров за выполнение определенных условий договоров могут предоставлять покупателям премии (скидки, бонусы).
В письме от 28 апреля 2007 г. N 03-11-05/83 Минфин России рассмотрел, каким образом налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю и применяющие ЕНВД, должны учитывать такие суммы премий. По его мнению, если налогоплательщик кроме деятельности в сфере розничной торговли, подлежащей обложению ЕНВД, не осуществляет иных видов предпринимательской деятельности, то доход в виде премии (скидки, бонуса), полученный от организации - поставщика товаров за выполнение определенных условий договора поставки товаров, является частью дохода, получаемого от предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, и подлежит налогообложению.
Оформление счетов-фактур
Как известно, обособленные подразделения организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому, даже если товары реализуются организацией через свои подразделения, счета-фактуры должны выписываться этими подразделениями покупателям только от имени самой организации. При этом в строке 2б "ИНН/КПП продавца" указывается КПП соответствующего подразделения.
В письме от 20 апреля 2007 г. N 03-07-11/114 финансисты рассмотрели еще один момент, связанный с оформлением счетов-фактур. Так, если реализацию товаров осуществляет организация, состоящая на учете в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика, то в строке 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры указывается КПП организации, который содержится в уведомлении о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика. Соответственно, при приобретении товаров такой организацией в счете-фактуре в строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП организации, который содержится в указанном уведомлении, а при приобретении товаров подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" - КПП соответствующего подразделения.
Пени на авансовые платежи
Даже в том случае, если сумма несвоевременно уплаченных авансовых платежей, на которую были начислены и уплачены пени, впоследствии корректируется в сторону уменьшения, пени излишне уплаченными (взысканными) не являются. Данную позицию выразил Минфин России в письме от 20 апреля 2007 г. N 03-02-07/2-74. Таким образом, он поддержал мнение о том, что при пересчете авансовых платежей в сторону уменьшения на основе фактической налоговой базы по отчетному (налоговому) периоду суммы пеней, начисленные на несвоевременно уплаченные авансовые платежи, излишне уплаченными не признаются.
Принятие товара на учет - обязательное условие вычета по НДС
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса, вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, принятие товаров на учет является одним из обязательных условий применения вычетов налога на добавленную стоимость. На данное обстоятельство обращают особое внимание чиновники Минфина России в письме от 20 апреля 2007 г. N 03-07-11/115.
Прощай, форма N 10 "Квитанция"
Минфин России в письме от 20 апреля 2007 г. N 02-14-10а/951 напомнил, что 1 сентября 2007 года прекращает свое действие бланк строгой отчетности, форма N 10 "Квитанция", предназначенный для оформления приема в кассу бюджетного учреждения наличных денежных средств от физических лиц в оплату услуг без применения контрольно-кассовых машин. В целях обеспечения отраслевой деятельности бюджетных учреждений заинтересованным органам государственной власти рекомендовано разработать предложения по утверждению специализированных бланков строгой отчетности.
Как учитывается списанная кредиторская задолженность
Суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в составе внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
Данный вывод делает Минфин России в письме от 20 апреля 2007 г. N 03-03-04/2, основываясь на нормах Налогового кодекса. Чиновники отмечают, что суммы списанной кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами государственных внебюджетных фондов не подпадают под действие подпункта 21 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса. Ведь на его основании, с 1 января 2005 года в составе доходов налогоплательщика не учитываются суммы списанной и реструктурированной задолженности по пеням и штрафам только перед бюджетами разных уровней.
Ушли навсегда
Утратили силу постановление Правительства РФ от 4 декабря 2001 г. N 844 "Об утверждении правил списания задолженности организаций перед федеральным бюджетом по средствам, выданным на возвратной основе, процентам за пользование ими, пеням и штрафам, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации должна быть признана погашенной", а также изменения, внесенные в него постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2005 г. N 95 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации".
Перестали действовать указы Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 г. N 1306 "О реализации гражданами на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту", от 16 апреля 1993 г. N 451 "О платежно-расчетных отношениях Российской Федерации с европейскими странами - бывшими членами СЭВ", от 21 ноября 1995 г. N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации", а также распоряжение Президента Российской Федерации от 2 апреля 1992 г. N 149-рп "О праве Правительства освобождать отдельные предприятия от обязательной продажи валюты".
Вступили в силу
1 мая Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 232 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2001 г. N 730". Изменения внесены в положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок.
13 мая Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 45-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Поправки направлены на усиление ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
17 мая Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 226 "О временных ставках таможенных пошлин в отношении бензинов моторных".
17 мая Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. N 225 "О временной ставке ввозной таможенной пошлины в отношении бумаги и картона самоклеящихся".
18 мая Приказ Минфина России от 2 апреля 2007 г. N 30н "О внесении изменений в приказ Минфина России от 15 июня 2005 г. N 72н".
26 мая Приказ Минздравсоцразвития России N 270, ФСС России N 106 от 13 апреля 2007 г. "Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком".
Из зала суда
Требование об уплате налога должно обязательно содержать сведения о суммах задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, о дате, с которой начинают начисляться пени, и ставки пеней. В рассматриваемом деле инспекция не выполнила все требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса, посчитав их формальными. Поэтому решение было вынесено в пользу налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А39-3657/2006).
Налоговая инспекция не вправе начислять пени за несвоевременную уплату авансовых платежей. Такой вывод делают арбитры в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 10 мая 2007 г. по делу N Ф04-2660/2007(33900-А03-19). Учитывая, что суммы ЕСН, страховых взносов, подлежащие уплате в бюджет, могут изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, ежемесячные авансовые платежи не могут квалифицироваться в качестве налогов.
Налоговики не смогли привлечь компанию к ответственности за несвоевременное представление декларации по НДС. Судьи установили, что налоговое законодательство не содержит конкретного срока подачи декларации по НДС за месяцы, предшествующие тому, в котором выручка налогоплательщика превысила один миллион рублей (постановление ФАС Поволжского округа от 26 апреля 2007 г. по делу N А65-24279/2006-СА1-19).
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.