Исправление ошибок в бухгалтерских книгах
Очень редко процесс бухгалтерского учета обходится без ошибок. Сегодня мы рассмотрим, как в случае необходимости можно изменить такие регистры, как книга покупок, книга продаж и книга учета доходов и расходов.
Изначально правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж были утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914. Затем постановлением Правительства РФ от 11 мая 2006 г. N 283 в него были внесены изменения. В дополнение в качестве разъяснения установленных правил ФНС России выпустила письмо от 6 сентября 2006 г. N ММ-6-03/896@.
Выставление и регистрация счетов-фактур
Наиболее часто встречаются ошибки при выставлении счетов-фактур. Согласно пункту 14 указанных правил, счета-фактуры, не соответствующие установленным в пунктах 5 и 6 статьи 169 Налогового кодекса нормам заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок. В соответствии с пунктом 7 правил при необходимости внесения изменений в книгу покупок запись об аннулировании счета-фактуры производится в дополнительном листе книги покупок за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Дополнительные листы книги покупок являются ее неотъемлемой частью.
Записи в дополнительном листе книги покупок производятся в порядке, предусмотренном приложением N 4 к правилам. Так, в строке "Всего" дополнительного листа книги покупок за налоговый период (месяц, квартал), в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, подводятся итоги по графам 7, 8а, 8б, 9а, 9б, 10, 11а, 11б и 12 (из показателей по строке "Итого" вычитаются показатели подлежащих аннулированию записей по счетам-фактурам). Эти показатели используются для внесения изменений в налоговую декларацию по НДС при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок (искажений), допущенных в истекшем налоговом периоде.
Соответственно, регистрация в книге покупок указанных счетов-фактур с внесенными в них исправлениями производится в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура.
Порядок, аналогичный описанному, нужно соблюдать и в случае просто ошибочной регистрации счета-фактуры (без внесения в него исправлений) в книге покупок. На основании пункта 16 правил при необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится также в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений. Порядок внесения изменений в книгу продаж прописан в приложении N 5 к правилам, согласно которым, по строке дополнительного листа книги продаж производится запись по счету-фактуре до внесения в него исправлений, подлежащая аннулированию, и в следующей строке осуществляется регистрация счета-фактуры с внесенными в него исправлениями. Схожее мнение выразил Минфин России в письме от 18 августа 2006 г. N 03-04-15/159.
Ошибки "упрощенцев"
Как сказано в статье 346.24 Налогового кодекса, налогоплательщики, применяющие УСН, обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого налога, на основании книги учета доходов и расходов. Этот вопрос налоговики подробно осветили в письме УМНС по городу Москве от 17 сентября 2004 г. N 21-09/60455.
Форма книги учета доходов и расходов организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, и порядок ее заполнения, утверждены приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 167н.
В соответствии с пунктом 1.6 этого порядка исправление ошибок в КУДиР должно быть обосновано и подтверждено подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) с указанием даты исправления и печатью организации.
Здесь встречаются сложные случаи. Например, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.16 Налогового кодекса в случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с главой 26.2 кодекса (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком), налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 Налогового кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пеней.
В этом случае налогоплательщик обязан внести изменения в налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением "упрощенки", за предыдущие отчетные (налоговые) периоды. При этом исправления в разделы I и II КУДиР организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, в части корректировки расходов за налоговые (отчетные) периоды, предшествующие налоговому периоду, в котором произошла реализация основных средств и нематериальных активов, не вносятся.
Корректировки налоговой базы вносятся в раздел I КУДиР за текущий налоговый период путем уменьшения сумм расходов в данном налоговом периоде. Кроме того, в отношении расходов на приобретение данного основного средства вносятся также соответствующие изменения в раздел II КУДиР за отчетные периоды текущего налогового периода. Стоит иметь в виду, что к КУДиР за текущий налоговый период прилагается бухгалтерская справка-расчет, объясняющая сумму уменьшения расходов в разделе I и внесение изменений в раздел II КУДиР. Такая позиция выражена в письме ФНС России от 14 декабря 2006 г. N 02-6-10/233@.
Существует также несколько норм, общих для внесения изменений во все бухгалтерские книги. Исправление ошибок в книге учета доходов и расходов возможно при условии обоснованности такого исправления. Это касается и "упрощенной" книги.
Минфин России в письме от 15 декабря 2003 г. N 04-02-05/1/108 советует для исправления ошибок перечеркнуть неверное значение показателя, отраженное в книге, и вписать правильное. Исправления должны вноситься чернилами синего или черного цвета. Не допускается исправление ошибок с помощью средств для корректуры опечаток. При этом, если вносятся изменения в книги, то необходимо иметь документ, подтверждающий соответствие полномочия корректирующего работника на дату осуществления исправлений.
Это важно
Организация имеет право вносить в книгу учета доходов и расходов исправления и подавать уточненную декларацию, несмотря на то обстоятельство, что книга уже заверена и скреплена печатью налогового органа.
О. Попова,
налоговый консультант
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.