Транспортный налог: налоговики находят новые варианты исчисления
Несмотря на то, что законодательство дает четкие разъяснения по исчислению транспортного налога, налоговики находят все новые варианты. Так, инспекторы на местах настаивают на том, чтобы при определении ставки налога учитывали не только категорию транспортного средства, но и его тип, а также и другие характеристики, представляемые заводами-изготовителями.
В первую очередь это касается организаций, в чьем автопарке есть автомобили типа "Газель", "Бычок", "Соболь" и т.п. Поскольку в техническом паспорте таких транспортных средств может быть указано:
"Категория ТС: "В", Тип ТС: грузовой или автобус".
Именно за такие расхождения и цепляются налоговики для доначисления налога. Усугубляет положение еще и то, что зачастую арбитры встают на сторону инспекций (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 апреля 2006 г. по делу N А29-3981/2005а). Есть ли выход из подобной ситуации? Рассмотрим ее на примере.
Пример
На балансе Московской транспортной компании числится 10 автомобилей марки ГАЗ-3302. В техническом паспорте указано:
Тип ТС: грузовой,
Категория ТС: В.
Тип двигателя: ЗМЗ-4025.10, его мощность составляет 90 лошадиных сил при 4 500 оборотах в минуту. При проверке инспектор выписал акт о доначислении суммы налога, поскольку посчитал, что компания не правомерно применила меньшую ставку.
Согласно Закону города Москвы "О транспортном налоге" от 23 октября 2002 г. N 48, ставка налога для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно равна 7 руб. При этом для грузовых автомобилей с аналогичной мощностью двигателя ставка равна 10 руб.
Далее рассчитаем сумму налога:
Учитывая категорию автомобиля, налог за один автомобиль равен 630 руб. (7 руб. х 90 л.с.). За 10 авто нужно заплатить 6 300 руб. (10 ) 630 руб).
Учитывая тип автомобиля, - 900 руб. (10 руб. х 90 л.с.). За 10 - 9 000 руб. (10 х 900 руб.)
Разница в сумме налога, заплаченного за один автомобиль, составляет 270 руб. (900 - 630) или 2 700 руб. (9 000 - 6 300) - за 10 автомобилей. Это может быть более существенно, если компания имеет большее количество подобных автомашин.
Безусловно, из буквального прочтения статьи 361 Налогового кодекса не следует, что ставка налога может определяться с учетом типа транспортного средства. Поэтому можно расценить действия инспектора как противоречащие действующему законодательству и, выразив свое несогласие, отстаивать собственные интересы в суде.
Как мы уже говорили, судебная практика по этому вопросу достаточно обширна, в том числе она имеет и положительные решения в пользу компаний (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2007 г. по делу N Ф04-1859/2007(32961-А75-15)).
Однако при обращении в суд заранее нельзя предсказать исход дела. Поэтому для страховки, получив требование о доплате налога, вы можете доплатить его по требованию инспектора. Это поможет снизить размер пеней, если судья решит, что инспектор прав или взыскать процент с налоговой инспекции за пользование вашими денежными средствами, если суд вынесет решение в вашу пользу (ст. 79 НК РФ).
Судебные процессы по взысканию процентов в настоящее время имеют немало положительных исходов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2006 г. по делу N А13-13117/2006-21).
Внимание
Безусловно, из буквального прочтения статьи 361 Налогового кодекса не следует, что ставка налога может определяться с учетом типа транспортного средства.
И. Петухова,
консультант по вопросам бухгалтерского
учета и налогообложения ООО "Консалтинговая фирма ПартнерЪ"
"Практическая бухгалтерия", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.