г. Санкт-Петербург
31 мая 2011 г. |
Дело N А56-317/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбачевой О.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: Куписок А.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7974/2011, 13АП-8928/2011) Администрации МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, ООО "ГТМ-котлосервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2011 по делу N А56-317/2011 (судья Рублева Л.М.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ГТМ-котлосервис",
к Администрации МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
о взыскании межтарифной разницы
при участии:
от истца (заявителя): Онуфариев А.В. по доверенности от 08.04.11, Трубина М.А. по доверенности от 03.03.2011
от ответчика (должника): Воробьев С.А. по доверенности от 15.06.2010 N 641/02-16
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГТМ-котлосервис" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования " Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области (далее - ответчик) о взыскании ( с учетом уточнения в порядке статьи 49 АПК РФ) 11 009 790 руб. 40 коп.- задолженности по "межтарифной разнице" неполученной при расчетах за оказанную населению в 2010 году услуг теплоснабжения и 837 510 руб. 82 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, а также истец просил взыскать с ответчика понесенные им расходы по уплате государственной пошлины.
Решением суда первой инстанции от 20.04.2011 требования истца удовлетворены в части взыскания с Ответчика в пользу истца 11 009 790 руб. 40 коп. "межтарифной разницы" неполученной при расчетах за оказанную населению в 2010 году услуг теплоснабжения. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, расчет произведенный Истцом и принятый судом, не может быть признан обоснованным, в силу следующего:
- указанный расчет произведен на основании нормативов установленных Постановлением Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005, в то время как в 2010 году вопрос определения нормативов для отопления отнесен к компетенции органов местного самоуправления поселения, а не к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, каковым и является Постановление Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005.
- истцом не представлено Ответчику документов позволяющих проверить стоимость отпущенной в жилые дома тепловой энергии по нормативу потребления, а именно: сведений об общей площади жилых домов в квадратных метрах, для расчета платы за отопление, и помесячного количества граждан проживающих ( зарегистрированных ) в жилых домах, для расчета платы за ГВС.
- при расчете Истец не правомерно в общую сумму включен налог на добавленную стоимость.
Кроме того податель жалобы, также указывает на то, что Истцом при взыскании убытков не доказано наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, не представлено в материалы дела доказательств наличия правоотношений с управляющими компаниями действующими на территории муниципального образования, в материалах дела отсутствуют данные о дате опубликования, и как следствие вступления в законную силу Решения советов депутатов "О введении в действие размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги для населения МО "Агалатовкое сельское поселение" на 2010 год.
В апелляционной жалобе Общество, также ссылается на неправильное применение судом норм материального права и не соответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела в части отказа в удовлетворении требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. По мнению подателя жалобы, поскольку обязательство по возмещению "межтарифной разницы" возникает у Ответчика в силу закона, а нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, и финансирование расходов по компенсации межтарифной разницы может быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года, то начиная с 01.01.2011 ответчик считается не исполнившим обязательство.
В судебном заседании до начала рассмотрения спора по существу представитель Истца заявил ходатайство об отказе от исковых требований в части взыскания с Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2010 по 31.12.2010 в размере 593 379,73 руб. и прекращении производства по делу в указанной части.
Представитель Ответчика не возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно части 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Поскольку заявленный ООО "ГТМ-котлосервис" отказ от части иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, апелляционная инстанция принимает отказ, в связи с чем, в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене, а производство по делу в указанной части - прекращению.
Представитель Ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представители Общества возражали против удовлетворения жалобы Администрации по основаниям изложенным в отзыве.
Представители Общества в свою очередь поддержали доводы своей апелляционной жалобы, также настаивали на ее удовлетворении.
Представитель ответчика также возражал против удовлетворения жалобы Общества.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, На основании договора аренды N 2/А -2009 от 25.06.2009, истцу было передано во временное пользование и владение имущество коммунального назначения, принадлежащее Муниципальному предприятию "Агалатово-сервис" на праве хозяйственного ведения, а именно: котельные и тепловые сети в деревнях Агалатово и Вартемяги. Срок действия договора был установлен с 25.06.2009 по 20.06.2010.
В процессе использования переданного ему в аренду имущества истец в с июня 2009 года по июнь 2010 года обеспечивал теплоснабжение населения муниципального образования "Агалатовское сельское поселение", посредством заключенных договоров на отпуск тепловой энергии N 12/Т от 01.08.2008 и N 10/Т от 01.07.2008 с управляющими компаниями ООО " Управляющая компания "Агалатов" в дер. Вартемяги и МП "Агалатово-сервис" в дер. Агалатово, соответственно, а также частный сектор и дом N 150 в дер. Агалатово, корпуса 1,2.3 с приборами учета.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области ( далее ЛенРТК) N 208-п от 20.11.2009 на 2010 год был утвержден экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, поставляемую истцом на территории Ленинградской области, включая территорию муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района, в размере 1 909 руб. 08 коп. с учетом налога на добавленную стоимость (НДС).
Одновременно с этим, Советом депутатов Муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, являющегося органом местного самоуправления на территории МО " Агалатовское сельское поселение", принято Решение N 9 от 29.01.2010 " О введении в действие размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги для населения МО "Агалатовское сельское поселение", согласно которого размер платы за центральное отопление составил 1 032 руб. 50 коп./Гкал- до 01.02.2010, а с 01.02.2010 размер платы составил- 1 445 руб. 50 коп./Гкал. Размер платы за горячее водоснабжение (ГВС) составил 1 018 руб. 63 коп./Гкал - до 01.02.2010, а с 01.02.2010 размер платы составил- 1 426 руб. 08 коп.
Весь объем поставленной истцом в 2010 году жителям МО "Агалатовское сельское поселение" тепловой энергии население оплатило по тарифам, установленным Решением органа местного самоуправления, тогда как истец оплачивал тот же объем тепловой энергии по тарифам, установленным Приказом ЛенРТК.
В результате наличия разницы между тарифами на тепловую энергию, утвержденными ЛенРТК для Предприятия, и тарифами на оплату населением коммунальных услуг по отоплению, утвержденными представительным органом Муниципального образования, Истцом был не дополучен доход, подлежащий в силу статьи 86 БК РФ компенсации органами местного самоуправления, в связи с чем Истец в течение 01.01.2010 по 20.06.2010 выставлял в адрес Ответчика счета фактуры с приложением расчетов "межтарифной разницы".
Поскольку по итогам финансового года задолженность по "межтарифной разнице" Ответчиком погашена не была, Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца в части указал на их обоснованность, как по праву, так и по размеру. При этом отказывая в удовлетворении требований о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, суд указал, что Истцом не обоснован период, за который в материалы дела представлен расчет процентов.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, считает, что обжалуемое решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23 мая 2006 г.., приобретение управляющими организации тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В соответствии с п. 2 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В соответствии со ст.86 Бюджетного кодекса РФ в результате принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, у муниципального образования возникают расходные обязательства, которые устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Согласно п. 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в случае, если исполнителем является управляющая организация, то размер платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В пункте 3 постановления от 26.08.2004 N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", которое до настоящего времени не отменено и не утратило силу, Правительство Российской Федерации указало органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг и органам местного самоуправления при установлении цен на содержание и ремонт жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях исходить из необходимости возмещения экономически обоснованных затрат организаций на предоставление жилищно-коммунальных услуг населению с учетом заключения независимой экспертизы и стандартов качества таких услуг.
Следовательно, в силу прямого указания нормативных правовых актов орган местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги обязан обеспечить возмещение экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению такие услуги.
Решением Совета депутатов МО "Агалатовское сельское поселение" от 29.01.2010 г. N 9 Приложение N2 установлен предельный размер платы граждан за коммунальные услуги на территории МО "Агалатовское сельское поселение" (с учетом НДС):
-центральное отопление:
20 руб. 65 коп. за 1 кв.м. общей площади (1032 руб. 50 коп./Гкал) - размер платы с 01.04.2009 г.. (Тариф энергоснабжающей организации-1 909 руб. 08 коп.);
28 руб. 91 коп. за 1 кв.м. общей площади (1445 руб. 50 коп./Гкал) -размер платы с 01.02.2010 г.. (Тариф энергоснабжающей организации-1 909 руб. 08 коп.);
-горячее водоснабжение:
215 руб. 95 коп. (1018 руб. 63 коп./Гкал)-размер платы с 01.04.2009 г. (Тариф энергоснабжающей организации-1 909 руб. 08 коп.);
302 руб. 33 коп. (1426 руб. 08 коп./Гкал)-размер платы с 01.02.2010 г. (Тариф энергоснабжающей организации-1 909 руб. 08 коп.).
Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.11.2009 г.. N 208-п установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом с ограниченной ответственностью "ГТМ-котлосервис" потребителям Ленинградской области в 2010 году в размере 1617 руб. 86 коп./Гкал (без учета НДС), 1909 руб. 08 коп. (с учетом НДС).
Факт оказания Предприятием услуг по теплоснабжению населения в спорный период установлен судом на основании материалов дела и не опровергнут Ответчиком.
Истцом в материалы дела представлен расчет " межтарифной разницы" произведенный с учетом составляющей формулы расчета - стоимости отпущенной в жилые дома тепловой энергии по нормативу потребления, сведения об общей площади жилых домов в квадратных метрах и помесячное количество граждан проживающих ( зарегистрированных ) в жилых домах.
Указанный расчет признан судом обоснованным и соответствующим действующему законодательству.
Доводы Ответчика о том, что судом не правомерно принят расчет Истца произведенный на основании нормативов установленных Постановлением Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005, поскольку в 2010 году вопрос определения нормативов для отопления отнесен к компетенции органов местного самоуправления поселения, а не к компетенции органов местного самоуправления муниципального района, каковым и является Постановление Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Ответчиком не оспаривается тот факт, что с момента создания - 01.01.2006 г.. по настоящий день ответчиком на территории МО "Агалатовское сельское поселение" норматив потребления тепла не установлен.
Постановление Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005 принято в пределах ее полномочий, то есть до внесения изменений в федеральный закон N 131-ФЗ от 06.10.2003 г.. "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", относительно разделения ветвей власти органов местного самоуправления на поселения и муниципальные районы.
Кроме того, принимая расчет Истца, произведенный на основании нормативов, утвержденных Постановлением Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005, суд первой инстанции обосновано принял во внимание, что согласно расчету, произведенному исходя из нормативов, исчисленных в соответствии с Правилами N306, размер фактически отпущенной тепловой энергии, и как следствие размер межтарифной разницы значительно превышает размер, полученный с применением норм потребления, установленных Постановление Администрации Муниципального образования "Всеволожский район Ленинградской области" N 3068 от 27.07.2005.
Апелляционный суд, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в отношении обоснованности расчета "межтарифной разницы", считает необходим отметить, что Ответчик в нарушение положений статьи 65 АПК РФ, как в суде первой инстанции, так и при рассмотрении спора в апелляционном производстве, не представил своего контррасчета, равно как и не указал на основании какой методики должен быть определен размер выпадающих доходов.
Довод Ответчика относительно того, что Истцом не доказано наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, отклоняется апелляционным судом, поскольку согласно материалам дела, Истцом в настоящем споре заявлены требования о взыскании задолженности по возмещению "межтарифной разницы" за период с 01.01.2010 по 20.06.2010. Данное требование основано статьях 309, 310, 539, 544, 548 ГК РФ, статье 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы об отсутствии в материалах дела договоров с управляющими компаниями, в связи с чем не подтвержден факт оказания услуг населению муниципального образования, противоречии материалам дела (том 1 л.д. 88-99).
Доводы о том, что Решение советом депутатов "О введении в действие размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги для населения МО "Агалатовкое сельское поселение" не принималось, опровергается материалами дела (том 1 л.д. 156-161).
Неправильное указание номера названного решения в мотивировочной части решения суда обусловлено технической ошибкой.
Согласно Решению советов депутатов "О введении в действие размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги для населения МО "Агалатовкое сельское поселение" от 29.01.2010 N 9 оно вступает в силу с 01.02.2010. Указанным решением установлены тарифы на период с 01.04.2009 по 01.02.2010, а также с 01.02.2010.
Довод ответчика о том, что при расчете размера межтарифной разницы истцом неправомерно в общую сумму включен налог на добавленную стоимость, также не может быть принят судом по следующим основаниям.
Операции по реализации коммунальных услуг на территории Российской Федерации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиками, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, предусмотрен пунктом 2 статьи 154 НК РФ.
Согласно указанному пункту при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Вместе с тем, в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены понятия и термины, применяемые в целях БК РФ. Так, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Положениями ст. 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам могут предоставляться из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий.
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, исходя из совокупного толкования названных норм субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов, выделение которых регламентировано нормативным актом в котором установлены условия как их предоставления, так и возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В данном случае судом установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто Ответчиком, что Администрация муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Решением Совета депутатов МО "Агалатовское сельское поселение" от 29.01.2010 N 9 устанавливая предельный размер платы граждан за коммунальные услуги на территории МО "Агалатовское сельское поселение" (с учетом НДС) ниже, чем установлен тариф на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям Ленинградской области в 2010 году Приказом комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 20.11.2009 г.. N 208-п, не принимала нормативного акта о порядке и условиях предоставлении субсидий ресурсоснабжающим организациям.
Более того исходя из содержания статьи 78 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства возникающие у муниципального образования в результате принятия органами местного самоуправления муниципальных правовых актов в соответствии со статьей 86 БК РФ не отвечают признакам субсидий, поскольку исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Правительства Ленинградской области (далее ЛенРТК) N 208-п от 20.11.2009 на 2010 год был утвержден экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, поставляемую истцом на территории Ленинградской области, включая территорию муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района, в размере 1 909 руб. 08 коп. с учетом налога на добавленную стоимость (НДС).
При этом нормативные акты последнего об утверждении истцу тарифов не признаны недействующими, не изменены и не отменены.
При таких обстоятельствах довод ответчика о том, что при расчете размера межтарифной разницы истцом неправомерно в общую сумму включен налог на добавленную стоимость, также не может быть принят судом, поскольку истцом предъявлены требования не о взыскании с ответчика субсидий, а о взыскании межтарифной разницы за оказанные услуги по теплоснабжению жилых домов местного образования, цены на которые (тарифы) установлены государственными органами с учетом НДС.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права выразившемся в необоснованном, по мнению Ответчика, отклонении ходатайств о приостановлении производства, о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц управляющих компаний, не могут быть приняты судом в качестве оснований для отмены обжалуемого решения суда, поскольку в силу пункта 3 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения, если это нарушение привело к принятию неправильного решения.
Учитывая, что апелляционная жалоба Ответчика не содержит доводов и ссылок на доказательства, которые бы опровергали выводы суда в указанной части, расчет "межтарифной разницы" произведен истцом исходя из нормативов потребления, подтвержден исходными данными предусмотренными константами формул подпунктов 1,3 Приложения N 2 Правил N 307, а именно: сведениями об общей площади жилых домов в квадратных метрах, для расчета платы за отопление, и помесячным количеством граждан проживающих в жилых домах, для расчета платы за ГВС, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, указал на недоказанность обоснованности даты начала расчета процентов.
С учетом отказа, принятого апелляционным судом, от требований в части взыскания с Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2010 по 31.12.2010, истцом в настоящем споре заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2011 по 13.04.2011.
Согласно статье 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Таким образом, исходя из содержания статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации обязательство по возмещению "межтарифной разницы" у Ответчика возникает в силу закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В соответствии со статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета завершается 31 декабря (статья 242 Бюджетного Кодекса).
Поскольку нормативный акт о бюджете действует в течение календарного года, финансирование расходов по компенсации межтарифной разницы может быть осуществлено в любой период времени в пределах финансового года.
Решением Совета депутатов МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.12.2009 г.. N 24 "О бюджете муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" на 2010 г., в Приложении N 5 в распределении бюджетных ассигнований по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов, классификации расходов бюджета МО "Агалатовское сельское поселение" на 2010 г. предусмотрена компенсация выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам не обеспечивающим возмещение издержек на 2010 г., код подраздела 0502, код целевой статьи 3510200, в сумме 11 800 000 руб. (Одиннадцать миллионов восемьсот тысяч руб. 00 коп.) (том 1 л.д.42).
Таким образом обязательство по возмещению экономически обоснованных затрат организации, предоставляющей населению коммунальные услуги органом местного самоуправления при утверждении для населения уровня платежей ниже 100% экономически обоснованных затрат на коммунальные услуги должно быть исполнено не позднее конца финансового года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Учитывая, что Ответчик не исполнил надлежащим образом обязательство по компенсации "межтарифной разницы" до 31.12.2010 требования Истца о начислении процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2011 по 13.04.2011 является обоснованным по праву.
Истцом в материалы дела представлен расчет процентов за указанный период с применением ставки рефинансирования 7,75%, действовавшей на момент обращения с иском в суд.
Указанный расчет проверен судом и подлежит применению.
При таких обстоятельствах, требования Истца о взыскании с Ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2011 по 13.04.2011 в размере 244 131,09 рублей является правомерным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 150, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Принять отказ ООО "ГТМ-котлосервис" от иска в части требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.04.2010 по 31.12.2010 в размере 593 379,73 рубля.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2011 по делу N А56-317/2011 в части отказа в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 593 379,73 рубля за период с 01.04.2010 по 31.12.2010 отменить.
Производство по делу N А56-317/2011 в указанной части прекратить.
В остальной части Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.04.2011 по делу N А56-317/2011 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
Взыскать с Администрации муниципального образования "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области в пользу ООО "ГТМ-котлосервис" задолженность в размере 11 009 790,40 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2011 по 13.04.2011 в размере 244 131,09 рублей, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 78117,64 рубля.
Возвратить ООО "ГТМ-котлосервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 41 118,87 рублей, уплаченную платежным поручением N 816 от 28.12.2010.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
О.В. Горбачева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-317/2011
Истец: ООО "ГТМ-котлосервис"
Ответчик: Администрация МО "Агалатовское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области