г. Владивосток |
Дело |
30 мая 2011 г. |
N А59-4872/2010 |
Резолютивная часть постановления оглашена 25 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 мая 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Н.В. Алфёровой
судей: О.Ю. Еремеевой, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от ОАО "Корсаковский морской торговый порт": Кучер А.В. по доверенности со специальными полномочиями от 15.04.2011 сроком действия 3 года, паспорт;
администрация Корсаковского городского округа и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области - извещены, представителей не направили;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Корсаковский морской торговый порт"
апелляционное производство N 05АП-2219/2011
на решение от 11.02.2011
судьи С.А. Киселева по делу N А59-4872/2010 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению ОАО "Корсаковский морской торговый порт" к администрации Корсаковского городского округа третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области о признании незаконным решения и обязании заключить договор.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "КМТП" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации Корсаковского городского округа (далее - администрация) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 25.08.2010 N 09-7569, и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, площадью 1 278 кв.м., с кадастровым номером 65:04:0000038:11, расположенного по адресу: г. Корсаков, ул. Свердлова.
Определением суда от 13.01.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области (далее - управление Росимущества).
Решением суда от 11.02.2011 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, ОАО "Корсаковский морской торговый порт" просит решение суда от 11.02.2011 отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. Общество считает незаконным отказ администрации от 28.08.2010 N 09-7569, в обоснование которого указано на непредставление обществом выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или иного документа о правах на имущество, поскольку никакого недвижимого имущества на спорном земельном участке нет.
В судебное заседание 25.05.2011 стороны не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Апелляционной коллегией из материалов дела установлено следующее:
Согласно государственному акту на право пользования землей N 01-252 от 30.01.1997 обществу предоставлен на праве бессрочного (постоянного) пользования земельный участок площадью 1 278 кв.м., расположенный по адресу: г. Корсаков, ул. Свердлова.
13.08.2010 в администрацию поступило заявление общества о переоформлении в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером 65:04:0000038:11. К данному заявлению общество приложило копию паспорта генерального директора Каменева А.В., копию свидетельства о регистрации в качестве юридического лица, выписку из протокола N 19 от 18.03.2009 о назначении Каменева А.В. генеральным директором, выписку из ЕГРПНИ N 04/003/2010-731 от 14.05.2010 на испрашиваемый земельный участок, копию кадастрового паспорта на участок N 6504/201/10-442 от 27.04.2010, копию государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования землей N 01-252.
Руководствуясь частью 2 пункта 2 статьи 36 ЗК РФ, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370, администрация письмом от 25.08.2010 N 09-7569 сообщила заявителю, что основания для предоставления испрашиваемого участка отсутствуют.
Отказ мотивирован тем, что обществом не представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке).
Полагая, что отказ администрации в переоформлении прав на земельный участок не соответствует действующему законодательству, общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 -ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлена обязанность юридических лиц, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ юридических лиц, переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 4 данного Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень), утвержденного Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 N 370, к заявлению прилагается выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке). Необходимость представления указанных в названной норме Перечня документов предусмотрена при наличии на испрашиваемом земельном участке какого-либо сооружения.
Доводы заявителя жалобы о фактическом отсутствии на испрашиваемом земельном участке какого-либо объекта судом апелляционной инстанции отклоняются в силу следующего.
Из государственного акта на право собственности на землю, пожизненно наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей кор N 01-252 следует, что спорный земельный участок предоставлен обществу под существующее бомбоубежище (л.д. 19).
Из акта обследования земельного участка, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Свердлова, кадастровый номер 65:04:0000038:11, разрешенное использование: под существующим бомбоубежищем, от 19.01.2011 следует, что обследование спорного земельного участка комиссией в составе представителей заявителя, администрации, управления землепользования и муниципального земельного контроля показало, что на данном участке находится покрытое снегом обвалованное сооружение, имеющее снаружи две бетонные вентиляционные шахты, а также бетонированный вход, оборудованный металлической дверью со стороны административного здания, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, 10/2, принадлежащее ФГУП "РОСМОРПОРТ" (л.д. 76). Обвалованное сооружение занимает весь земельный участок. К указанному акту прилагаются фотоснимки спорного участка. Представитель общества в примечании Акта указал на отсутствие на этом земельном участке какого-либо объекта.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 31.01.2010 N б/н (л.д. 100), указанный объект обозначен как здание учебного пункта ГО, состоит в реестре федерального имущества, расположенного на территории Сахалинской области (реестровый номер В12650000004 от 17.11.2007), имеет инвентарный номер 64:415:001:000036670, введен в эксплуатацию в 1958 году.
Из технорабочего проекта командного пункта 1 категории (л.д. 123) следует, что убежище для размещения личного состава штаба ГО порта и рабочей смены южного района на "особый период", обваловка которого песчаная и земляная с одерновкой, в октябре 1958 года введен в эксплуатацию.
Таким образом, суд первой инстанции верно указал, что разночтение в части обозначения объекта объясняется тем, что в мирное время данный объект предназначен для использования в качестве учебного пункта гражданской обороны, а в особый период - как убежище, что так же подтверждается техническим паспортом от 04.12.2007 (л.д. 85), выданным на здание учебного пункта гражданской обороны, кадастровый номер которого совпадает с кадастровым номером спорного земельного участка.
Более того, обществу на ответственное хранение переданы средства коллективной защиты - убежище, 3 класса, вместимостью 150, в неудовлетворительном состоянии систем жизнеобеспечения, что следует из договора о правах и обязанностях объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от 28.11.2005, заключенного между обществом и управлением Росимущества (л.д. 97).
Таким образом, на основании указанных выше документов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что рассматриваемое ранее сооружение, находящееся на спорном земельном участке, является тем самым объектом, под использование которого заявителю жалобы выдан спорный земельный участок.
На основании указанных норм права и фактических обстоятельствах дела, апелляционный суд считает оспариваемое решение от 25.08.2010 N 09-7569 законным и не подлежащим отмене, поскольку, как установлено судом первой инстанции подтверждается выводами суда апелляционной инстанции, на спорном земельном участке находится сооружением, документы на которое общество в администрацию не преставало, как то требует пункт 4 Перечня.
Ссылка общества на выписку из реестра, согласно которой, по мнению общества, на спорном земельном участке объекты не располагаются, судом апелляционной инстанции отклоняется. Поскольку из данной выписки о земельном участке невозможно сделать вывод о наличии либо отсутствии какого-либо объекта, кроме того, в выписке о спорном земельном участке и выписке о Здании учебного пункта ГО одинаковые кадастровые номера.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При обращении с апелляционной жалобой заявителем уплачена государственная пошлина в федеральный бюджет в сумме 2 000 рублей по платежному поручению N 23 от 11.03.2011. В соответствии со статьей 333.21 НК РФ государственная пошлина по апелляционным жалобам составляет 50% от суммы госпошлины, оплачиваемой при подаче заявлений о признании недействительными ненормативных актов и должна составлять 1 000 рублей, в связи с чем излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.02.2011 по делу N А59-4872/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ОАО "Корсаковский морской торговый порт" излишне уплаченную государственную пошлины в размере 1 000 (одна тысяча) рублей по платежному поручению N 23 от 11.03.2011.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-4872/2010
Истец: ОАО "Корсаковский морской торговый порт"
Ответчик: Администрация Корсаковского городского округа, Администрация МО Корсаковского района
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Сахалинской области