г. Ессентуки |
|
31 мая 2011 г. |
Дело N А63-11004/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлена 31 мая 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего: Афанасьевой Л.В.,
Судей: Семенова М.У. Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2011 г. по делу N А63-11004/2010
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Планета мебели", г. Кисловодск
к Государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ставрополь
о признании недействительным решения N 6935 от 18.10.2010 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения", которым отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных ООО "Планета мебели", в сумме 191 660, 72 руб.; об обязании государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Планета мебели", осуществив возмещение ему произведенных расходов в сумме 191 660,72 руб., (судья Ермилова Ю.В.),
при участии в судебном заседании:
от Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиала N 8: Лобжанидзе П.Г. доверенность в материалах дела;
от Общества с ограниченной ответственностью "Планета мебели": Саркисова К.С. по доверенности N 1 от 24.05.11 г.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Планета мебели" (далее по тексту -заявитель, общество, ООО "Планета мебели", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Государственному учреждению - Ставропольскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - заинтересованное лицо, учреждение, фонд социального страхования, фонд) о признании недействительным решения N 6935 от 18.10.2010 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Ф е-дерации "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения", которым отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных ООО "Планета мебели", в сумме 191 660, 72 руб.; об обязании Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Планета мебели", осуществив возмещение ему произведенных расходов в сумме 191 660,72 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2011 г. требования удовлетворены. Признано недействительным проверенное на соответствие Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", решение N 6935 от 18.10.2010 Государственного учреждения -Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения", которым отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных ООО "Планета мебели" в сумме 191 660, 72 руб. суд обязал Государственное учреждение - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Планета мебели" (ОГРН 1072628000389) путем возмещения ему произведенных расходов в сумме 191 660,72 руб. С Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, г. Ставрополь взыскано 2000,0 руб. в пользу ООО "Планета мебели" (ОГРН 1072628000389) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение мотивировано тем, что общество правильно исчислило расходы на выплату страхового обеспечения по беременности и родам, исходя из установленной трудовыми договорами и фактически выплаченной заработной платы с учетом премий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и Положения об оплате труда и премировании, утвержденного обществом. Обществом соблюдены все условия для возмещения расходов на страховые выплаты.
Государственное учреждение - Ставропольское регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований общества отказать.
Указывает, что общество необоснованно завысило заработную плату двум работницам Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х., поскольку в 2008 году общество заработную плату не исчисляло, страховые взносы на Узденову Х.Б. перечислены в январе 2010, на Узденову Ф.Х. - в июле 2010; оснований для выплаты надбавок от выручки не имелось, так как совершение сделок не доказано; процент от выручки и премия рассчитаны обратным расчетным путем; после ухода в отпуск Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х, повышения оплаты другим сотрудникам не произошло.
Представитель Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиала N 8: Лобжанидзе П.Г. доводы изложенные в апелляционной жалобе поддержал частично, от доводов, не подтвержденных документально отказался.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит отказать в удовлетворении жалобы, так как решение является законным и обоснованным.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Планета мебели": Саркисова К.С. в судебном заседании поддержала доводы изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и проверив законность судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.03.2011 г. подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Общество обратилось с заявлением о возмещении расходов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 272 712,32 руб., в том числе: на оплату пособия по беременности и родам коммерческому директору Узденовой Х.Б. в сумме 139 232,87 руб.; пособия по беременности и родам менеджеру по рекламе Узденовой Ф.Х. в сумме 133 479,45 руб.
Фонд социального страхования провел камеральную проверку по вопросу выделения средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составил акт от 18.10.2010 N 6935 и вынес решение от 18.10.2010 N 6935 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В соответствии с вышеуказанным решением обществу выделены средства на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 81 051,60 руб., и отказано в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 191 660,72 руб.
Общество, полагая, что решение фонда социального страхования, вынесенное с нарушением процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а также материальных норм права, нарушает его права в экономической сфере деятельности, обратилось в арбитражный суд с требованием о признании ненормативного акта недействительным в соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулирует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Ф едерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Пунктами 2 и 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Акт от 18.10.2010 N 6935 камеральной проверки 18.10.2010 вручен директору общества Узденову Р.А.
Исходя из положений изложенной выше части 5 статьи 38 Закона N 212-ФЗ 15-дневный срок для представления в орган контроля за уплатой страховых взносов письменных возражений по указанному акту в целом или по его отдельным положениям с учетом положений пунктов 2 и 6 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ истек 05.11.2011.
Решение об отказе в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения вынесено 18.10.2010, то есть до истечения срока, установленного пунктом 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Из изложенного следует вывод о том, что фондом социального страхования нарушены требования статей 38 и 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ об извещении лица, в отношении которого проводится камеральная проверка, о времени и месте рассмотрения материалов проверки 18.10.2010, в связи с чем общество было лишено права на представление возражений и объяснений и права участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки, что является существенным нарушением порядка вынесения решения об отказе в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
Это обстоятельство в апелляционной жалобе не оспаривается.
Основанием для отказа в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством послужили выводы фонда социального страхования о неверном расчете обществом размера заработной платы их работников и нарушении обществом положения об оплате труда и премировании работников ООО "Планета мебели"; предприятие является убыточным, что свидетельствует об отсутствии экономической целесообразности увеличенных выплат.
С учетом положений статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым работодатель обязан заключить трудовой договор с работником, деловые качества которого соответствуют требованиям, предъявляемым к кандидату, беременность не может служить основанием для отказа в заключении трудового договора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" обеспечение по обязательному социальному страхованию - это исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 и подпункта 11 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 165-ФЗ предусмотрено, что одним из видов социальных страховых рисков является материнство, которому соответствует страховое обеспечение в виде единовременного пособия при рождении ребенка.
В силу требований указанного Закона и Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, одной из основных задач которого является обеспечение гарантированных государством пособий, в том числе пособий при рождении ребенка и социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг.
На основании пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9, подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ, статьи 4, 6 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", страхователи обязаны выплачивать состоящим с ними в трудовых отношениях застрахованным лицам пособие по беременности и родам, выплата указанного пособия производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из статей 7 и 8 указанного Закона пособие по беременности и родам является страховым обеспечением, которое выплачивается застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая.
Пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" определено, что право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, при соблюдении условий, предусмотренных данным Федеральным законом и иными федеральными законами.
Согласно статье 8 Федерального закона N 81-ФЗ пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию.
В силу Федерального закона N 165-ФЗ и постановления Фонда социального страхования Российской Федерации от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования" выплата пособий по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия по уходу за ребенком осуществляется за счет средств Фонда социального страхования через его отделения путем возмещения расходов организаций-работодателей.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения является наступление документально подтвержденного страхового случая.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предприятием искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Факт наступления страхового случая подтвержден материалами дела и не оспаривается сторонами.
Общество заключило трудовые договоры: от 01.10. 2009 - с Узденовой Х.Б., согласно которому Узденова Х.Б. была принята на должность коммерческого директора с окладом 9000,0 руб. и надбавками согласно положению об оплате труда, рабочий день установлен продолжительностью 4 часа; от 11.01.2010 - с Узденовой Ф.Х., согласно которому Узденова Ф.Х. принята на должность менеджера по рекламе с окладом 8500,00 руб., рабочий день установлен продолжительностью 4 часа (приказы от 01.03.2009 N 3, от 11.01.2010 N 1 приобщены к материалам дела).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Система оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационной характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Пунктом 2 трудового договора от 01.10.2009 года (т. 1 л.д. 50-54) с работником Узде-новой Х.Б. (принятой на должность коммерческого директора), а также пунктом 2 трудового договора от 11.01.2010 года (т. 1 л.д. 55) с работником Узденовой Ф.Х. (принятой на должность менеджера по рекламе) предусмотрена оплата труда, складывающаяся из оклада, процентов от выручки (комиссионных выплат), доплат, надбавок и иных поощрительных выплат в соответствии с положением об оплате труда.
Положением общества об оплате труда и премировании установлены следующие выплаты работникам: оклад (или ставка); комиссионные выплаты; премиальные выплаты; надбавки за наставничество, за сложность, за напряженность, за секретность работы; вознаграждения по итогам года; доплаты (надбавки), предусмотренные трудовым законодательством; иные поощрительные надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные трудовым договором и локальными нормативными актами организации.
В соответствии с пунктом 1.9. Положения об оплате труда и премировании работников ООО "Планета мебели" (т.1 л.д. 71) предусмотрена комиссионная оплата труда, согласно которой размер заработной платы устанавливается в процентах от выручки, которую получает организация в результате деятельности работника по формуле: оклад + (выручка * процент от выручки).
Размер комиссионных процентов за заключение работниками сделок установлен пунктом 3.4. Положения (т. 1 л.д. 74).
Суд не находит обоснованными доводы страхового фонда о завышении размера заработной платы при ее расчете для выплаты работникам Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х. в связи со следующим.
В материалы дела представлены расчеты единовременного пособия по беременности и родам Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х. (т.1 л.д. 48-49), подтверждаемые первичными документами, трудовыми договорами, табелями, платежными поручениями и т.п.
Из материалов дела следует, что расчет ежемесячной заработной платы работникам Узденовой Х.Б., Узденовой Ф.Х. осуществлен обществом согласно трудовым договорам с учетом положения об оплате труда и премировании работников. Так, приказами о расчете комиссионных выплат (одной из частей системы оплаты труда, предусмотренных трудовыми договорами и внутренными положениями общества) работницам Узденовой Х.Б. и Уздено-вой Ф.Х. (т. 1 л.д. 78-92) расчеты произведены на основании аналитических данных общества (карточек по счету 62.1 - т. 2 л.д. 37), а также реестров поступления выручки. Объемы продаж (размеры сделок) подтверждаются договорами на изготовление, продажу, поставку мебели предприятием (т. 1 л.д. 113-133, т. 2 л.д. 1-36), приходными кассовыми ордерами и платежными поручениями (т. 1 л.д. 134 -143, т.2 л.д. 38-60, 131-144) и не опровергнуты заинтересованным лицом.
С октября 2009 года по май 2010 года Узденовой Х.Б. было начислено: октябрь -24 000,0 руб. (в т.ч. оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 14 700,0 руб., премия -300,0 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 1/в от 31.10.2009, премиальные начислены на основании приказа N 10/п от 31.10.2009; ноябрь 2009 - 24 000,0 руб. (оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 14 700,0 руб., премия - 300,0 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 2/в от 30.11.2009, премиальные начислены на основании приказа N 11/п от 30.11.2009; декабрь - 75 000,0 руб. (оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 64 896,0 руб.; премия - 1104,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 3/в от 31.12.2009, премиальные начислены на основании приказа N 12/п от 31.12.2009; январь 2010 года - 60 000,0 руб. (оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 46 500,00 руб. ; премия - 4500,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 1/в от 31.01.2010, премиальные начислены на основании приказа N 1/п от 31.01.2010; февраль 2010 года - 60 000,0 руб. (оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 48 800,00 руб. ; премия - 2120,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 4/в от 28.02.2010, премиальные начислены на основании приказа N 2/п от 28.02.2010; март 2010 года - 60 000,0 руб. (оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 48 800,00 руб.; премия -2120,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 7/в от 31.03.2010, премиальные начислены на основании приказа N 3/п от 31.03.2010; апрель 2010 года - 60 000,0 руб. (оклад - 9000,0 руб., комиссионные выплаты - 43 400,00 руб.; премия - 7 600,00 руб.).
Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 10/в от 30.04.2010, премиальные начислены на основании приказа N 4/п от 30.04.2010.
С января 2010 года по июнь 2010 года Узденовой Ф.Х. было начислено: январь 2010 года - 58 000,0 руб. (оклад - 8500,0 руб., комиссионные выплаты - 43 500,00 руб.; премия -6000,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 2/в от 31.01.2010, премиальные начислены на основании приказа N 1/п от 31.01.2010; февраль 2010 года - 58 000,0 руб. (оклад - 8500,0 руб., комиссионные выплаты - 47 000,00 руб.; премия - 2500,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 5/в от 28.02.2010, премиальные начислены на основании приказа N 2/п от 28.02.2010; март 2010 года - 58 000,0 руб. (оклад -8500,0 руб., комиссионные выплаты - 41 760,00 руб.; премия - 7740,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N8/в от 31.03.2010, премиальные начислены на основании приказа N 3/п от 31.03.2010; апрель 2010 года - 58 000,0 руб. (оклад - 8500,0 руб., комиссионные выплаты - 40 600,00 руб.; премия - 8 900,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 11/в от 30.04.2010, премиальные начислены на основании приказа N 4/п от 30.04.2010; май 2010 года - 58 000,0 руб. (оклад - 8500,0 руб., комиссионные выплаты - 48 930,00 руб.; премия - 570,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 14/в от 31.05.2010, премиальные начислены на основании приказа N 5/п от 31.05.2010; июнь 2010 года - 58 000,0 руб. (оклад - 8500,0 руб., комиссионные выплаты - 45 240,00 руб.; премия - 4260,00 руб.). Размер комиссионных выплат рассчитан приказом N 16/в от 30.06.2010, премиальные начислены на основании приказа N 6/п от 30.06.2010.
Размер выплаченной указанным работникам заработной платы (платежные ведомости -т. 1 л.д. 47) рассчитан обществом с учетом фактически отработанного ими рабочего времени, что подтверждается табелями учета рабочего времени (т. 1 л.д. 60-69).
На основании пункта 2 статьи 14 Закона 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
В соответствии со статьей 7 Закона N 212-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника. Следовательно, общество правомерно включило в расчет среднемесячного заработка оклад, комиссионные выплаты и премию Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х.
Возмещение средств из фонда социального страхования в связи с наступлением страхового случая, в данном случае материнства, является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, и основанием для отказа в возмещении расходов может послужить создание искусственной ситуации для получения средств.
Объективных и неопровержимых доказательств, свидетельствующих о наличии злоупотребления обществом правом на возмещение понесенных им расходов на цели социального страхования, фондом в материалы настоящего дела не представлено.
В данном случае судом установлена реальность трудовых отношений застрахованных лиц с предпринимателем и соблюдение предпринимателем требований законодательства для получения средств на возмещение расходов по обязательному социальному страхованию.
Суд первой инстанции правомерно не принял доводы фонда социального страхования об экономической нецелесообразности приема на работу Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х. в связи с убыточностью деятельности предприятия за 2009 год, так как законодательство о социальном страховании не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик (плательщик взносов и иных обязательных платежей) осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность.
Согласно книге учета доходов и расходов предприятия за 2010 год (т. 2 л. д. 122 - 129), можно сделать вывод, что доходы общества возросли по сравнению с доходами, полученными в 2009 году кратно. Так, доходы общества за 2010 год составили 2 962 808,60 руб., расходы - 2 275 764,99 руб. Общая доходность деятельности общества в 2010 году составила 687 043,61 руб. (при убыточности в 2009 году - 824 203,00 руб.). При этом отрицательные показатели деятельности общества в 2009 году были связаны с затратами на переоборудование производственной базы).
Довод апелляционной жалобы о том, что поскольку в 2008 году общество заработную плату не исчисляло, то размер заработной платы работницам завышен, отклоняется, так как заработная плата исчислена с учетом доходов, полученных в 2009 - 2010 г. Кроме того, в акте и в решении этот довод не приводился, документально не подтвержден.
Довод апелляционной жалобы о том, что страховые взносы на Узденову Х.Б. перечислены в январе 2010, на Узденову Ф.Х. - в июле 2010, отклоняется. Факт несвоевременности оплаты страховых взносов обществом не отрицается. Эти нарушения устранены, страховые взносы уплачены полностью, Сам по себе факт несвоевременности уплаты взносов не опровергает того, что работниками реально выполнялись трудовые функции и выплачивалось вознаграждение по ведомостям.
Довод апелляционной жалобы о том, что оснований для выплаты надбавок от выручки не имелось, так как совершение сделок не доказано; процент от выручки и премия рассчитаны обратным расчетным путем, отклоняется. В деле имеются договоры, заключенные обществом в рассматриваемый период и доказательства получения оплаты за исполнение работ по договору. Приказами подтвержден размер общей выручки и процент выручки, приходящийся на каждую из работниц (том 1 л.д. 78-92). Расчет вознаграждения произведен в соответствии с формулой, предусмотренной Положением об оплате труда и премировании (приложение 3.11) - оклад работника + выручка, полученная по результатам деятельности работника х процент от выручки.
Довод апелляционной жалобы о том, что процент от выручки и премия рассчитаны обратным расчетным путем носит предположительный характер и не подтвержден документально.
Довод апелляционной жалобы о том, что после ухода в отпуск Узденовой Х.Б. и Узденовой Ф.Х, повышения оплаты другим сотрудникам не произошло документально не подтвержден, в оспариваемом решении фонда и в акте не приводился, в суде первой инстанции не заявлялся.
Довод апелляционной жалобы о наличии родственных связей отклоняется, так влияния этого обстоятельства на определения вознаграждения работникам не подтверждено материалами проверки.
От остальных доводов апелляционной жалобы заявитель отказался письменно. В судебном заседании установлено, что они не приводились в акте проверки и в решении, а также в суде первой инстанции и не подтверждаются материалами дела.
Суд первой инстанции правильно применил нормы права, дал надлежащую оценку доказательствам, выводы суда соответствуют обстоятельствам и материалам дела. Оснований для отмены или изменения судебного акта, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04 .03.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11004/2010
Истец: ООО "Планета мебели"
Ответчик: Государственное учреждение-Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал N 8 ГУ-Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N8 Государственного учреждения - Ставропольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации