город Омск
02 июня 2011 г. |
Дело N А46-16169/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2796/2011) общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ШеЛен" на решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2011 по делу N А46-16169/2010 (судья Солодкевич И.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ШеЛен" (ОГРН 1025500741529, ИНН 5501056518)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска
о признании частично недействительным решения от 25.08.2010 N 10-18/022395ДСП
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ШеЛен" - Чобанян Л.Г. по доверенности от 10.11.2010 сроком действия 3 года;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г.Омска - Савиных С.Б. (удостоверение N 640649 действительно до 31.12.2014) по доверенности от 27.01.2011 N 03-15/001399 сроком действия 1 год;
установил:
общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ШеЛен" (далее по тексту - ООО ПКФ "ШеЛен", Общество, налогоплательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России N 1 по ЦАО г.Омска, Инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения от 25.08.2010 N 10-18/022395 ДСП в части предложения зачесть сумму земельного налога за 2008 год в размере 376 821 руб., подлежащую уплате на основании указанного решения, в счет имеющейся переплаты.
Решением от 04.03.2011 по делу N А46-16169/2010 Арбитражный суд Омской области частично удовлетворил требования Общества, признал решение Инспекции от 25.08.2010 N 10-18/022395 ДСП в части предложения Обществу зачесть земельный налог за 2008 год в сумме, превышающей 368 261 руб., недействительным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд взыскал с Инспекции в пользу Общества 2000 руб. государственной пошлины, уплаченной при подаче заявления.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом на основании уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год (т. 1, л.д. 46-49), представленной Обществом 06.04.2010, проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе проверки установлено, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2008 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 10:12, принадлежащего ему на праве собственности (свидетельство серии 55 АВ N 508961, выданное Управление Федеральной регистрационной службы по Омской области (т. 1, л.д. 73) в качестве налогооблагаемой базы использовал следующий размер его кадастровой стоимости 5 660 444 руб., в связи с чем сумма земельного налога за этот период составила 84 907 руб.
В ответ на запрос от 19.04.2010 N 10-25/010201-1 (т. 1, л.д. 51) Инспекцией получен от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) ответ от 28.04.2010 N 07-06/2444 (т. 1, л.д. 50), содержащий указание на то, что кадастровая стоимость означенного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляла 30 781 888 руб. 20 коп. в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
В связи с получением указанных сведений налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество должно было рассчитать свои налоговые обязательства за 2008 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной указанным постановлением, то есть Общество должно было уплатить земельный налог за 2008 год в сумме 461 728 руб., то есть на 376 821 руб. больше, чем указал в декларации налогоплательщик.
Данный вывод Инспекции основан на том, что налоговая база по земельному налогу определяется налогоплательщиками-организациями исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Такие сведения внесены на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174, что подтверждается Управлением Роснедвижимости по Омской области, в связи с чем основания полагать о возможности применения при исчислении земельного налога за 2008 год иной кадастровой стоимости, нежели указанной в кадастровых выписках, отсутствуют.
20.07.2010 налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 10-18/019088 ДСП (т. 1, л.д. 55-57), копия которого совместно с уведомлением от 16.07.2010 о времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки (т. 1, л.д. 58) вручена представителю налогоплательщика.
На акт проверки заявителем поданы письменные возражения (т. 1, л.д. 60-61), в которых со ссылкой на пункт 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации Общество указывает на невозможность применения постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174 при исчислении земельного налога в 2008 году по причине невступления его в силу по состоянию на 01.01.2008.
25.08.2010 по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки, возражений на акт, материалов проверки, инспекцией принято решение N 10-18/022395ДСП об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Обществу отказано в привлечении общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации; Обществу предложено зачесть сумму земельного налога за 2008 год в размере 376 821 руб., подлежащую уплате на основании этого решения, в счет имеющейся переплаты.
Налогоплательщик, не согласившись с решением Инспекции обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, решением которого от 08.10.2010 N 16-17/14551 (т. 1, л.д. 65-68) в ее удовлетворении отказано.
Общество, полагая, что решение Инспекции не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п в части утверждения кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения вступает в силу в соответствии с общими положениями Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу). Учитывая, что постановление официально опубликовано в издании "Омский вестник" от 25.12.2007 за N 127, таковое для целей налогообложения по состоянию на 01.01.2008 в силу не вступило, следовательно, для определения налогового обязательства ООО ПКФ "ШеЛен" по земельному налогу за 2 квартал 2008 года постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п применено быть не может.
При этом суд первой инстанции, исходя из сложившейся судебно-арбитражной практики по вопросу исчисления земельного налога за 2008 год на территории г.Омска указал на необходимость применения постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174 при исчислении земельного налога за 2008 год, однако, частично удовлетворил заявленное Обществом требование, указав на то, что Инспекцией при вынесении решения была использована кадастровая стоимость, не соответствующая постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п. Так Правительство Омской области указанным постановлением утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N 55:36 в виде таблицы значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по пятнадцати видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно означенному постановлению в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования. Соответственно, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 10:12 для целей налогообложения составляет 30 211 205 руб. (7 890 м2 Ч 3 829 руб. 05 коп.), а сумма земельного налога, подлежащего уплате ООО ПКФ "ШеЛен " за 2008 год, составляет 368261руб., следовательно, оспариваемое решение является недействительным в части предложения зачесть земельный налог в превышающей 368 261 руб. сумме.
Общество в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы налогоплательщик указывает на то, что кадастровая стоимость, рассчитанная на основании утвержденных постановлением Правительства Омской области N 174-п удельных показателей, не может быть применена для расчета налоговой базы по земельному налогу за 2008 год в отношении земельного участка Общества, поскольку исходя из пункта 13 постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 и пункта 1.2 Приказа Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222 кадастровая стоимость земельных участков на основании средних удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования, утвержденных указанным постановлением N 174-п осуществляется только в отношении вновь образуемых земельных участков и земельных участков, которые претерпели какие-либо изменения. Спорный земельный участок не является ни вновь образованным, ни участком, который претерпел изменения.
Также налогоплательщик указывает на невозможность применения для исчисления земельного налога за 2008 год кадастровой стоимости земельного участка в размере 30 781 888 руб. 20 коп., утвержденной постановлением Правительства Омской области N 193-п, поскольку она утверждена в текущем налоговом период (в 2008 году).
В отношении постановления Правительства Омской области N 174-п Общество, со ссылкой на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 165-О-О, указывает на то, что оно вступает в силу с 01.01.2009, в силу чего не подлежит применению при исчислении земельного налога за 2008 год.
Инспекция в соответствии с представленным суду отзывом на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
По мнению налогового органа, для исчисления земельного налога за 2008 года следует руководствоваться постановлением Правительства Омской области N 174-п. Ссылку Общества на определение Конституционного Суда Российской Федерации Инспекция считает необоснованной, поскольку источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, при этом на начало налогового периода сведения о кадастровой стоимости земельного участка имелись в кадастре и действия по их внесению незаконными признаны не были.
В заседании суда апелляционной инстанции, представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель Инспекции поддержал возражения, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил отказать в ее удовлетворении, решение суда - оставить без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей Общества и Инспекции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ), утратившего силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.05.2008), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Пунктом 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ) определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) является информационным ресурсом, систематизированным сводом сведений, в том числе о кадастровой стоимости земельных участков.
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
На основании указанного Постановления Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области внесена запись в государственный информационный ресурс о кадастровой стоимости земельного участка Общества.
Согласно пункту 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 52 от 07.02.2008, которое вступило в силу 20.02.2008.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 были опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с Постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, распложенных в г.Омске".
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что порядок опубликования Постановления Правительства Омской области N 174-П не противоречит закону и прав третьих лиц - налогоплательщиков земельного налога не нарушает. Возможность надлежащим образом исполнить свои налоговые обязательства у данных лиц имеется.
В данном случае ни материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка Общества, ни постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признаны незаконными (недействующими).
Таким образом, учитывая, что факт внесения спорной кадастровой стоимости на начало проверенного налогового периода подтверждается, а также то обстоятельство, что Управление Роснедвижимости по Омской области имело полномочия по внесению таковой в государственный земельный кадастр, довод налогоплательщика о невозможности применения при исчислении земельного налога за 2008 года кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, подлежит отклонению.
Ссылку суда Общества на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 165-О-О, определяющее позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно порядка вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, суд апелляционной инстанции считает необоснованной, поскольку, как указано выше, источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, а не Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, а на начало налогового периода сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества имелись в кадастре, действия по их внесению в государственный земельный кадастр не признаны незаконными.
Кроме того, положения статей 3, 6, 74, 75, 79 Федерального закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 27.05.2004 N 211-О, в пункте 3 определения от 11.11.2008 N 556-О-Р, указание на выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смыл правовой нормы должно найти отражение в резолютивной части решения Конституционного Суда Российской Федерации, однако в резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О таковое отсутствует и по этой причине изложенная в нем правовая позиция применению не подлежит.
Между тем, налоговым органом при вынесении решения применена кадастровая стоимость, не соответствующая постановлению Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 21.09.2010 N 7309/10, под утвержденными результатами государственной кадастровой оценки земель должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Правительство Омской области постановлением от 19.12.2007 N 174-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района N 55:36 в виде таблицы значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по пятнадцати видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за один квадратный метр. Определение кадастровой стоимости конкретного земельного участка согласно означенному постановлению в первоначальной редакции должно осуществляться путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, определяется по таблице приложения с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного пользования.
Данный вывод в отношении постановления Правительства Омской области N 174-п изложен в Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 73069/10. При этом в постановлении Президиума указано, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Таким образом, как правильно установил суд первой инстанции, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 10:12 для целей налогообложения составляет 30 211 205 руб. (7890 к.в.м Ч 3829 руб. 05 коп.), а сумма земельного налога, подлежащего уплате Обществом за 2008 год, составляет 368 261 руб., следовательно, оспариваемое решение Инспекции является недействительным в части предложения зачесть земельный налог в сумме, превышающей 368 261 руб.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя, то есть на ООО "ПКФ "ШеЛен".
Поскольку Обществом при подаче апелляционной жалобы в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 04.03.2011 по делу N А46-16169/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма "ШеЛен" (ОГРН 1025500741529, ИНН 5501056518) из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 31.03.2011 N 415 на сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16169/2010
Истец: ООО Производственно - коммерческая фирма "ШеЛен"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска