г. Чита |
Дело N А78-5484/2009 |
"21" декабря 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Э.В. Ткаченко, при ведении протокола секретарем судебного заседания Павловой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Разрез Тигнинский", на решение арбитражного суда Забайкальского края 28 октября 2009 года по делу N А78-5484/2009, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Разрез Тигнинский" к Управлению по недропользованию по Забайкальскому краю о признании незаконными действия, выразившегося в отказе привести в соответствие географические координаты угловых точек, ограничивающих площадь лицензионного участка, имеющего статус горного отвода, предоставленного лицензией серии ЧИТ N 01741 ТЭ, с переданными ему запасами недр на основании соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи угля на Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения от 14 сентября 2006 года, являющегося неотъемлемой частью лицензии и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в месячный срок, то есть, привести в соответствие географические координаты угловых точек, ограничивающих площадь лицензионного участка, имеющего статус горного отвода, предоставленного лицензией серии ЧИТ N 01741 ТЭ, с переданными запасами недр на основании соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи угля на буроугольном месторождении от 14 сентября 2006 года, являющегося неотъемлемой частью лицензии, принятое судьей Анисимовым М.И.,
при участии:
от заявителя: Сумарокова Е.А., представителя по доверенности от 18.08.2009 г..;
от заинтересованного лица: не было;
и установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Разрез Тигнинский", обратился с уточненными, в порядке ст.49 АПК РФ требованиями к Управлению по недропользованию по Забайкальскому краю о признании незаконными действия, выразившегося в отказе привести в соответствие географические координаты угловых точек, ограничивающих площадь лицензионного участка, имеющего статус горного отвода, предоставленного лицензией серии ЧИТ N 01741 ТЭ, с переданными ему запасами недр на основании соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи угля за Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения от 14 сентября 2006 года, являющегося неотъемлемой частью лицензии и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов в месячный срок, то есть, привести в соответствие географические координаты угловых точек, ограничивающих площадь лицензионного участка, имеющего статус горного отвода, предоставленного лицензией серии ЧИТ N 01741 ТЭ, с переданными запасами недр на основании соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи угля на буроугольном месторождении от 14 сентября 2006 года, являющегося неотъемлемой частью лицензии.
Решением суда первой инстанции 28 октября 2009 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как установлено материалами дела до 01.02.1998 г. право пользования Зугмарским участком Тарбагатайского буроугольного месторождения принадлежало разрезу Тигнинский АООТ "Востсибуголь" по лицензии ЧИТ 00531 ТЭ, выданной 17.01.1995 г. сроком до 31.12.2015 г. (выдано как действующему предприятию на основании действующего проекта и действующего горноотводного акта).
Право пользования недрами по лицензии ЧИТ 00531 ТЭ прекращено решением Администрации Читинской области и Читагеолкома N 68 от 06.04.1998 г. согласно п. 3 ч. 1 ст. 20 Закона РФ "О недрах" (условие зафиксированное в лицензии). Тем же решением ОАО "Читинская угольная компания" было предоставлено право добычи угля на Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения как действующему предприятию в рамках лицензии ЧИТ 01063 ТЭ выданной 24.06.1999 г., в соответствии со статьей 19.1 "Положения о лицензировании пользования недрами", утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1 (далее - Положение) в пределах действующего на то время горного отвода и проекта на добычу угля. Лицензия выдана на часть месторождения, что предусмотрено частью 2 пункта 6.3 Положения. Условия получения лицензии без проведения конкурса (аукциона) - в подтверждении права пользования недрами до введения в действие ФЗ "О недрах" (до 16 апреля 1992 г.) было разъяснено письмом Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 01.02.1994 г. N ВО-61/220 (зарегистрировано в Минюсте России 21.02.1994 г. Регистрационный N 498) и постановлении Комитета Российской Федерации по геологии и использованию недр от 25.05.1994 г. N 32-р (зарегистрировано в Минюсте России 26.05.1994 г. Регистрационный N 582).
На основании распоряжения Читанедра N 68-р от 29.12.2004 г. о переоформлении лицензии ЧИТ 01063 ТЭ, на основании абз. 6 ст. 17 Закона РФ "О недрах" право пользования недрами Лицензионного участка было передано ООО "Читауголь" в рамках лицензии ЧИТ 01575 ТЭ (дата регистрации 01.02.2005 г.).
Приказом Читанедра N 168-п от 12.09.2006 г. "О переоформлении лицензии ЧИТ 01575 ТЭ" на основании абзаца 6 ст.171 Закона РФ "О недрах" право добычи угля на Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения предоставлено ООО "Разрез Тигнинский" в рамках лицензии ЧИТ 01741 ТЭ (дата государственной регистрации 14.09.2006 г.).
Лицензионный участок площадью 1,3 км2 имеет статус горного отвода, с поверхности представлен замкнутым многоугольником, угловые точки которого указаны в географических координатах и охватывает северо-восточный фланг Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения. По глубине горный отвод ограничен 85м. ниже дневной поверхности.
Во всех лицензиях границы Лицензионного участка определялись одинаково и не претерпели изменений до настоящего времени.
При переоформлении лицензий по Зугмарскому участку Тарбагатайского буроугольного месторождения, в соответствии с частью 2 ст. 171 ФЗ "О недрах", условия, установленные прежней лицензией, не изменялись.
Ссылка Заявителя и "Эксперта" на необходимость выполнения решения ТКЗ (рекомендации) от 27.12.1998 г. N 585 по расширению площади лицензии на всю слитную часть пласта "Мощный" при переоформлении лицензии прямо противоречат действующему законодательству о недрах (часть 2 ст. 171 ФЗ "О недрах" запрещает менять условия пользования недрами при переоформлении лицензии). Кроме того, запасы бурого угля, утвержденные протоколом ТКЗ от 27.12.1998 г.. N 585 не учтены Государственным балансом (ведение Государственного баланса запасов полезных ископаемых осуществляет Роснедра в соответствии с п. 4 приказа МПР РФ от 15 декабря 2006 г. N 286 - зарегистрировано в Минюсте РФ 26 января 2007 г. Регистрационный N 8857) из-за того, что подсчет запасов выполнен с использованием устаревших кондиций (протокол ГКЗ СССР N 95 от 15 июня 1964 г.), которые не соответствуют современной экономической ситуации.
Недропользователю было рекомендовано направить пересчитанные запасы для рассмотрения в ЦКР Министерства природных ресурсов, что не было выполнено.
При проведении государственной геологической экспертизы материалов подсчета запасов угля по участкам Шебартуй-1, Намык и Зугмарский Тарбагатайского месторождения, Протоколом ТКЗ ГУПР по Читинской области от 9 декабря 2002 г. N 746 недропользователю было рекомендовано составить эксплуатационные кондиции, включая параметры для оценки германиеносности углей, и утвердить их в ГКЗ, что также не было выполнено.
Исправление сложившейся ситуации с учетом запасов по Зугмарскому участку Тарбагатайского буроугольного месторождения предусмотрено "Соглашением об условиях пользования недрами с целью добычи угля на Зугмарсом участке Тарбагатайского буроугольного месторождения" (приложение 1 к лицензии ЧИТ 01741 ТЭ), согласно подпункта в) пункта 4.1 которого недропользователь обязался представить в декабре 2005 г. ТЭО (технико-экономическое обоснование) кондиций и геологический отчет с подсчетом запасов бурых углей на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. Данными работами Заявитель должен был дать современную геолого-экономическую оценку (оценку промышленной значимости) месторождения, а также подсчитать количество балансовых и забалансовых запасов угля. Подпунктом д) пункта 4.1 Соглашения недропользователь обязался в срок до 30.10.2006 г. разработать и согласовать проект (дополнение к проекту) отработки запасов бурого угля в пределах лицензионного участка (см. выше - после составления ТЭО кондиций и госэкспертизы запасов). Только после выполнения данных работ можно было уточнить границы горного отвода и включить горноотводный акт (новый) в состав лицензии. Данные пункты введены в условия пользования недрами (Лицензионное соглашение) дополнением N 1 к лицензии ЧИТ 01063 ТЭ (дата государственной регистрации в Федеральном агентстве по недропользованию 29.11.2004 г. регистрационный номер 606).
Однако, в нарушение условий лицензионного соглашения эти работы недропользователем (Заявителем) не выполнены, без чего невозможно выполнить корректировку запасов по Зугмарскому участку.
Кроме того, по возможности расширения границ лицензионного участка был сделан запрос в Федеральное агентство по недропользованию (орган управления государственным фондом недр). Полученный ответ (письмо Роснедра от 05.05.2009 г. N ВБ-06-30/3528) подтвердил незаконность внесения изменений в границы лицензионного участка (приложение 4).
Согласно пункту 4 статьи 10.1 Закона Российской Федерации от 21.01.1992 N 2395-1 "О недрах" основанием возникновения права пользования участками недр является решение комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению участков за счет собственных (в том числе привлеченных) средств, для целей разведки и добычи полезных ископаемых такого месторождения и возместившим в случае их наличия расходы государства на поиск и оценку полезных ископаемых на данном участке недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с этим, суд полагает, что право на расширение использования лицензионного участка для целей разведки и добычи полезных ископаемых должно предоставляться в соответствии с пунктом 5 статьи 10.1 Закона "О недрах", на основании решения конкурсной или аукционной комиссии, а не в связи с установлением факта увеличения запаса месторождения.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив следующее.
При получении лицензии обществу были определены запасы угля, что стало решающим критерием в её приобретении. Между тем, в последствии выяснилось, что указанные запасы залегают на большей территории, чем та которая отведена обществу, Кроме того горный отвод и границы лицензионного участка не совпадают с той площадью залегания запаса угля, который был положен при исчислении объемов запаса при формировании и выдачи лицензии на его добычу. Выводы суд первой инстанции противоречат ст. 7, 20, 21, 22, 23 закона РФ "О недрах" от 21.02.1992г., Постановлению Правительства РФ от 17.06.2004 г.. N 293, временным методическим рекомендациям утвержденным распоряжением Министерством природных ресурсов РФ от 31 октября 2002 года N 439-р, Инструкции по формированию горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых утв. Федеральным горным и промышленным надзором России, МПР РФ 31.12.1997.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 18028811.
Представленным ходатайством, Управление просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя, а также отказать заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.
Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы сторон, пришел к следующим выводам.
Приказом Читанедра N 168-п от 12.09.2006 г. "О переоформлении лицензии ЧИТ 01575 ТЭ" на основании абзаца 6 ст.171 Закона РФ "О недрах" право добычи угля на Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения предоставлено ООО "Разрез Тигнинский" в рамках лицензии ЧИТ 01741 ТЭ (дата государственной регистрации 14.09.2006 г.).
Лицензионный участок площадью 1,3 км2 имеет статус горного отвода, с поверхности представлен замкнутым многоугольником, угловые точки которого указаны в географических координатах и охватывает северо-восточный фланг Зугмарского участка Тарбагатайского буроугольного месторождения. По глубине горный отвод ограничен 85м. ниже дневной поверхности.
Вместе с тем как следует из материалов дела, доводов сторон и не оспаривается Управлением, при выдаче лицензии обществу в нее не включили площадь угольного месторождения, которая содержится в описательной части лицензионного соглашения. Так, согласно материалам дела, объемы разведанных запасов угля и предоставленных обществу лицензионным соглашением фактически находятся за рамками границ лицензионного соглашения и отведенного обществу горного отвода, что препятствует обществу осуществлять добычу полезных ископаемых в соответствии с объемами, установленными выданной лицензией и лицензионным соглашением.
Таким образом, имеет место когда, предоставленные обществу лицензионным соглашением запасы полезных ископаемых, и которые были положены в исчисление лицензионных объемов добычи, не входят в площадь лицензионного участка фактически предоставленного обществу лицензией, что препятствует обществу осуществлять хозяйственную деятельность в соответствии с условиями, установленными лицензионным же соглашением.
Согласно ст. 21 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" владелец лицензии на пользование недрами должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии указанных обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.
Согласно ст. 23 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" пользователь недр имеет право, в том числе, использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии или в соглашении о разделе продукции; самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие действующему законодательству; обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, выполнение условий, установленных лицензией.
Согласно ст. 7 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ) в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.
Между тем как следует из материалов дела, сведения содержащиеся в лицензии о границах горного отвода не были приведены в соответствии с границами фактического нахождения полезных ископаемых предоставленных обществу лицензионным соглашением.
Согласно Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485) не допускается оставлять за контурами уточненных границ горного отвода запасы полезного ископаемого, предоставленные пользователю недр при лицензировании, а также запасы, разработка которых по технико-экономическим причинам иным недропользователем нецелесообразна. В отдельных случаях производится списание этих запасов в установленном порядке, либо они включаются в границы предоставляемого в пользование участка недр.
Уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.
Границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезного ископаемого, зоны сдвижения горных пород, проектные контуры карьера (разреза), границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны округов горно-санитарной охраны, зоны охраны от вредного влияния горных разработок и другие факторы, влияющие на состояние недр, земной поверхности и окружающей среды в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Предварительные границы горного отвода указываются в географической системе координат, а уточненные границы горного отвода указываются в условной системе прямоугольных координат, принятых в установленном порядке.
Горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых специальным разделом "Обоснование границ горного отвода".
Таким образом, закон не допускает оставлять за контурами уточненных границ горного отвода запасы полезного ископаемого, предоставленные пользователю недр при лицензировании, а также запасы, разработка которых по технико-экономическим причинам иным недропользователем нецелесообразна.
Между тем, согласно доводам сторон и материалам дела предоставленные обществу, как пользователю недр при лицензировании запасы полезного ископаемого выходят за контуры уточненных границ горного отвода, что не оспаривается Управлением.
Таким образом, общество, установив неточность и неполноту сведений в лицензионном соглашении, относительно данных запасов полезных ископаемых с границами отведенного лицензионного отвода, вправе обратиться в уполномоченный орган для исправления названной ошибки путем приведения географических координат угловых точек ограничивающих площадь лицензионного участка, имеющего статуса горного отвода с фактическим расположением переданных ему запасов недр на основании лицензионного соглашения.
Согласно Постановления Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 14.09.2009) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию" федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы или подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Федеральное агентство по недропользованию осуществляет внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий.
Таким образом, общество правомерно обратилось с заявленным требованием к Управлению по недропользованию по Забайкальскому краю уполномоченному в данной сфере деятельности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции неправильно установил фактические обстоятельства дела, в связи с решение суда подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворению.
Согласно ст. 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что требования общества подлежат удовлетворению.
Суд, руководствуясь статьями 174, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Забайкальского края от "28" октября 2009 года по делу N А78-5484/2009 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Признать незаконным действия Управления по недропользованию по Забайкальскому краю (Забайкалнедра) выразившееся в отказе привести в соответствие географические координаты угловых точек лицензионного участка, отведенного обществу с ограниченной ответственностью "Разрез Тигнинский" лицензией серии ЧИТ N 01741 ТЭ, с переданными ему запасами угля на основании Соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи угля на Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения от 14.09.2006 г.., как не соответствующие Закону Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
Обязать Управление по недропользованию по Забайкальскому краю (Забайкалнедра) привести в соответствие географические координаты угловых точек лицензионного участка, отведенного обществу с ограниченной ответственностью "Разрез Тигнинский" лицензией серии ЧИТ N 01741 ТЭ, с переданными ему запасами угля на основании Соглашения об условиях пользования недрами с целью добычи угля на Зугмарском участке Тарбагатайского буроугольного месторождения от 14.09.2006 г.., в срок до 01 марта 2010 года.
Взыскать с Управления по недропользованию по Забайкальскому краю (Забайкалнедра) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Тигнинский" судебные расходы в размере 3 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Д.Н. Рылов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5484/2009
Истец: ООО "Разрез Тигнинский"
Ответчик: Управление по Недропользованию по Забайкальскому краю
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4621/09