г. Саратов |
Дело N А57-9775/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" июня 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Антоновой О.И., судей Камериловой В.А., Тимаева Ф.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макарихиной О.А.
при участии в судебном заседании:
от муниципального унитарного предприятия "Саратовгорэлектротранс" - Носырева Оксана Владимировна по доверенности N 55 от 13.09.2010, Фомичев Сергей Сергеевич по доверенности N 10/2010 от 08.11.2010
от Министерства финансов Саратовской области - Петров Максим Вячеславович по доверенности N 08-03-01/3 от 11.01.2011
от Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области - Мазурова Галина Ивановна по доверенности N 8850 от 30.12.2010
от Государственного автономного учреждения Саратовской области "Управление пассажирских перевозок" - Матвеева Елена Геннадьевна по доверенности N 02-05/366 от 20.05.2011
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерства финансов Саратовской области на решение арбитражного суда Саратовской области от 25 марта 2011 года по делу N А57-9775/2010, судья Волосатых Е.А.,
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Саратовгорэлектротранс"
к Министерству финансов Саратовской области,
Министерству транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области,
третье лицо:
Государственное автономное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок"
о возмещении убытков.
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратился МУПП "Саратовгорэлектротранс" с исковыми требованиями, уточненными в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании убытков в размере 210 336 510 руб. с Саратовской области, образовавшихся в результате реализации мер социальной поддержки льготной категории граждан в Саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения за период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2008 года, в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 17 февраля 2005 года N 55 -П "О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области".
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 25 марта 2011 г.. исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
Дело рассматривается в апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав полномочных представителей лиц, участвующих в деле приходит к следующему.
Как следует из материалов дела истец МУПП "Саратовгорэлектротранс" является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на территории города Саратова городским электрическим транспортом (трамваями и троллейбусами).
Постановлением правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. N 55-П "О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области" в целях реализации мер социальной поддержки льготных категорий граждан в саратовской области на проезд транспортом общего пользования городского и пригородного сообщений с 1 марта 2005 г. на территории Саратовской области были введены социальные месячные проездные билеты для проезда транспортом общего пользования, в том числе и городском электрическом транспорте.
В соответствии с постановлением N 55-П основанием для предоставления льготного проезда лицам, лицам являющимися региональными льготниками, является социальный проездной билет.
Пунктом 4 указанного постановления определен размер компенсации от установления льготной цены социального месячного проездного билета для проезда транспортом общего пользования, в том числе включающей затраты, связанные с реализацией социальных проездных билетов, за счет средств областного бюджета: за каждый реализованный по цене 50 руб. проездной билет в городском электрическом транспорте - 150 руб.; за каждый выданный бесплатно проездной билет в городском электрическом транспорте - 200руб.
Во исполнение Постановления правительства Саратовской области от 17.02.2005. N 55-П "О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области" в период с 2006 г. по 2008 г.. включительно истец обеспечил изготовление и реализацию проездных билетов для проезда льготных категорий граждан в городском пассажирском электротранспорте, в том числе предоставление услуг гражданам - получателям социальной поддержки по предъявлению социального проездного билета в трамваях и троллейбусах на всех маршрутах города Саратова. Согласно актам сверки от 9.07.2010 г.. (л.д. 56-58), счет-фактур и актов (л.д. 59-117) количество реализованных истцом социальных месячных проездных билетов для проезда на городским электрическим транспорте составило в 2006 году - 515 567 штук, в 2007 году - 547 880 штук, в 2008 году 656 724 штуки. Выручка истца от реализации социальных проездных билетов составила 75 585 300 руб. При этом истцом в качестве компенсации из бюджета Саратовской области получены денежные средства в размере: за 2006 год -73 588 900 руб., за 2007 год 84 955 050 руб., за 2008 год - 142 813 190 руб. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Указанный размер компенсации рассчитывался ответчиком исходя из положений п. 4 Постановления правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. N 55-П "О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области".
Согласно расчета исковых требований расчет выпадающих доходов истца за 2006-2008 годы определен истцом из разницы между средневзвешенной ценой одного проездного билета и ценой социального проездного билета, что составило в 2006 году - 23 693 750 руб., в 2007 году - 96 544 600 руб., и в 2008 году - 90 098 160 руб., а всего 210 336 510 руб.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Истец по характеру своей деятельности осуществляет перевозки пассажиров в соответствии со ст. 412 ГК РФ на основании публичного договора, в соответствии с которым обязан осуществлять перевозку транспортом общего пользования в отношении каждого кто к нему обратился за этой услугой, в том числе определенных законом и иными правовыми актами льготных категорий потребителей, которым услуги были предоставлены в 2006-2008 годах по предъявлению соответствующего документа.
Наличие либо отсутствие договора не влияет на право транспортной организации требовать возмещения понесенных расходов в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Социальный проездной билет является публичным договором перевозки, поэтому истец, как транспортная организация общего пользования, обязан был предоставить льготнику право проезда на своем транспорте на основании социального проездного билета. Обязанность истца по перевозке региональных льготников на основании социального проездного билета возникла в силу нормативного акта субъекта РФ, а не в силу договоров N 442 от 23.12.2005 г.., N 934 от 19.12.2006 г.., N 02-03/65/248 от 03.03.2008 г.., заключенных между истцом и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, ГАУ Саратовской области "Управлением пассажирских перевозок". Заключение участниками перевозочного процесса в городе Саратове указанных договоров касается вопроса организации перевозочного процесса электротранспортом общего пользования в городе Саратове, и не является юридически значимым для дела, в том числе для выяснения вопроса об основании возникновения у транспортной организации обязательства по перевозке пассажиров льготных категорий.
Таким образом, обязанность по перевозке пассажиров льготных категорий возникает у транспортной организации в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании актов публично-правовых образований, а не из условий указанных договоров. Право на получение из соответствующего бюджета сумм возмещения расходов за перевозку льготников несет непосредственный перевозчик, то есть в данном случае истец, и им это право реализовано.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Закон РФ от 18.10.1991 г. N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", Федерального закона от г. N 159-ФЗ, "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" федеральный законодатель не предусмотрел при этом соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства. Не предусмотрен и механизм компенсации многодетным семьям проезда на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус) право на который закреплен, в том числе, в Указе Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.
Согласно Постановлению правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. N 55-П "О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области" субъект Федерации (Саратовская область) приняла на себя обязательства по возмещению транспортным предприятиям недополученных в результате предоставления льгот доходов за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем предусмотренный размер компенсации не соответствует размеру расходов, связанных с перевозкой региональных льготников.
В соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Пункт 3 статьи 158 БК РФ предусматривает, что главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Частью 2 статьи 21 БК РФ установлено, что перечень главных распорядителей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, местного бюджета устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Подпунктом 4 части 2 статьи 2 Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" предусмотрено, что законом области об областном бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень главных распорядителей средств областного бюджета и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов областного бюджета.
Ведомственной структурой расходов областного бюджета на 2010 год (Приложение 7 к закону Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 182 - ЗСО "Об областном бюджете на 2010 год") определен перечень главных распорядителей средств областного бюджета Саратовской области. Каждому главному распорядителю средств областного бюджета Саратовской области присвоен персональный номер кода (графа 2 Приложения 7 к указанному Закону).
В соответствии с Законом Саратовской области от 26 ноября 2009 года N 182 -ЗСО "Об областном бюджете на 2010 год" главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области является не только министерство финансов Саратовской области (код 005), но в частности, и министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (код 045).
Согласно ведомственной структуре расходов областного бюджета министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является главным распорядителем средств областного бюджета Саратовской области по ведомственной принадлежности - в сфере транспортного развития Саратовской области.
Как было отмечено, в соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для взыскания денежных средств с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области.
По настоящему делу истцом заявлено исковое требование о взыскании с ответчика Саратовской области расходов, возникших в связи с перевозкой региональных льготников и недостаточной компенсацией расходов транспортной организации на их перевозку за 2006, 2007 и 2008 года.
Судебная коллегия соглашается с применением судом первой инстанции срока исковой давности. При этом считает неверным определение периода к которому надлежит применить такой срок.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование за период 2007 года в полном объеме исходил из того, что компенсация расходов истца производилась из регионального бюджета, следовательно, при определении начала исчисления срока исковой давности необходимо руководствоваться Законом Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области"и Бюджетным кодексом Российской Федерации, в силу статьи 12 которого годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Соответственно исполнение регионального бюджета завершается 31 декабря.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
Размер компенсации рассчитывался ответчиком в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 17.02.2005 г. N 55-П "О введении социальных проездных билетов на пассажирский транспорт общего пользования в Саратовской области". Указанный нормативно-правовой акт не оспаривался и недействительным не признан.
В соответствии с п. 3 Приложения N 4 к указанному Постановлению Правительства Саратовской области от 17 февраля 2005 г.. N 55-П "Положение о порядке расходования средств на компенсацию транспортным организациям за предоставленные социальные проездные билеты отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению российской федерации и к ведению субъекта российской федерации" предусмотрено ежемесячное предоставление средств на компенсацию в соответствии со сводной бюджетной росписью расходов областного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств с учетом заявки министерства транспорта области на компенсацию транспортным организациям за фактически предоставленные социальные месячные и разовые проездные билеты согласно приложению к настоящему положению.
Пунктом 2.1.4. договора N 934 от 23.12.2006 г.., заключенного между истцом по настоящему делу и министерством транспорта и дорожного развития Саратовской области установлена обязанность перевозчика (истец по настоящему делу) представлять ежемесячно не позднее 10 числа каждого месяца отдельный финансовый и статистический отчет о количестве реализованных за прошедший месяц социальных проездных билетов с предъявлением реестров социальных проездных билетов и заявок согласно приложениям N 1,2.
Пунктом 3.2 указанного договора предусмотрено возмещение перевозчику - истцу произведенных им расходов за отчетный месяц в полном объеме в течение 5 дней со дня поступления денежный средств из областного бюджета.
Таким образом вышеуказанный нормативно-правовой акт Саратовской области, наряду с договором N 934 от 23.12.2006 г.. определили сроки возмещения расходов перевозчика ежемесячно. При этом размер возмещения как уже было сказано был определен действующим в указанный период нормативно-правовым актом.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что заявитель, получая ежемесячную компенсацию за оказанные услуги по перевозке региональных льготников, должен был знать о наличии невозмещенных затрат, понесенных им в связи с оказанием данных услуг по перевозке городским пассажирским электротранспортом граждан - получателей социальной поддержки по истечении каждого отчетного месяца.
С настоящим иском муниципальное унитарное предприятие "Саратовгорэлектротранс" обратилось 28 июля 2010 г..
Таким образом требование истца за период 2007 г.. подлежит удовлетворению в части, а именно за период июль-декабрь в размере 54 885 600 руб., в связи с чем, решение в указанной части подлежит изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Определением суда первой инстанции от 30 июля 2010 г.. истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в связи с частичным удовлетворением иска, в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с истца в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 62 141, 14 руб.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 25 марта 2011 года по делу N А57-9775/2010 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции.
Взыскать с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области в пользу МУПП "Саратовгорэлектротранс" убытки за в 2007 год в размере 54 885 600 руб., за 2008 год в размере 90 098 160 руб., а всего 144 983 760 руб.
В удовлетворении требований МУПП "Саратовгорэлектротранс" о взыскании с Саратовской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области за счет казны Саратовской области убытков за 2006 г.., январь-июнь 2007 г.. в размере 65 352 750 руб. отказать.
В удовлетворении требований МУПП "Саратовгорэлектротранс" о взыскании с Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области за счет казны Саратовской области убытков отказать.
Взыскать с МУПП "Саратовгорэлектротранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 62 141, 14 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
В.А. Камерилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9775/2010
Истец: МУПП "Саратовгорэлектротранс"
Ответчик: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, Министерство финансов Саратовской области
Третье лицо: Государственное авономное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок", Государственное автономное учреждение Саратовской области "Управление пассажирских перевозок"
Хронология рассмотрения дела:
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14881/11
09.11.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7032/11
10.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6514/11
01.06.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3307/11