10 марта 2010 г. |
г.Вологда Дело N А66-8983/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Пестеревой О.Ю. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарём судебного заседания Вальковой Н.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области Трофимовой Л.Е. по доверенности от 12.01.2010 N 5, от общества с ограниченной ответственностью "Компания Л-Сталь" директора Лукина С.А., Лейзерсона А.В. по доверенности от 03.08.2009,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01 декабря 2009 года по делу N А66-8983/2009 (судья Голубева Л.Ю.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Компания Л-Сталь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области (далее - инспекция) от 10.04.2009 N 917 и вынесенного на его основе требования об уплате налога, сбора, штрафа от 23.06.2009 N 1556/1058-пв.
Решением суда от 01 декабря 2009 года требования общества удовлетворены.
Инспекция не согласилась с данным судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой о его отмене.
Представитель инспекции в суде апелляционной инстанции поддержал доводы и требования, изложенные в жалобе, а также представил дополнения к ней.
Общество считает обжалуемое решение суда законным и обоснованным, а жалобу ответчика - не подлежащей удовлетворению.
Заслушав объяснения представителей сторон, изучив доводы жалобы и письменные доказательства, апелляционная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда не подлежит отмене, а жалоба инспекции - удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности общества, по результатам которой составлен акт от 09.02.2009 N 362 и вынесено решение от 10.04.2009 N 917 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. Данным решением заявителю начислены налоги, пени и штрафы. На уплату указанных сумм заявителю выставлено требование от 23.06.2009 N 1556/1058-пв.
Общество оспорило названные решение и требование инспекции в судебном порядке, ссылаясь на то, что налоговым органом допущены существенные нарушения процедуры привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, суммы налогов, пеней и штрафов начислены по проверке необоснованно.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества, пришёл к выводу о том, что оспариваемое решение вынесено ответчиком в отсутствии надлежащего извещения налогоплательщика о месте и времени его вынесения, а также посчитал необоснованным доначисление по проверке налогов, пеней и штрафов.
С такими выводами суда ответчик не согласился, считает, что спорные суммы доначислены правомерно, процедура привлечения налогоплательщика к ответственности соблюдена.
Апелляционная инстанция считает, что требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в редакции, действующей с 01.01.2007) налоговый орган извещает о месте и времени рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка и которое вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения названных материалов, за исключением случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным.
На основании пункта 6 статьи 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 названного Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
Пунктом 14 статьи 101 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Статьей 101 указанного Кодекса предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 НК РФ, а именно: налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.
Как следует из материалов дела, акт выездной налоговой проверки от 09.02.2009 N 362 и возражения общества рассмотрены инспекцией 12.03.2009 в присутствии директора заявителя, что подтверждается протоколом рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 4 (том 1, лист 76).
В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых начальник инспекции вынес решение от 13.03.2009 N 8113 (том 1, лист 75) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, по итогам которых принято оспариваемое решение.
Таким образом, решение инспекции от 10.04.2009 N 917 вынесено ответчиком с учётом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Вынесение налоговым органом решения о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 6 статьи 101 Кодекса) производится в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах и не является завершающей стадией производства по делу о налоговом правонарушении.
Таким образом, участие лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в рассмотрении имеющихся у налогового органа материалов, должно быть обеспечено на всех стадиях осуществления налогового контроля.
Однако, как усматривается из материалов дела, после проведения этих мероприятий инспекция не известила общество о времени и месте рассмотрения материалов указанных мероприятий налогового контроля, лишив тем самым налогоплательщика возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учётом проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля и представить свои объяснения и возражения по результатам их проведения.
Так, в уведомлении о вызове налогоплательщика от 30.03.2009 N 14-15/22/08276 указано, что 10.04.2009 общество вызывается для вручения решения по результатам выездной налоговой проверки по акту от 09.02.2009 N 362 с учётом проведённых дополнительных мероприятий налогового контроля (том 2, лист 3).
Таким образом, согласно данному уведомлению общество вызвано для вручения ему решения, а не для рассмотрения материалов проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля. Следовательно, в рассматриваемом случае общество не извещалось о рассмотрении материалов по дополнительным мероприятиям налогового контроля.
В ходе дополнительных мероприятий налогового контроля налоговым органом проведена почерковедческая экспертиза.
С результатами данной экспертизы заявитель не ознакомлен.
Ссылка подателя жалобы на то, что общество ознакомлено с постановлениями о назначении экспертизы, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку данное обстоятельство не является основанием для непредставления лицу возможности участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Право лица на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки - основополагающее, и его нарушение является основанием для отмены ненормативного акта налогового органа.
Поскольку решение инспекции вынесено по результатам рассмотрения информации, полученной в результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения об этом общества, это обстоятельство следует расценивать как нарушение положений пункта 14 статьи 101 НК РФ, влекущее безусловную отмену данного решения.
Судом апелляционной инстанции установлено, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что решение от 10.04.2009 N 917 вынесено инспекцией по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. При этом налогоплательщик о рассмотрении материалов проверки с учётом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля не извещался и при рассмотрении материалов не присутствовал.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что инспекция нарушила существенные условия процедуры принятия решения по итогам налоговой проверки, поскольку лицу, в отношении которого проводилась проверка, не обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля.
Следовательно, оспариваемое решение ответчика в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ подлежит признанию недействительным.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.06.2009 N 391/09 и от 12.02.2008 N 12566/07, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.12.2009 по делу N А66-7217/2008).
Доводы, приведённые инспекцией в жалобе в отношении правомерности доначисления по проверке спорных сумм налогов, пеней и штрафов, апелляционной инстанцией не оцениваются, поскольку установленное в данном случае судом нарушение процедуры привлечения общества к налоговой ответственности является безусловным основанием для отмены оспариваемого решения ответчика, влекущее незаконность начисление налогов, пеней и штрафов по проверке, а также требования инспекции, выставленного ответчиком на их уплату.
Таким образом, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции в рассматриваемом случае не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 01 декабря 2009 года по делу N А66-8983/2009 2009 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
О.Ю. Пестерева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-8983/2009
Истец: ООО "Компания Л-Сталь"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Тверской области, Межрайонная ИФНС России N 3 по Тверской области