08 июня 2011 г. |
Дело N А65-414/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2011 года по делу N А65-414/2011 (судья Кириллов А.Е.), рассмотренному по заявлению Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, с. Пестрецы,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании недействительными решения и предписания от 18.11.2010 N 05-432/2010,
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Исполнительный комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения от 23.11.2010 по делу N 05-432/2010 и предписания от 18.11.2010 по делу N 05-432/2010 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03.03.2011 Исполнительному комитету отказано в удовлетворении заявленных требований.
Исполнительный комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемого судебного акта, просит отменить решение суда от 03.03.2011, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
УФАС России по РТ представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 03.03.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета без удовлетворения.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, УФАС России по РТ в адрес Исполнительного комитета направлен запрос от 09.09.2010 исх. N АБ-05/11004 о необходимости представления в срок до 10.10.2010 документов и информации о розничном товарообороте продовольственных товаров за 2009 год и 1 полугодие 2010 года в границах Пестречинского муниципального района Республики Татарстан; о количестве действующих предприятий розничной торговли (включая торговые сети), торговых точек и торговых площадей (кв.м) в границах Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в 2009 году и в 1 полугодие 2010 года; о хозяйствующих субъектах (включая торговые сети), осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров в границах Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, с указанием объемов розничной продажи продовольственных товаров за 2009 год и 1 полугодие 2010 года в соответствии с таблицей, прилагаемой к письму. Исполнительному комитету также предложено представить копии нормативных правовых актов, принятых заявителем во исполнение Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ) в рамках предоставленных полномочий, направленных на развитие и регулирование торговой деятельности.
По факту непредставления запрошенной антимонопольным органом информации УФАС России по РТ вынесено решение от 23.11.2010 N 05-432/2010, которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ).
Предписанием от 18.11.2010 N 05-432/2010 заявителю указано на необходимость в тридцатидневный срок с момента его получения прекратить нарушение части 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ, выразившееся в непредставлении в УФАС России по РТ по его мотивированному требованию документов (материалов) и информации, необходимых антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Не согласившись с вынесенными антимонопольным органом решением и предписанием, Исполнительный комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Отказывая Исполнительному комитету в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 135-ФЗ коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде.
Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения как поселения (пункт 10 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), так и муниципального района (пункт 18 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона N 381-ФЗ органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
Статьей 16 Закона Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится также создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В уставе Исполнительного комитета, принятого решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 03.12.2005 N 12 (далее - устав), перечислены полномочия комитета, включающие, в том числе, создание в области жилищно-коммунального, бытового, торгового и иного обслуживания комитет условий для обеспечения поселений, входящих в состав района, услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания; осуществление в сфере исполнения отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления района федеральными законами и законами Республики Татарстан, отдельных государственных полномочий.
Статья 17 Закона N 381-ФЗ предусматривает проведение мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности (проведение органами местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализа эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях).
Законодательством Российской Федерации и уставом, Исполнительному комитету, как органу местного самоуправления, переданы полномочия в сфере торгового обслуживания.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно указано, что Исполнительный комитет, осуществляя свои функции в соответствии с возложенными на него полномочиями, в том числе проводя анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территории Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, обладает (должен обладать) информацией, запрошенной антимонопольным органом, в том числе сведениями о хозяйствующих субъектах, осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров в границах района, о розничном товарообороте и др.
В случае отсутствия у заявителя конкретных сведений об объемах розничной продажи продовольственных товаров, Исполнительный комитет имел возможность представить информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров в границах Пестречинского муниципального района Республики Татарстан.
Нормативно правовые акты, принимаемые Исполнительным комитетом во исполнение Закона N 381-ФЗ в рамках предоставленных полномочий, направленные на развитие и регулирование торговой деятельности, относятся к документам, которые издаются самим заявителем и, соответственно, имеются в его распоряжении.
В письмах от 07.10.2010 N 1410 (л.д. 41), от 08.11.2010 N 1536 (л.д. 27) заявитель, указывая на то, что не обладает запрашиваемой информацией, не обосновывает невозможность ее представления, и не приводит каких-либо объективных причин для ее непредставления, а также не указывает на меры, предпринятые им по сбору и обработке указанной информации.
Таким образом, заявителем не предпринято необходимых и достаточных мер по предоставлению запрошенной УФАС России по РТ информации. Доказательств принятия всех зависящих от заявителя мер по исполнению запроса антимонопольного органа Исполнительным комитетом в материалы дела не представлено.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что в 2008 году заявитель представлял в антимонопольный орган по его запросу информацию о хозяйствующих субъектах, осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров, об объемах розничной продажи продовольственных товаров на территории района и, соответственно, ранее Исполнительным комитетом проводился анализ показателей состояния торговли.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных Исполнительным комитетом требований.
Довод апелляционной жалобы о применении судом первой инстанции Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не подлежащего применению, не принимается арбитражным апелляционным судом ввиду нижеследующего.
В главе 3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указаны вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа.
Как было указано выше, создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения как поселения (пункт 10 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), так и муниципального района (пункт 18 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан в состав территории района входит 22 сельских поселения.
Исполнительный комитет, а также органы местного самоуправления отдельных поселений в соответствии с возложенными полномочиями обязаны создавать условия для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно применены положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу. Оснований для иной оценки указанных доводов, а также выводов суда относительно законности и обоснованности оспариваемых решения и предписания антимонопольного органа не имеется.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 марта 2011 года по делу N А65-414/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-414/2011
Истец: Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района, Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района, с. Пестрецы
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15253/11
10.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15253/11
11.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8225/11
08.06.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4694/11
31.03.2011 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3805/11
03.03.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-414/11