г. Владимир |
|
03 июня 2011 г. |
Дело N А39-4987/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.06.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.06.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Смирновой И.А.,
судей Урлекова В.Н., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.03.2011
по делу N А39-4987/2010,
принятое судьей Артамоновой Л.А.
по заявлению главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича
о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск,
при участии:
от главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича - Кутового В.И., лично;
от администрации городского округа Саранск - Юськаева Р.К. по доверенности от 01.04.2011 N 34-д,
и установил:
глава крестьянского фермерского хозяйства Кутовой Вячеслав Иванович (далее - Кутовой В.И., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий администрации городского округа Саранск (далее - администрация), выразившихся в отказе удовлетворить заявление о выборе земельных участков и проведении предварительного согласования мест размещения объектов науки по заявлениям от 27.09.2010 вх. N 809/01-73 и N 810/01-73, оформленном письмом от 23.11.2010 N Пр-7996, и об обязании администрации начать процедуру выбора земельных участков и предварительного согласования мест размещения объектов науки по указанным заявлениям.
Решением от 23.03.2011 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Кутовому В.И. в удовлетворении требований.
Кутовой В.И. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании Кутовой В.И. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил в ее удовлетворении отказать, решение суда - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.03.2011 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кутовой В.И. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства 19.10.2009, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись за основным государственным регистрационным номером 309132629200062.
27.09.2010 Кутовой В.И. обратился в администрацию с заявлениями (вх. N 809/01-73 и N 810/01-73), в которых просил произвести выбор земельных участков и предварительно согласовать места размещения объектов науки (экспериментальные участки по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства в сфере теплично-оранжерейного хозяйства), указав ориентиры и площади земельных участков: примерно в 100 м по направлению север, д. 18, ул. Полевая, пос. Макаровка, г. Саранск, площадью 23 000 кв.м; примерно в 500 м по направлению северо-восток, д. 18, ул. Полевая, пос. Макаровка, г. Саранск, площадью 25 000 кв.м. Размеры земельных участков заявитель обосновал необходимостью расположения на них теплиц площадью по 20 000 кв.м, складов площадью по 1000 кв.м и проездов площадью по 2000 кв.м и 4000 кв.м соответственно.
Письмом от 23.11.2010 N Пр-7996 администрация со ссылкой на Положение о приватизации объектов научно-технической сферы, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.1994 N 870, и письмо Госкомимущества Российской Федерации от 12.08.1994 N ОК-11/7177 отказала заявителю в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов науки, сообщив, что указанные заявителем в качестве объектов науки экспериментальные участки по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства в сфере теплично-оранжерейного хозяйства таковыми не является.
Посчитав данный отказ администрации не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Кутовой В.И. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 уточнено, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно статье 30 Кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 Кодекса определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (частью 2 статьи 31).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (часть 5 статьи 31 Кодекса).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 30 Кодекса органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Согласно подпункту 3 пункта 1 решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28.04.2010 N 529 "О предоставлении земельных участков на торгах" предоставление в аренду или в собственность для целей строительства находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах во всех случаях, за исключением случая предоставление земельных участков, в том числе для строительства (при условии, что цель и вид разрешенного использования земельного участка не будут изменяться на протяжении действия договора аренды земельного участка) объектов науки.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 12.11.2009 N 425 утверждены Правила землепользования и застройки города Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск (далее - Правила), которыми определены виды территориальных зон и состав территориальных зон.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 21.10.2010 N 613 утверждены Правила землепользования и застройки п. Озерный, п. Пушкино, п. Добровольный, с. Макаровка, р.п. Луховка, с. Куликовка, с. Горяйновка, д. Танеевка, с. Грибоедово, д. Ивановка, с. Напольная Тавла, с. Зыково, с. Монастырское, д. Полянки как частей городского округа Саранск.
Согласно Схеме правового зонирования территории с. Макаровка как части городского округа Саранск испрашиваемые заявителем земельные участки относятся к территориальной зоне СХ2 - зона сельскохозяйственных угодий.
Согласно статье 55 Правил в состав зоны сельскохозяйственных угодий входят: пашни, сенокосы, пастбища, залежи земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Цель выделения сельскохозяйственных угодий - создание правовых условий градостроительной деятельности в части использования и застройки территории, обеспечивающей сохранение сельскохозяйственных угодий, выращивание сельскохозяйственной продукции, развития определенных видов сельскохозяйственной деятельности и объектов, обеспечивающих ее инфраструктуру.
Основные виды разрешенного использования земель в зоне сельскохозяйственных угодий: пашни, пастбища, сенокосы, теплицы, оранжереи, парники, сельскохозяйственные питомники, садово-парковые хозяйства, пасеки, коллективное огородничество.
Как следует из заявлений Кутового В.И. от 27.10.2010, в качестве объекта науки указан экспериментальный участок по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства в сфере теплично-оранжерейного хозяйства.
Проанализировав нормы действующего законодательства и имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что указанный объект не может быть признан объектом науки.
Так, в силу положений Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93), утвержденного постановлением Государственного стандарта Российской Федерации от 06.08.1993 N 17, объекты строительства разграничены по их назначению; в перечень зданий и сооружений предприятий здравоохранения, науки и научного обслуживания, образования, культуры и искусства (код подгруппы 4528) входят здания научных и проектно - изыскательских учреждений (4528511- 4528574): 4528511 Комплекс зданий научно - исследовательского института естественных и технических наук, 4528512 Комплекс зданий научно - исследовательского института общественных наук, 4528521 Здание лабораторное физического и технического профиля, 4528522 Здание лабораторное химического и биологического профиля, 4528531 Здание модельных и стендовых установок, 4528532 Здание экспериментальных мастерских, 4528533 Здание вивария, 4528534 Здание научно-исследовательского института общественных наук, 4528535 Здание научной библиотеки, 4528536 Здание общего назначения, 4528537 Здание для энергетических установок, 4528539 Здание склада научных учреждений, 4528541 Архив, 4528551 Бюро конструкторское, 4528552 Институт проектный, 4528553 Институт инженерных изысканий, 4528561 Гидрометцентр, 4528562 Гидрометобсерватория, 4528563 Пункт приема космической информации, 4528564 Радиометеоцентр, 4528565 Станция ракетного зондирования, 4528571 Лаборатория геологических организаций, 4528572 База производственно-комплексной геолого-разведочной экспедиции, 4528573 База производственная геофизических экспедиций, 4528574 Кернохранилище механизированное для геологических организаций.
Приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населенных пунктов (приложение N 2), которые позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (далее - Типовой перечень).
Из Типового перечня следует, что к 7-му виду разрешенного использования относятся земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религии.
При этом в состав земельных участков, предназначенных для размещения административных и офисных зданий, объектов науки входят земельные участки научных организаций (научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно- конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность); земельные участки государственных академий наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительства наук, Российская академия художеств).
Для определения понятия "объект науки" администрация руководствовалась понятиями, установленными Положением о приватизации объектов научно-технической сферы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.1994 N 870, и письмом Госкомимущества Российской Федерации от 12.08.1994 N ОК-11/7177 "О приватизации объектов научно - технической сферы".
Указанные нормы распространяются на находящиеся в федеральной собственности научно-технические имущественные комплексы, предприятия и учреждения, основным видом уставной деятельности которых является выполнение научно-исследовательских, конструкторских, проектно-конструкторских, технологических, проектных и изыскательских работ, изготовление и (или) испытание опытных образцов (партий) изделий, а также выполнение других инновационных (внедренческих) работ и научно-технических услуг в соответствии с условиями, предусмотренными в договорах (заказах), в том числе: учреждения, ведущие научно-исследовательские работы (научные учреждения академического и отраслевого профиля; отнесенные к числу научных учреждений конструкторские организации; научные и опытные станции и поля; а также ведущие научную работу государственные архивы, учреждения по охране природы, музеи, библиотеки и книжные палаты); самостоятельные конструкторские и проектные организации; опытные заводы и другие внедренческие организации; организации по обслуживанию научных учреждений (опытные поля и опорные пункты; перспективная разведка запасов рыбы, китов, морского зверя и морепродуктов; а также другие организации по обслуживанию научных учреждений).
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно посчитал, что экспериментальный участок по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства в сфере теплично-оранжерейного хозяйства не относится к объектам науки, а исходя из смысла решения Совета депутатов городского округа Саранск от 28.04.2010 N 529 "О предоставлении земельных участков на торгах" предоставление земельных участков для строительства без торгов осуществляется в том числе только для объектов науки.
Кроме того, как установил суд первой инстанции, испрашиваемые Кутовым В.И. земельные участки расположены непосредственно вблизи к населенному пункту с. Макаровка, в связи с чем предполагается передача земель в зоне СХ2 жителям с. Макаровка для ведения коллективного огородничества.
При исследовании судом вопроса о нарушении оспариваемым отказом прав заявителя установлено, что такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научным работником (исследователем) является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Правовые основы оценки квалификации научных работников и критерии этой оценки определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, и обеспечиваются государственной системой аттестации.
В рассматриваемом случае Кутовой В.И. не доказал, что он профессионально занимается либо предполагает заниматься научной деятельностью, не подтвердил свое право называться научным работником.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.
Заявителем не представлено доказательств того, что научная и (или) научно-техническая деятельность избрана им в качестве основного вида деятельности, что в силу указанной нормы не позволяет признать его как лицо, осуществляющее научную деятельность.
Кроме того, судом на основании выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 24.02.2011 установлено, что Кутовому В.И. на праве собственности и праве общей долевой собственности принадлежат 63 земельных участка, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения и используемые им для сельскохозяйственного производства, садоводства, ведения личного подсобного хозяйства. В связи с этим суд сделал вывод о возможности у главы крестьянского фермерского хозяйства осуществлять деятельность по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства в области оранжерейно-тепличного хозяйства.
С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о том, что Кутовой В.И. не обосновал необходимость приобретения спорных земельных участков в целях обеспечения своей деятельности, а также не доказал, каким образом оспариваемый отказ администрации может воспрепятствовать осуществлению его деятельности в области размещения названных им в заявлениях объектов науки - экспериментальных участков по внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства в сфере теплично-оранжерейного хозяйства.
Распоряжением администрации от 29.01.2010 N 7-р утвержден Административный регламент администрации по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, в силу пункта 4 которого предоставление муниципальной услуги осуществляется администрацией непосредственно через структурные подразделения, в данном случае Департаментом перспективного развития в части подготовки мотивированного отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта составляет 130 дней. Срок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка составляет 23 дня (пункт 25 Административного регламента).
Таким образом, судом первой инстанции правильно отмечено, что оспариваемый отказ, выраженный в письме от 23.11.2010 N Пр-7996, вынесен администрацией в пределах предоставленных ей полномочий, с соблюдением вышеназванных норм Земельного кодекса Российской Федерации и Административного регламента, а также не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд правомерно отказал Кутовому В.И. в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Республики Мордовия в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Кутового В.И. по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 23.03.2011 по делу N А39-4987/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского фермерского хозяйства Кутового Вячеслава Ивановича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Смирнова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-4987/2010
Истец: ИП Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кутовой Вячеслав Иванович, ИП Кутовой Вячеслав Иванович
Ответчик: Администрация ГО Саранск, Администрация городского округа Саранск
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2773/11