г. Томск |
Дело N 07АП-6129/09 |
03 сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2009 г..
Полный текст постановления изготовлен 03 сентября 2009 г..
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Г. Шатохиной
судей И.И. Бородулиной, Н.А. Усаниной
при ведении протокола судебного заседания судьей И.И. Бородулиной
при участии:
от заявителя: Лякина В.Е., по доверенности от 04.05.2009 г.
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово- Зеленкова А.А., по доверенности N 16-04-12/15 от 16.03.2009 г.,
от Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области-Грошевой Т.В., по доверенности N 16-07-23/122 от 25.05.2009 г., Черниковой- Посновой В.В., по доверенности N 16-07-23/121 от 25.05.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово и Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 24.06.2009 г. по делу N А27-6125/2009-6 (судья Кузнецов П.Л.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фибробаск"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово, Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области
о признании недействительными решений N 439 от 03.02.2009 г.., N 6 от 15.01.2009 г..,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фибробаск" (далее по тексту - ООО "Фибробаск", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово (далее по тексту- Инспекция, налоговый орган ) о признании недействительным решения N 439 от 03.02.2009 г.. в части отказа в осуществлении возврата суммы переплаты по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту- НДС) в размере 3 269 585 рублей, установленной решением Инспекции N3610 от 28.11.2008 г..; Управлению Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее по тексту-Управление) о признании незаконным решения N6 от 15.01.2009 г.ода об отмене решения налогового органа; обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав налогоплательщика путем перечисления на расчетный счет Общества не позднее 6 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу суммы НДС в размере 3 269 585 руб., а равно возместить Обществу проценты за нарушение сроков возврата налога за период с 17.12.2008 г.. по 22.06.2009г. (дата судебного заседания) в сумме 209 253, 44 руб., с 23.06.2009 по момент направления в территориальный орган Федерального казначейства поручения на возврат суммы налога, на сумму налога 3 269 585 рублей, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода просрочки возврата суммы налога.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 24.06.2009 г.. заявленные требования удовлетворены; оспариваемые решения налоговых органов признаны недействительными. Суд обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, осуществив действия, предусмотренные п.8 ст.176 НК РФ по перечислению на расчетный счет ООО "Фибробаск" сумм НДС в размере 3269585 руб., а также процентов за нарушение сроков возврата за период с 17.12.2008 г.. до момента направления в территориальный орган Федерального казначейства РФ поручения на возврат суммы налога (3269585 руб.).
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда первой инстанции как принятое при неполно выясненных обстоятельствах, имеющих значение для дела, нарушении норм процессуального права, отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя, в том числе по следующим основаниям:
- вышестоящему налоговому органу предоставлена правовая возможность отменять акты нижестоящих налоговых органов, в том числе решения о возмещении НДС, без жалобы налогоплательщика на решение нижестоящего налогового органа; судом неправильно истолкованы нормы п. 3 ст. 31 НК РФ и ст. 9 Закона РФ "О налоговых органах" от 21.03.1991г. N 943-1;
- поскольку вынесенное по результатам камеральной налоговой проверки решение Инспекции N 3610 от 28.11.2008 г.. было отменено именно вышестоящим налоговым органом, затягивания сроков возмещения НДС со стороны Инспекции не было, соответственно, требуемые налогоплательщиком проценты начислению и выплате не подлежат;
- судом не дана оценка документам, представленным Управлением, подтверждающие необоснованность заявленного налогоплательщиком к возмещению НДС.
Управлением также подана апелляционная жалоба на решение арбитражного суда первой инстанции, которое оно просит отменить, в том числе, указывая на то, что суд в нарушение ст. 162, 168 АПК РФ не исследовал и не оценил представленные Управлением доказательства, подтверждающие получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, не дал оценку фактическим обстоятельствам дела; судом неправильно истолкованы нормы законодательства, свидетельствующие о наличии у Управления полномочий по отмене решения нижестоящего налогового органа без жалобы налогоплательщика; указывая на необходимость применения к рассматриваемым правоотношениям ст. 176 и 101 НК РФ, суд ошибочно приравнивает контроль за деятельностью нижестоящего налогового органа к налоговому контролю; Управлением при рассмотрении документов установлены: совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (сумма налоговых вычетов 1 885 586 руб.), непредставление первичного учетного документа, а равно наличие противоречий в товаросопроводительных документах (сумма налогового вычета 295 499 руб.), отсутствие реальных затрат по оплате выполненных услуг, экономической обоснованности выполнения спорных услуг (сумма налогового вычета 1 058 901 руб.), заявление налогового вычета в отсутствие у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде суммы налога, начисленной к уплате в бюджет (отказ в возмещении налога в сумме 29 595 руб.). Более подробно доводы Управления изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители Инспекции и Управления поддержали доводы апелляционных жалоб, и настаивали на их удовлетворении.
Апелляционные жалобы сторон приняты судом апелляционной инстанции к совместному рассмотрению.
Общество в отзыве на апелляционные жалобы и его представитель в судебном заседании возражал против доводов Инспекции и Управления, считая требования подателей жалоб необоснованными, не подлежащими удовлетворению.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва на них, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июня 2009 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Кемерово проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2006 г.., представленной ООО "Фибробаск", по результатам которой 28.11.2008 г.. Инспекцией вынесено решение N 3610 о возмещении полностью суммы НДС в размере 3 269 585 рублей.
Обществом направлено в налоговый орган заявление о перечислении суммы налога на его расчетный счет. Решением Инспекции N 439 от 03.02.2009 г.. отказано в осуществлении зачета (возврата) спорной суммы НДС на основании отмены решения N 3610 от 28.11.08г. о возмещении НДС вышестоящим налоговым органом - Управлением ФНС России по Кемеровской области решением N 6 от 15.01.2009 г..
Считая указанные ненормативные акты налоговых органов незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из превышения Управлением своих полномочий при осуществлении контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры, определенной законодательством.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", статьей 31 Налогового кодекса РФ, вышестоящий налоговый орган вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.
Как следует из указанных норм права, рассматриваемое право реализуется налоговым органом и при отсутствии жалобы налогоплательщика.
Вместе с тем, Управление Федеральной налоговой службы по Кемеровской области как вышестоящий налоговый орган по отношению к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Кемерово должно действовать в соответствии со своими полномочиями и в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 части 2 статьи 140 НК РФ предусмотрено, что по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе отменить акт налогового органа.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 НК РФ, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных названным Кодексом.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право проводить проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом. К числу налоговых проверок статьей 87 Кодекса отнесены камеральные и выездные налоговые проверки, целью которых является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может быть проведена повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика (подпункт 1 пункт 10 статьи 89 НК РФ).
Таким образом, в отношении налогоплательщика может быть применено две формы налоговых проверок: камеральная и выездная.
Как следует из материалов дела, в отношении ООО "Фибробаск" не проводилось ни камеральной, ни выездной проверки; Управлением проведена проверка налоговой декларации налогоплательщика и изучены материалы камеральной проверки.
Вместе с тем, исходя из принципа законности как основного принципа деятельности органов государственной власти Российской Федерации, который нашел свое закрепление в подпункте 5 пункта 2 статьи 1, подпунктах 10, 11 пункта 1 статьи 21, подпунктах 1, 2 пункта статьи 32 НК РФ, должностные лица налоговых органов при осуществлении своих полномочий должны руководствоваться нормами Налогового кодекса, поскольку полномочия налоговых органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом.
Из содержания решения Управления не усматривается, на каком правовом основании была проведена проверка решения нижестоящего налогового органа.
Как правомерно указано судом первой инстанции, анализ нормы ст. 176 НК РФ, устанавливающей, что после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 настоящего Кодекса, позволяет сделать вывод о необходимости проведения налоговой проверки, которая Управлением в нарушение норм налогового законодательства не проведена в установленном порядке.
Кроме того, из содержания решения Управления N 6 об отмене решения налогового органа следует, что в отношении налогоплательщика, по сути, принято новое решение об отказе в возмещении сумм НДС полностью.
При таких обстоятельствах доводы апелляционных жалоб о том, что Управлением было изменено решение Инспекции в целях устранения нарушений, допущенных нижестоящим налоговым органом, и как следствие, приведение решения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в соответствии с пунктом 3 статьи 31 НК РФ, признается судом апелляционной инстанции необоснованным.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, который налоговый орган обязан соблюдать в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Материалы налогового органа могут быть рассмотрены в отсутствие представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, только в случае если лицо было надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения.
Материалами дела подтверждается и не опровергнуто Управлением, что налоговый орган не известил налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки, что лишило последнего права, как участника налоговых правоотношений, на представление своих доводов и возражений, права на представление доказательств.
При этом принятое решение напрямую затрагивает права и законные интересы налогоплательщика, так как по результатам принятого решения налогоплательщику отказано в возмещении сумм налога.
Согласно пункту 14 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 Кодекса может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик не знал, что в отношении него Управлением проводится какая-либо проверка со стороны Управления, что, следовательно, делает невозможным осуществление налогоплательщиком гарантированной защиты своих прав.
При этом проявлением общеправового принципа гласности в деятельности налоговых органов является принцип открытости (гласности) проведения налогового контроля для проверяемого лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-О, полномочия налогового органа носят публично-правовой характер, что не позволяет ему произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более - обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности уплаты налогов. Иное означало бы нарушение принципа правовой определенности и вело бы к произволу налоговых органов.
Следовательно, необеспечение со стороны налогового органа возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или признания судом такого решения недействительным.
В связи с изложенным признается обоснованной позиция суда первой инстанции о не исследовании представленных Управлением доказательств необоснованности предъявления налогоплательщиком сумм НДС к возмещению в размере 3269585 руб.
Согласно пункту 10 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 НК РФ, обязанность по возврату излишне уплаченного налога возлагается на налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
При этом в пункте 7 статьи 176 Кодекса предусмотрено, что решение о зачете (возврате) сумм налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении сумм налога.
На основании указанных норм налогового законодательства и исходя из установленных обстоятельств по данному делу, а равно, принимая во внимание, что Инспекцией вынесено решение об отказе в осуществлении возврата спорной суммы НДС, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Общества об обязании Инспекции перечислить на расчетный счет ООО "Фибробаск" проценты за нарушение сроков возврата НДС (3269585 руб.), и в этой части доводы апелляционной жалобы Инспекции признаются судом апелляционной инстанции необоснованными.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционных жалоб, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24 июня 2009 года по делу N А27-6125/2009-6 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Шатохина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-6125/2009
Истец: ООО "Фибробаск"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово, ИФНС России по г. Кемерово, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Кемеровской области, УФНС России по Кемеровской области