город Омск
07 июня 2011 г. |
Дело N А46-15699/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июня 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Киричёк Ю.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассматривает в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2797/2011) общества с ограниченной ответственностью "Партнер-коммерс" на решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2011 по делу N А46-15699/2010 (судья Л.А. Крещановская), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Партнер-коммерс" (ОГРН 1025501254712, ИНН 5506004425) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска, Управлению Федеральной налоговой службы по Омской области о признании недействительными решения от 26.10.2010 N 2278, решения от 26.11.2010 N 16-17/17248 и требования по состоянию на 03.12.2010 N 8021,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Партнер-коммерс" - Коляда Н.Ю. (паспорт, по доверенности от 22.07.2010 сроком действия 1 год);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска - Макаров А.В. (удостоверение, доверенность N 03/7473 от 25.11.2010);
от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области - Василишин Р.В. (удостоверение, по доверенности N 15-18 от 11.01.2011 сроком действия по 31.12.2011),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Партнер-Коммерс" (далее по тексту - заявитель, ООО "Партнер-Коммерс", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска (далее по тексту - ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска, налоговый орган, инспекция) об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 06.10.2010 N 2278, решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области (далее по тексту - УФНС России по Омской области, вышестоящий налоговый орган) от 26.11.2010 N 16-17/17248, а также требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.12.2010 N 8021.
Решением по делу арбитражный суд отказал в удовлетворении заявленных ООО "Партнер-Коммерс" требований в полном объеме, не усмотрев оснований для признания недействительными указанных ненормативных правовых актов.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Партнер-Коммерс" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО "Партнер-Коммерс" ссылается на то, что постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (далее по тексту - Постановление от 19.12.2007 N 174-П), устанавливающее размер кадастровой стоимости для участка, принадлежащего налогоплательщику, порождает для него правовые последствия, а, значит действует во времени в том порядке, который определен федеральным законом для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, то есть в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению подателя апелляционной жалобы, применение размера кадастровой стоимости земельного участка, установленного Постановлением от 19.12.2007 N 174-П, возможно лишь с 01.01.2009. Таким образом, ООО "Партнер-Коммерс" при исчислении земельного налога за 2008 год обосновано исчислило размер кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Омской области" (далее по тексту - Указ Губернатора от 19.06.2003 N 110).
В представленных до начала судебного заседания отзывах ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска и УФНС России по Омской области просят оставить обжалуемое решение арбитражного суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу ООО "Партнер-Коммерс" - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Партнер-Коммерс" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2011 по делу N А46-15699/2010 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представители ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска и УФНС России по Омской области с доводами апелляционной жалобы не согласны по основаниям, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле и присутствовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ООО "Партнер-Коммерс" согласно свидетельству о регистрации права от 12.09.2008 серии 55 АВ N 738569 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1 052 кв.м с кадастровым номером 55:36:09 02 04:59, который относится к землям населенных пунктов, фактически занимаемый административным зданием и гаражом с местоположением, установленным относительно 1-этажного кирпичного здания, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, улица 9 Линия, дом 179 б.
ООО "Партнер-Коммерс" в ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска подана уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 4 квартал 2008 года, согласно которой налогоплательщик рассчитал свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска проведена камеральная налоговая проверка представленной ООО "Партнер-Коммерс" уточненной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 13.08.2010 N 9855.
Названный акт камеральной налоговой проверки послужил основанием для принятия налоговым органом решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.10.2010 N 2278, которым ООО "Партнер-Коммерс" отказано в привлечении к ответственности по статье 109 Налогового кодекса Российской Федерации, а его налоговые обязательства по земельному налогу за 2008 год определены в размере 267 189 руб. 00 коп., начислены пени по состоянию на 26.10.2010 в размере 781 руб. 54 коп. с предложением их уплаты. ООО "Партнер-Коммерс" также предложено заявить о зачете переплаты в счет дополнительно определенных налоговых обязательств по настоящему решению в сумме 171 521 руб. в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая оспариваемое решение, налоговый орган при установлении налоговой базы руководствовался данными, предоставленными на основании запроса от 17.06.2010 N 11-13/8513 Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Омской области. В свою очередь, налогоплательщик при определении размера своих налоговых обязательств и величины кадастровой стоимости земельного участка руководствовался, как указано выше, данными, содержащимися в Указе Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Не согласившись с названным решением ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска налогоплательщик в порядке, предусмотренном статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
УФНС России по Омской области решением по апелляционной жалобе налогоплательщика от 26.11.2010 N 16-17/17248 изменило решение от 26.10.2010 N 2278 и изложило его резолютивную часть в следующей редакции:
"1. На основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации в привлечении ООО "Партнер-Коммерс" к ответственности за совершение налогового правонарушения отказать.
2. Определить дополнительно налоговые обязательства по земельному налогу за 2008 год в сумме 171 521 руб.
3. Начислить пени по состоянию на 26.10.2010 в сумме 781 руб. 54 коп.
4. Предложить ООО "Партнер-коммерс":
4.1. Уплатить пени, указанные в пункте 3 настоящего решения.
5. Внести необходимые исправления в бухгалтерский и налоговый учет".
На основании решения ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26.10.2010 N 2278 налогоплательщику выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 03.12.2010 N 8021 с предложением уплатить недоимку по земельному налогу в размере 171 521 руб., а также пени, начисленные за нарушение срока уплаты указанного налога в размере 781 руб. 54 коп., срок для добровольного исполнения обозначенного требования налогового органа установлен как 23.12.2010.
Считая, что вынесенные ИФНС России по Октябрьскому административному округу г. Омска решение от 26.10.2010 N 2278, УФНС России по Омской области решение от 26.11.2010 N 16-17/17248, а также требование по состоянию на 03.12.2010 N 8021, не соответствуют нормам действующего законодательства, являются необоснованными и нарушают его права и законные интересы, ООО "Партнер-Коммерс" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
05.03.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое ООО "Партнер-Коммерс" в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Партнер-Коммерс" является плательщиком земельного налога в связи с наличием на праве собственности земельного участка площадью 1052 кв. м с кадастровым номером 55:36:09 02 04:59, местоположение: Омская область, г. Омск, Октябрьский административный округ, улица 9 Линия, дом 179 б.
Объектом налогообложения согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Пунктом 3 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктами 12, 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Указанные сведения, представляются по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению.
Указанное Постановление от 19.12.2007 N 174-П было опубликовано в издании "Омский вестник" N 127 от 25.12.2007.
Налоговые органы в соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению, закреплению в государственном земельном кадастре экономических показателей кадастровой стоимости.
Из содержания приведенных норм следует, что налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
На основании Постановления N 174-П в соответствующий информационный ресурс уполномоченным органом внесена запись о кадастровой стоимости земельного участка ООО "Партнер-Коммерс" с кадастровым номером 55:36:09 02 04:59 в размере 17 812 600 руб. 76 коп.
С учетом норм Постановления Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (дата вступления в силу 20.02.2008) результаты проведения кадастровой оценки земель подлежат доведению до налогоплательщика не позднее 1 марта календарного года. При этом, в силу названного Постановления N 52, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в предусмотренном законом порядке. Кроме того, необходимые сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном интернет-сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
С учетом положений Постановления мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, распложенных в г. Омске" информация о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 опубликована 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432).
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Доводы ООО "Партнер-Коммерс", заявленные в апелляционной жалобе, относительно невозможности применения в рассматриваемом периоде положений Постановления от 19.12.2007 N 174-П и необходимости применения положений Указа Губернатора от 19.06.2003 N 110, судом апелляционной инстанции отклоняются, исходя из нижеследующего.
Как верно констатировал суд первой инстанции в обжалуемом решении, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков на 01.01.2008, необходимые для определения налогоплательщиками налоговой базы по земельному налогу, доведены до их сведения в срок до 01.03.2008, что исключает наличие каких-либо препятствий для надлежащего определения налоговой базы по земельному налогу и последующего расчета соответствующих налоговых обязательств, в том числе и за рассматриваемый период.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-П.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии правовых оснований, установленных статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания оспариваемых ненормативных актов недействительным.
Иных доводов относительно незаконности указанных актов налогового и вышестоящего налогового органов ООО "Партнер-Коммерс" в апелляционной жалобе не приведено.
При данных обстоятельствах, отказав в удовлетворении заявленных ООО "Партнер-Коммерс" требований в полном объеме, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Омской области от 05.03.2011 по делу N А46-15699/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15699/2010
Истец: ООО "Партнер - коммерс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска, Управление Федеральной налоговой службы по Омской области