г. Челябинск |
|
09 июня 2011 г. |
N 18АП-4619/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н.,
судей Толкунова В.М., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Маркиной Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2011 по делу N А07-21917/2010 (судья Крылова И.Н.),
при участии: от открытого акционерного общества "Региональный банк развития" - Гарифуллина И.Р. (доверенность N 158 от 25.08.2010),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - Ушмотьевой И.А. (доверенность N 15-08/7 от 11.01.2011),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Региональный банк развития" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик, банк) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - налоговый орган, инспекция) 14-44/3 от 02.03.2010, N 9 от 08.10.2010.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2011 по делу N А07-21917/2010 (судья Крылова И.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что инспекцией не была нарушена процедура проведения выездной налоговой проверки, поскольку в рассматриваемом случае банк привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон на своих требованиях настаивали в полном объеме по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и сторонами не оспаривается, на основании решения N 14-44/3 от 02 марта 2010 года налоговым органом проведена налоговая проверка общества по соблюдению налогового законодательства.
Требованием N 14-44/04881 от 02.03.2010 у банка были истребованы необходимые для проверки документы.
По результатам проверки составлен акт проверки N 27 от 31.08.2010 и вынесено решение N 9 от 08.10.2010 о привлечении заявителя к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные ст. 135.1, п. 1 ст. 135 Кодекса. При этом, инспекция вынесла решение в порядке статьи 101.4 Кодекса, на что также указывается в апелляционной жалобе.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 31 Кодекса установлено право налоговых органов проведения налоговых проверок в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со ст. 87 Кодекса налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.
Налоговый кодекс Российской Федерации и иные нормативные акты законодательства о налогах и сборах не предусматривают право налоговых органов на проведение налоговых проверок кредитных организаций, которые не являются плательщиками налогов или налоговыми агентами, по вопросам соблюдения требований ст. 60, 76, 86 Кодекса.
Проверка деятельности кредитных организаций по вопросам соблюдения требований ст. 60, 76, 86 Кодекса может осуществляться другими методами, определенными законодательством о налогах и сборах.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.10.2007 N 1176/07.
В силу п. 2, 3 ст. 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
Указанная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).
Как верно оценил суд первой инстанции в совокупности решение о проведении проверки, требование о представлении документов, инспекция проверяла деятельность банка в период с 01.02.2009 по 31.08.2009 в отношении неопределенного количества плательщиков, исследовать вопросы своевременности и очередности исполнения банком платежных поручений, поручений налогового органа на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации, соблюдение установленных статьей 76 Кодекса ограничений на осуществление операций, сведений об открытии счетов, своевременности предоставления сведений об остатках денежных средств налогоплательщиков-организаций на счетах в банке, операции по которым приостановлены.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения до хода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом.
Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Кодекса, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.
На основании пункта 2 статьи 86 Кодекса банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).
В отношении лиц, перечисленных в решении от 08 октября 2010 года N 9, в требовании инспекции ни одного из оснований, корреспондирующих нормам Кодекса, не имеется.
Представленные инспекцией доказательства не подтверждают проведение определенных Кодексом мероприятий налогового контроля у этого общества.
Инспекция не представила доказательств того, что в отношении данных плательщиков проводилась налоговая проверка.
Поскольку в упомянутом требовании надлежащие основания, подтверждающие необходимость предоставления банком информации об организации - клиенте банка и связанные с целями и задачами налоговых органов, отсутствовали, у банка не было обязанности представлять сведения, что исключает применение ответственности (позиция определена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10846/08 от 13.11.2008).
Кроме этого, согласно п. 2 ст. 100.1 Кодекса дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных ст. 120, 122 и 123 Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101.4 Кодекса.
Таким образом, Кодексом установлена особая процедура рассмотрения материалов правонарушения, выявленного в ходе иного мероприятия налогового контроля, то есть не в ходе камеральной либо выездной налоговой проверки.
В случае же выявления правонарушений в ходе проведения камерального или выездного контроля, материалы проверки и вынесение по ним решение осуществляется налоговым органом в порядке статей 100, 100.1, 101 Кодекса.
Инспекция в настоящем случае назначила и осуществила проверку банка в порядке статей 100, 100.1 Кодекса, то есть рамках выездной налоговой проверки, а решение о привлечении к налогового ответственности вынесла в соответствии со статьей 101.4 Кодекса, то есть в рамках иного мероприятия налогового контроля.
Налоговый орган допустил нарушение процедуры проверки банка, а также нарушил порядок рассмотрения материалов проверки и вынесение по ним решения, так как соединил две установленные Кодексом процедуры рассмотрения материалов проверки (100, 100.1, 101 и 101.4 Кодекса).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования банка.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14.03.2011 по делу N А07-21917/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.Н. Дмитриева |
Судьи |
В.М.Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-21917/2010
Истец: ОАО "Региональный Банк развития"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан, Межрайонная ИФНС России N40 по РБ
Хронология рассмотрения дела:
09.06.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4619/11