07 июня 2011 г. |
Дело N А55-553/2011 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 июня 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., cудей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой Е.Ю.,
с участием в судебном заседании:
представителя министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Расторгуевой О.Н. (доверенность от 27.05.2011 N 64),
старшего помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Амзина А.Е. (доверенность от 22.10.2010 N 38-04-2010),
представителя ООО "Байком" Ибятова М.С. (директор; протокол от 27.11.2009 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании 06.06.2011 в помещении суда апелляционную жалобу министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 09.03.2011 по делу N А55-553/2011 (судья Холодкова Ю.Е.), принятое по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г.Тверь, к министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара, с участием третьего лица - ООО "Байком" (ИНН 6370000817, ОГРН 1026303657049), с.Русский Байтуган Камышлинского района Самарской области, об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений заявленных требований) о признании недействительным пункта 1 предписания Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (далее - Министерство) от 01.11.2010 N 74/132-ГЭК, в соответствии с которым общество с ограниченной ответственностью Байком" (далее - ООО Байком", общество) обязано разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в срок до 31.10.2011.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено ООО Байком".
Решением от 09.03.2011 по делу N А55-553/2011 Арбитражный суд Самарской области удовлетворил указанное заявление прокуратуры.
В апелляционной жалобе Министерство просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению Министерства, обжалуемое судебное решение является незаконным и необоснованным.
Прокуратура апелляционную жалобу отклонила по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании представитель Министерства поддержала апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Старший помощник прокурора в судебном заседании апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель общества просил оставить обжалуемое судебное решение без изменения, апелляционную жалобу Министерства - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей лиц, участвующих в деле, в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 30.09.2010 N 170р-ГЭК должностными лицами Министерства была проведена плановая выездная проверка соблюдения ООО "Байком" требований законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт N 132-ГЭК.
Из акта проверки следует, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ООО "Байком" не разработан, не установлены лимиты на размещение отходов (4-й класс опасности - несортированный мусор от бытовых помещений организаций (исключая крупногабаритный), смет с территории и др.; 5 класс опасности - несортированные пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания; незагрязненные отходы упаковочного картона и др.), образующихся в результате деятельности ООО "Байком", что является нарушением статей 11 и 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
На основании материалов проверки Министерство выдало обществу предписание от 01.11.2010 N 74/132-ГЭК об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В пункте 1 предписания обществу указано на необходимость в срок до 31.10.2011 разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление прокуратуры о признании пункта 1 указанного предписания недействительным.
В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления (далее - отходы) признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Накопление отходов - это временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ определено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступившей в силу с 01.07.2009), регулирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В результате анализа пункта 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ (в указанной редакции) суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у субъектов малого и среднего предпринимательства с 01.07.2009 отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные органы отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Судом первой инстанции установлено, что одним из видов деятельности ООО "Байком" является деятельность гостиниц с ресторанами, прочая вспомогательная транспортная деятельность, в результате чего образуются отходы IV-V класса опасности (бытовые отходы), которые непродолжительное время находятся на территории общества и по мере накопления передаются специализированной организации, осуществляющей деятельность по обращению с опасными отходами - ООО "Родник".
Из материалов дела также следует, что ООО "Байком" является субъектом малого предпринимательства, поскольку численность его работников по состоянию на 01.01.2011 составляла 19 человек, по состоянию на 01.01.2010 - 22 человека; выручка за период с начала 2010 года составила 7085 т.р.
Довод Министерства о наличии у ООО "Байком" обязанности по разработке проекта образования отходов и лимитов на их размещение в связи с тем, что общество складирует бытовые отходы, то есть осуществляет деятельность по обращению с отходами, суд первой инстанции обоснованно признал ошибочным.
Как правильно указано судом первой инстанции, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Выводы, сделанные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 17.03.2009 N 14561/08, и подтверждаются судебной практикой.
По настоящему делу Министерством не доказан факт осуществления обществом такого вида деятельности как обращение с отходами, в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеприведенных правовых норм суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что у ООО "Байком" как у субъекта малого предпринимательства отсутствует обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, установленная пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и поэтому не могут быть приняты во внимание.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 марта 2011 года по делу N А55-553/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.С. Семушкин |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-553/2011
Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: ООО "Байком"