г. Москва
09 июня 2011 г. |
Дело N А41-26528/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гагариной В.Г.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца: Машкова Г.Р., доверенность от 25.03.2011 N 3, Кожевин А.А., доверенность от 01.03.2011 N 004,
от ответчика: Соколова С.Ю., доверенность от 26.11.2010,
от третьих лиц: от Администрации Щелковского муниципального района Московской области: не явились, извещены надлежащим образом, от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены надлежащим образом,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом: не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2011 по делу N А41-26528/10, принятое судьей Калининой Н.С. по заявлению Садоводческого некоммерческого товарищества "Навигатор" к Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на земельный участок, при участии в качестве третьих лиц Администрации Щелковского муниципального района Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
УСТАНОВИЛ:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Навигатор" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчик, министерство) о признании за заявителем права собственности на земельный участок площадью 9,5 га, с кадастровым номером 50:14:050912:396, расположенный по адресу: примерно 135 м по направлению на юг от ориентира здание - Щелковский комбинат бытового обслуживания МВО МО РФ, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г. Щелково-3, ул. Институтская, д. 5.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Щелковского муниципального района Московской области (далее - администрация), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра по Московской области), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.02.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, министерство обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права (том 2, л.д. 6-9).
Представители администрации, Управления Росреестра по Московской области и Росимущества в судебное заседание не явились, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении указанных лиц.
В материалы дела представлены письменные пояснения администрации от 26.04.2011, в которых администрация просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения (том 2, л.д. 27-28).
До судебного заседания через от Росимущества поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель министерства в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, ссылаясь на отсутствие предусмотренных законом оснований для признания за заявителем права собственности на спорный земельный участок. При этом министерством указано, что у товарищества отсутствуют доказательства возникновения права собственности на спорный земельный участок.
Представители товарищества в судебном заседании против доводов министерства возражали по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. По мнению заявителя, решение арбитражного суда первой инстанции является законным, апелляционная жалоба министерства - необоснованной.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы министерства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 05.05.1997 администрацией издано распоряжение N II-4440 об оформлении и предоставлении в установленном порядке землеустроительного дела по выбору земельного участка площадью 9,5 га под коллективное садоводство для в/ч 52531 в районе ж/д станции Чкаловская в связи с ходатайством министерства (том 1, л.д. 20).
В соответствии с данным поручением комиссией Щелковского района утвержден Акт выбора земельного участка под коллективное садоводство на землях Министерства обороны РФ Чкаловского гарнизона, которым принят вариант размещения коллективных садов "Навигатор" на землях министерства в/ч 52531 Щелковского района Московской области, предусматривающий изъятие земельного участка в постоянное пользование из земель министерства в/ч 52531 общей площадью 9, 5 га, в том числе: под огородами 9,4 га, сенокос залесный 0,10 га (том 1, л.д. 16-19).
29.10.1998 Главой Щелковского района Московской области принято постановление N 1832 "Об утверждении материалов выбора земельного участка под коллективное садоводство" (том 1, л.д. 15).
Данным постановлением утверждены материалы выбора земельного участка площадью 9,5 га под коллективное садоводство для военнослужащих в/ч 15565 на землях в/ч 52531 Министерства обороны РФ.
Пунктом 2.1 постановления Главы Щелковского района Московской области от 29.10.1998 N 1832 администрации предписано изменить целевое назначение использования земельного участка площадью 9,5 га, расположенного на землях в/ч 52531 МО РФ.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 50:14:050912:396 (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 03.12.2008 N 14.2/08-17888, расположенного по адресу: примерно в 135 м. по направлению на юг от ориентира здание - Щелковский комбинат бытового обслуживания МВО МО РФ, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г. Щелково-3, ул. Институтская, дом 5, разрешенное использование данного участка - для госнадобностей, категория земель - земли поселений (том 1, л.д. 14).
30.04.2010 товариществом в регистрирующий орган поданы документы для государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок (вх. N 14/035/2010-311).
Уведомлением от 24.05.2010 N 14/035/2010-311 регистрирующий орган сообщил товариществу о приостановлении государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050912:396 на один месяц, в связи с тем, что в результате проведения правовой экспертизы документов, представленных товариществом на государственную регистрацию, регистрирующим органом установлено, что постановление Главы Щелковского района Московской области от 29.10.1998 N 1832 не является документом-основанием возникновения у товарищества прав на земельный участок, так как не соответствует пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) (том 1, л.д. 11).
Товариществу предложено в срок до 22.06.2010 устранить выявленные противоречия и недостатки, представив в Щелковский отдел Управления Росреестра по Московской области документы, позволяющие произвести государственную регистрацию.
28.06.2010 регистрирующим органом принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности товарищества на спорный земельный участок (сообщение об отказе в государственной регистрации N 14/035/2010-311), в связи с тем, что товариществом не представлены правоустанавливающие документы на испрашиваемый земельный участок (том 1, л.д. 10).
В связи с отказом от 28.06.2010 N 14/035/2010-311 регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности товарищества на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050912:396 площадью 9,5 га, расположенный по адресу: примерно в 135 м. по направлению на юг от ориентира здание - Щелковский комбинат бытового обслуживания МВО МО РФ, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г. Щелково-3, ул. Институтская, дом 5, товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании за ним права собственности на указанный земельный участок. В исковом заявлении товарищество указывает, что отказ управления от 28.06.2010 N 14/035/2010-311 в государственной регистрации права собственности лишает заявителя возможности получить в установленном порядке правоудостоверяющие документы на данный земельный участок.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции сделал вывод о том, что у товарищества имеются основания для возникновения права собственности испрашиваемого земельного участка.
При этом суд указал, что постановление Главы Щелковского района Московской области от 29.10.1998 N 1832, которым утвержден Акт выбора земельного участка площадью 9,5 га под коллективное садоводство для заявителя на землях в/ч 52531 Министерства обороны РФ, не признано недействительным, в судебном порядке не оспорено и является действующим. В связи с чем, данный документ не противоречит четвертому абзацу пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ. Судом первой инстанции также отмечено, что отказ в удовлетворении заявленного искового требования затронет и ограничит права физических лиц, являющихся членами товарищества, поскольку на спорном земельном участке в течение 15 лет существуют садовые участки, на которых построены садовые дома.
Между тем арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и с порядке, который установлен законодательством, действовавшим на месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; вступившие в законную силу судебные акты.
В пункте 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что в соответствии с пунктом 9 статьи 3 Закона о введении в действие ЗК РФ указанные в абзаце первом этого пункта документы, удостоверяющие право на землю, выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются имеющими равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а перечисленные в абзаце втором этого же пункта документы, выданные после введения в действие названного Закона, но до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными и имеющими равную юридическую силу с записями в названном реестре.
В обоснование своих доводов товарищество ссылается, что постановление Главы Щелковского района Московской области от 29.10.1998 N 1832 "Об утверждении материалов выбора земельного участка под коллективное садоводство" и Акт выбора земельного участка являются документами, подтверждающими возникновение у заявителя права собственности на спорный земельный участок.
Из материалов дела слудет, испрашиваемый заявителем земельный участок площадью 9,5 га, по адресу: Московская область, г. Щелково, с кадастровым номером 50:14:050912:396, образован в границах землеотвода аэродрома "Чкаловский" из земельного участка, принадлежащего войсковой части N 52531 НИИ ВВС на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Согласно представленному кадастровому паспорту земельный участок находится в составе земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для госнадобностей (том 1, л.д. 14).
Вместе с тем фактическое использование спорного земельного участка - садоводство, не соответствует виду разрешенного использования, установленного в правоустанавливающих документах и сведениям, содержащимся в кадастре недвижимости - для госнадобностей.
Доказательств изменения вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка в материалы дела не представлено.
Определением от 26.04.2011 арбитражный суд апелляционной инстанции запросил у регистрирующего органа регистрационное дело и справку о содержании правоустанавливающих документах на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050912:396, площадью 9,5 га, расположенный по адресу: примерно 135 м по направлению на юг от ориентира здание - Щелковский комбинат бытового обслуживания МВО Министерства обороны РФ, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г. Щелково-3, ул. Институтская, д. 5 (том 2, л.д. 39-42).
Во исполнение указанного определения суда, регистрирующим органом представлено уведомление от 17.05.2011 N 14/024/2011-043 об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правах на спорный земельный участок.
Согласно постановлению Главы Щелковского района Московской области от 29.10.1998 N 1832 "Об утверждении материалов выбора земельного участка под коллективное садоводство" администрации предписано изъять земельный участок площадью 9,5 га из земель в/ч 52531 МО РФ для дальнейшего предоставления под коллективное садоводство для военнослужащих (том 1, л.д. 15).
В Акте выбора земельного участка под коллективное садоводство на землях Министерства обороны РФ Чкаловского гарнизона указано на размещение коллективных садов "Навигатор" на землях МО РФ вч 52531 Щелковского района Московской области с изъятием земельного участка в постоянное пользование из земель министерства в/ч 52531, общей площадью 9,5 га (том 1, л.д. 16).
В материалы дела представлено письмо начальника Щелковского гарнизона и заместителя начальника Щелковского гарнизона по вопросам тыла председателю Щелковского городского Совета народных депутатов, в котором указано, что решением заместителя министра обороны СССР от 19.06.1991 Нр 147/3л/6335 для военнослужащих, рабочих и служащих гарнизона разрешено использовать под садовые коллективные товарищества четыре земельных участка общей площадью 30,5 га.
В это количество входит и огородное товарищество "Навигатор" площадью 9,5 га, организованное решением начальника гарнизона (приказ от 02.04.1990 N 33) и насчитывающее 127 членов.
В данном письме также содержится просьба, с учетом Указ Президента СССР от 05.01.1991 "О первоочередных задачах по реализации земельной реформы", Закон о земельной реформе РСФСР, а также разрешение заместителя министра обороны СССР по строительству и расквартированию войск на изменение целевого назначения земельного участка, придать огородному товариществу "Навигатор" статус садоводческого с последующей выдачей государственного акта (том 1, л.д. 90).
Доказательств того, что в последующем уполномоченным органом принято решение о предоставлении товариществу или членам товарищества рассматриваемого земельного участка в собственность, а также сведений о выдаче государственного акта на пользование землей, в материалы дела не представлено.
Постановление Главы Щелковского района Московской области от 29.10.1998 N 1832 "Об утверждении материалов выбора земельного участка под коллективное садоводство", а также Акт выбора земельного участка не являются основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним по смыслу пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" решение о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимает Министерство обороны Российской Федерации.
В ответ на обращение товарищества от 30.12.2008 о предоставлении земельного участка площадью 9,5 га, расположенного в Щелковском районе Московской области, письмом от 29.01.2009 N 16-1620/ж Росимущество сообщило товариществу, что данный земельный участок находится в федеральной собственности и предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование министерству. При этом Росимуществом отмечено, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" установлен запрет для федеральных органов исполнительной власти на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, который действует до 01.01.2010, в связи с чем вопрос о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность товариществу может быть рассмотрен Росимуществом после 01.01.2010 (том 1, л.д. 88).
Письмом от 08.04.2009 N 147/160/60234 по вопросу предоставления товариществу земельного участка с кадастровым номером 50:14:050912:396, площадью 9,5 га, расположенного в Щелковском районе, министерство разъяснило, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2008 N 1032 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 234", рассмотрение вопросов, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, приостановлено до 01.01.2010, в связи с чем передача испрашиваемого участка не представляется возможной (том 1, л.д. 96).
Согласно письму от 30.06.2009 N Д23-1995 Министерства экономического развития Российской Федерации направленному в ответ на обращение товарищества о переводе земельного участка из состава земель обороны в земли сельхозназначения, а также по вопросу предоставления участка в собственность заявителю, заявителю разъясняно, что исходя из приложенных к ходатайству документов, испрашиваемый земельный участок площадью 9,5 га (г. Щелково-3 Московской области, кадастровый номер 50:14:050912:396) образован в границах землеотвода аэродрома "Чкаловский" из земельного участка, принадлежащего войсковой части N 52531 НИИ ВВС на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Участок находится в составе земель населенных пунктов, вид разрешенного использования: для госнадобностей (том 1, л.д. 99, 104-105).
При этом в данном письме Министерства экономического развития Российской Федерации указано, что в установленном порядке изменение вида разрешенного использования не произведено.
По вопросу предоставления земельного участка в собственность товариществу в письме от 30.06.2009 N Д23-1995 отмечено, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" решение о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования, принимает Минобороны России. Представление данного участка должно осуществляться в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (том 1, л.д. 104-105).
Письмом от 07.07.2009 N 62-ПГ/Д23 Министерство экономического развития Российской Федерации сообщило министерству, что принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок выделен министерством, фактически используется для ведения садоводства с 1990 года, но не закреплен за товариществом в установленном законом порядке, министерству в целях предоставления земельного участка товариществу необходимо прекратить право постоянного (бессрочного) пользования воинской части на земельный участок и предоставить товариществу данный участок в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (том 1, л.д. 107-108).
Между тем доказательства прекращения права постоянного (бессрочного) пользования воинской части (министерства) на земельный участок и предоставления товариществу данного участка в установленном порядке отсутствуют и суду такие доказательства не представлены.
Письмом от 15.10.2009 N 14-8220-МП регистрирующий орган сообщил товариществу, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 03.12.2008 N 14.2/08-17888 с кадастровым номером 50:14:050912:396, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для госнадобностей.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка товарищество вправе обратиться в орган местного самоуправления с заявлением об изменении вида разрешенного использования с приложением документов на земельный участок.
Так как собственником земельного участка является Российская Федерация, для предоставления земельного участка товарищество вправе обратиться в Росимущество с соответствующим заявлением (том 1, л.д. 109-110).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции:
а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
б) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности;
в) назначает и проводит документальные и иные проверки подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок;
г) производит в установленном порядке изъятие у учреждений излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации;
д) организует оценку имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в целях осуществления имущественных, иных прав и законных интересов Российской Федерации, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества;
е) осуществляет передачу имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность;
ж) закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
з) выступает от имени Российской Федерации учредителем (участником) открытых акционерных обществ, создаваемых путем приватизации подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации выступает учредителем создаваемых с участием государства иных юридических лиц;
и) осуществляет мероприятия по подготовке подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и иных объектов к приватизации и по приватизации (отчуждению) имущества;
к) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и сделок с ним;
л) организует в установленном порядке работы по изъятию, в том числе путем выкупа, и закреплению земельных участков, а также резервированию земель для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, а также по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты;
м) принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда;
н) осуществляет формирование специализированного жилищного фонда за счет средств федерального бюджета и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
о) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях, а в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - денежные средства на приобретение жилых помещений;
п) осуществляет выдачу разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.1998 N 623 "О Порядке высвобождения недвижимого военного имущества внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, воинских формирований и органов" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, его территориальные органы или назначенные им представители осуществляют реализацию высвобождаемого недвижимого военного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
Информация о реализации высвобождаемого недвижимого военного имущества должна быть опубликована продавцом не позднее чем за 30 дней до даты реализации этого имущества.
Порядок выбора и предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений определен статьей 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Федеральный закон N 66-ФЗ).
В соответствии пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ на основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Пунктом 4 названной статьи установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Общее собрание членов огороднического некоммерческого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.
Согласно пункту 5 статьи 14 Федерального закона N 66-ФЗ садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, сформированным в соответствии с ведомственной принадлежностью или иным принципом, земельные участки предоставляются в порядке, установленном пунктом 4 названной статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ предоставление в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, получившим такие земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов за плату или бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 28 Федерального закона N 66-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов в соответствии с пунктом 4 или 5 названной статьи обязан принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
В материалы дела не представлено сведений о том, что органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении в частную собственность спорного земельного участка принималось решение о предоставлении товариществу в собственность земельного участка площадью 9,5 га с кадастровым номером 50:14:050912:396.
Помимо этого следует отметить, что пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 (в редакции от 31.03.2011) "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности" установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности. При этом указанные участки должны быть:
а) предоставлены федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, Российской академии наук, отраслевым академиям наук и созданным такими академиями организациям либо не предоставлены гражданам или юридическим лицам;
б) расположены в границах населенных пунктов либо в пределах:
30 километров от границ населенных пунктов с численностью населения более 1 млн. человек;
15 километров от границ населенных пунктов с численностью населения от 100 тыс. человек до 1 млн. человек;
5 километров от границ населенных пунктов с численностью населения до 100 тыс. человек.
Пунктом 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, находящимся в федеральной собственности, закрепленным за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и расположенным на земельных участках, указанных в пункте 1 данного Постановления, за исключением:
а) передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
б) реализации высвобождаемого военного имущества;
в) передачи в аренду и безвозмездное пользование.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 данное Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 01.01.2016.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеприведенных норм права, а также с учетом того, что вышеназванным постановлением фактически установлен запрет на реализацию недвижимого имущества, закрепленного за министерством, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности распоряжения ответчиком рассматриваемым земельным участком.
Исключением из правила, установленного пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2008 N 234 является передача имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или в муниципальную собственность, а также реализация высвобождаемого военного имущества.
При этом под высвобождаемым недвижимым военным имуществом понимается имущество, в отношении которого Росимущество приняло решение о высвобождении (пункт 2 Порядка высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.06.1998 N 623).
Реализацию высвобождаемого военного имущества осуществляет Росимущество и его территориальные органы.
На основании изложенного, учитывая, что заявителем не представлено доказательств возникновения у товарищества права собственности на испрашиваемый земельный участок, а также отсутствие в материалах дела правоустанавливающих и правоподтверждающих документов заявителя на земельный участок, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для признания в судебном порядке за заявителем права собственности на земельный участок площадью 9,5 га, с кадастровым номером 50:14:050912:396, расположенный по адресу: примерно 135 м по направлению на юг от ориентира здание - Щелковский комбинат бытового обслуживания МВО МО РФ, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Московская область, г. Щелково-3, ул. Институтская, д. 5.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 15.02.2011 по делу N А41-26528/10 отменить.
В удовлетворении искового требования Садоводческого некоммерческого товарищества "Навигатор" (ОГРН 1025006520120) отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Гагарина |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26528/2010
Истец: СНТ "Навигатор"
Ответчик: ФГУ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ
Третье лицо: Администрация Щёлковского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского района, Росимущество, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом