г. Владивосток |
Дело |
07 июня 2011 г. |
N А51-1512/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: О.Ю. Еремеевой
судей: Н.В. Алфёровой, Т.А. Солохиной
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии:
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Измайлова О.В. по доверенности от 29.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 066;
от ООО "Денеб ДВ": Егорова Е.В. по доверенности от 02.06.2011 сроком действия 1 год;
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Пламядала С.В. по доверенности от 23.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 1122;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
апелляционное производство N 05АП-3170/2011
на решение от 07.04.2011
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-1512/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Денеб ДВ"
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
3-е лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в районе ул. Снеговая, 71 от 17.11.2010 г.. N 29102-20-19200; об обязании департамента в двухнедельный срок со дня принятия Арбитражным судом решения по делу, выдать распоряжение о предоставлении в аренду заявителю земельного участка площадью 820 кв. м., кадастровый номер 25:28:04:0014:220, расположенного в г. Владивостоке, в районе ул. Снеговая, 71; об обязании в месячный срок со дня принятия судом решения, заключить с обществом договор аренды вышеуказанного земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Денеб ДВ" (далее по тексту - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - ответчик, Департамент) в предоставлении земельного участка в районе ул.Снеговая, 71 от 17.11.2010 г. N 29102-20-19200, обязании Департамент в двухнедельный срок со дня принятия решения арбитражным судом выдать распоряжение о предоставлении в аренду Обществу земельного участка площадью 820 кв.м, кадастровый номер 25:28:04:0014:220, расположенного в г.Владивостоке в районе ул.Снеговая, 71, для строительства автокафе сроком на 6 лет и в месячный срок со дня принятии решения арбитражным судом заключить с Обществом договор аренды данного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - УГА г.Владивостока, Управление).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 07.04.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Департамент ссылается на то, что спорный земельный участок никогда не относился к производственной или коммунально-складской зоне. Наоборот, в соответствии с генеральным планом Владивостокского городского округа он расположен на территории рекреационной зоны, где в соответствии с пунктом 5 статьи 98 Земельного кодекса РФ запрещена деятельность, не соответствующая целевому назначению этих земель. Кроме того, Департамент указывает, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки Владивостокского городского округа спорный земельный участок находится в территориальной зоне Р1 (зона городских лесов и городских лесопарков), в связи с чем размещение автокафе на этой территории невозможно.
Представитель Департамента в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель ООО "Денеб ДВ" в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2011 считает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель УГА г.Владивостока в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве поддержала доводы апелляционной жалобы Департамента. Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2011 просила отменить.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Обществу на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:0055 площадью 32,8 кв.м, целевое назначение - размещение временного пункта быстрого обслуживания автомобилистов, и земельный участок с кадастровым номером 25:28:040014:0069 площадью 52 кв.м, целевое назначение - благоустройство территории в районе ул.Снеговая, 71 в г.Владивостоке.
01.04.2008 Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта капитального строительства -здания: под кафе - 1 этаж, административные помещения - 2-3 этажи, расположенного в районе ул.Снеговая, 71, ориентировочной площадью 3600 кв.м.
Заключением Управления муниципального имущества, архитектуры и градостроительства администрации г.Владивостока (далее по тексту - УМИГА г.Владивостока) от 15.12.2008 N 257 Обществу было согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 820 кв.м, по территориальному зонированию земельный участок отнесен к производственной, коммунально-складской зоне.
30.01.2009 УМИГА г.Владивостока Обществу был выдан акт выбора земельного участка под строительство (регистрационный номер 13/09).
Распоряжением УМИГА г.Владивостока от 04.05.2009 N 1445 Обществу была утверждена схема расположения земельного участка по адресу: г.Владивосток, в районе ул.Снеговая площадью 820 кв.м для строительства автокафе.
Акт выбора, заключение УМИГА г.Владивостока, протокол общественных слушаний от 24.04.2009, доказательства опубликования сведений о земельном участке в газете "Утро России" и иные документы, относящиеся к строительству, были переданы Обществом в Департамент 03.08.2009.
17.03.2010 Департаментом было принято распоряжение N 365 о предварительном согласовании Обществу места размещения автокафе в границах согласно схемы расположения земельного участка, а также утвержден акт выбора.
21.05.2010 спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет за номером 25:28:040014:220.
25.06.2010 кадастровый паспорт земельного участка был представлен заявителем в Департамент.
Департамент письмом от 17.11.2010 г. N 29/02-20-19200 отказал Обществу в предоставлении земельного участка, сославшись на его нахождение в зоне городских лесов и городских лесопарков в соответствии с Правилами землепользования и застройки Владивостокского городского округа.
28.12.2010 Общество обратилось в УГА г.Владивостока с запросом о предоставлении сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в отношении испрашиваемого земельного участка.
Согласно предоставленным УГА г.Владивостока сведениям от 20.01.2011 г. земельный участок расположен на территории зон Т-9 (зона транспортной инфраструктуры), П-4 (производственная зона) и Р-1 (зона городских лесов и лесопарков).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 названного Кодекса; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 того же Кодекса.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществом были выполнены все необходимые мероприятия, предусмотренные статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предшествующие принятию решения о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта. Так, заявление о предоставлении земельного участка, к которому был приложен кадастровый паспорт земельного участка, было сдано Обществом в Департамент 25.06.2010.
Коллегия апелляционного суда, как и суд первой инстанции, считает, что Обществом в Департамент был представлен весь пакет документов, необходимый для принятия решения о предоставлении земельного участка. Кроме того, Обществом совместно с органами местного самоуправления 24.04.2009 проведены общественные слушания, в ходе которых возражений по строительству объекта высказано не было. Объявление о предоставлении земельного участка было опубликовано в газете "Утро России" от 16.04.2009, что свидетельствует о соблюдении принципов публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельного участка. Лиц, претендующих на получение спорного земельного участка, установлено не было.
Пунктом 2 ст. 32 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа Обществу в предоставлении земельного участка, изложенному в письме от 17.11.2010 N 29/02-20-19200, Департамент указал, что земельный участок входит в состав зоны городских лесов и городских лесопарков (зона Р1), в которой возможность размещения автокафе не предусмотрена. Данные доводы приведены также в тексте апелляционной жалобы.
Коллегия апелляционного суда приходит к выводу, что в рассматриваемом случае Департамент не доказал законность и обоснованность отказа Обществу в предоставлении земельного участка по указанному обстоятельству в связи со следующим.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Как установлено судом первой инстанции и по существу не оспорено Департаментом, на момент оформления акта выбора земельного участка и принятия департаментом распоряжения от 17.03.2010 N 365 о предварительном согласовании обществу место размещения автокафе на испрашиваемом земельном участке Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены не были, а потому основным документом, устанавливающим зонирование территории, являлся Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный решением Думы г.Владивостока 15 сентября 2008 года N 119.
В соответствии с данным документом УМИГА г.Владивостока был подготовлен акт выбора и дано согласие на формирование земельного участка с видом разрешенного использования для строительства автокафе.
Согласно пункту 3 заключения Управления муниципального имущества, архитектуры и градостроительства администрации г. Владивостока от 15.12.2008 N 257 "Территориальная зона по утвержденной градостроительной документации: ОАО "Приморгражданпроект" 2008 года: производственная, коммунально-складская зона", что означает, что по территориальному зонированию спорный земельный участок отнесен именно к производственной, коммунально-складской зоне.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы в обоснование своих доводов на письмо УГА г.Владивостока от 23.09.2010 N 23220сп, согласно которому спорный земельный участок входит в состав зоны городских лесов и городских лесопарков (РК-1 - зона зеленых насаждений общего пользования), то есть вид разрешенного использования "автокафе" градостроительным регламентом указанной зоны не установлен и противоречит цели ее определения, не может быть принято судом в качестве доказательства правомерности действий Департамента, выразившихся в отказе Обществу в предоставлении спорного земельного участка.
Согласно статье 44 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы г.Владивостока от 07.04.2010 N 462, зона городских лесов и городских лесопарков определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также другие объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и не повлечет за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Как установлено судом первой инстанции, в настоящее время в пределах данной зоны Обществом эксплуатируются два земельных участка по адресу: г.Владивосток в районе ул.Снеговая, 71 с кадастровыми номерами 25:28:040014:0055 и 25:28:040014:0069, один из которых предназначен для размещения автокафе, а второй - для благоустройства территории.
Нельзя также не отметить тот факт, что акт выбора земельного участка был предоставлен заявителем в Департамент 03.08.2009, решение о предварительном согласовании места размещения автокафе было принято Департаментом только 17.03.2010, то есть спустя семь месяцев после предоставления акта выбора. Принятие Департаментом решения о предварительном согласовании места размещения автокафе в разумные сроки, означало бы рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка был бы рассмотрен до принятия Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с кторым спорный земельный участок был отнесен к территориальной зоне Р1 (зона городских лесов и городских лесопарков).
Коллегия как и суд первой инстанции считает, что Общество не должно претерпевать неблагоприятные последствия немотивированного бездействия Департамента, которым распоряжение о предварительном согласовании места размещения автокафе было издано через семь месяцев после представления в Департамент акта выбора земельного участка.
Учитывая изложенное, коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии ограничений для размещения и использования автокафе в рекреационной зоне, в связи с чем у Департамента отсутствовали основания для отказа в предоставлении Обществу спорного земельного участка.
Коллегия также принимает во внимание факт того, что согласно письму УГА г.Владивостока от 05.05.2011 N 11110сп проектом изменений генерального плана Владивостокского городского округа в спорном районе предусмотрено исключение территории из рекреационной функциональной зоны и включение ее в производственную фуекциональную зону. Утверждение проекта изменений генерального плана Владивостокского городского округа запланированона четвертый квартал 2011 года, после чего будут внесены соответствующие изменения в действующие правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, принятые решением Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462.
Согласно пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, заявленные Обществом требования удовлетворены правомерно.
Резолютивная часть решения суда изложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 07.04.2011 по делу N А51-1512/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий: |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
Н.В. Алфёрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1512/2011
Истец: ООО "Денеб ДВ"
Ответчик: Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока