г.Челябинск |
|
31 мая 2011 г. |
Дело N А76-20803/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Баканова В.В.,
судей Карпачевой М.И. и Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пожиленковой Светланы Анатольевны на решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 марта 2011 г. по делу N А76-20803/2010 (судья Гусев А.Г.).
В заседании приняли участие представители:
индивидуального предпринимателя Пожиленковой Светланы Анатольевны - Пожиленкова С.А. лично (паспорт 7504 N 100006, выдан УВД Металлургического района г.Челябинска 18.12.2003, свидетельство о внесении в ЕГРИП от 19.07.2004).
Исследовав доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Пожиленкова Светлана Анатольевна (далее - истец, ИП Пожиленкова С.А.) обратилась с заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к Администрации г. Челябинска о признании незаконным решения комиссии Администрации г. Челябинска по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, принятом на заседании 14.05.2001/протокол 29/, об отказе в предоставлении земельного участка по заявлению ИП Пожиленковой Светланы Анатольевны для размещения киоска по адресу: г.Челябинск, ул.Сталеваров, 47.
Определением суда от 01.02.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Металлургического района г. Челябинска.
Решением суда первой инстанции от 24.03.2011 (резолютивная часть объявлена 17.03.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ИП Пожиленкова С.А. (далее также - податель апелляционной жалобы) обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель апелляционной жалобы указал на то обстоятельство, что по настоящему делу имеет место неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Оспариваемое в рамках настоящего дела решение Комиссии незаконно, поскольку не соответствует Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Работа по предоставлению земельных участков под нестационарные торговые объекты Администрацией г.Челябинска после 01.02.2010, не должна была проводиться в соответствии с положениями Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории г.Челябинска, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 26.05.2009 N 3/10, в связи с вступлением с 01.02.2010 в силу Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ.
От Администрации г.Челябинска в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Администрация просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без изменения.
ИП Пожиленкова С.А. в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы. Решение суда просит отменить.
Администрация г. Челябинска и Администрация Металлургического района г. Челябинска явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей указанных лиц.
Законность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.11.2001 между Администрацией Металлургического района г. Челябинска и ЧП Пожиленковой С.А. подписан договор о временном пользовании землей N Ч-М-00044-2001 (т.1 л.д. 22-24), в соответствии с которым ЧП Пожиленковой С.А. предоставлен во временное пользование сроком на 5 месяцев земельный участок площадью 8 кв.м., расположенный по адресу: Металлургический район, ул. Сталеваров, 47 для эксплуатации киоска "Бытовая химия".
22.06.2002 между Администрацией Металлургического района г. Челябинска и ЧП Пожиленковой С.А. подписан договор аренды земель общего пользования и временно не застраиваемых земель в границах г. Челябинска N Ч-М-00200-2002 (т.1 л.д. 25-27), в соответствии с которым ЧП Пожиленковой С.А. предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок площадью 8 кв.м., расположенный по адресу: Металлургический район, ул. Сталеваров, 47 для эксплуатации киоска "Бытовая химия".
11.09.2007 между Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска и ИП Пожиленковой С.А. подписан договор аренды земель общего пользования и временно не застраиваемых земель в границах г. Челябинска УЗ N 65-М-2006 (т.1 л.д. 28-29), в соответствии с которым ИП Пожиленковой С.А. предоставлен в аренду сроком по 03.11.2007 земельный участок площадью 11,25 кв.м., расположенный по адресу: г. Челябинск, Металлургический район, ул. Сталеваров, 47 для эксплуатации торгового павильона "Бытовая химия".
По окончанию срока действия договора заявитель продолжал пользоваться земельным участком.
05.04.2010 ИП Пожиленкова С.А. обратилась в Администрацию города Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 11,25 кв.м. по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 47, Металлургический район, для размещения киоска (т.1 л.д. 57).
Согласно протокола N 29, 14.05.2010 состоялось заседание Комиссии по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов (т.1 л.д.68-75). Комиссией по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов было вынесено решение, согласно которого отказано в предоставлении земельного участка по заявлению индивидуального предпринимателя Пожиленковой С.А - киоск по адресу: ул. Сталеваров, д. 47 - ввиду нецелесообразности размещения объекта на гостевом маршруте города Челябинска. Решение об отказе принято голосованием, единогласно.
По поручению прокуратуры города Челябинска, прокуратурой Металлургического района г. Челябинска была проведена проверка по заявлению ИП Пожиленковой С.А. о несогласии с принятым Администрацией города Челябинска решением об отказе в предоставлении земельного участка в аренду для дальнейшего размещения на нем и эксплуатации временного некапитального стационарного объекта, расположенного по адресу: ул. Сталеваров, 47, в Металлургическом районе г. Челябинска.
По результатам проверки 15.07.2010 N 464ж-2010 ИП Пожиленковой С.А. представлен ответ, согласно которому фактов нарушения закона не выявлено, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется (т.1 л.д.32-34).
Ссылаясь на незаконность решения комиссии Администрации г. Челябинска по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, принятом на заседании 14.05.2010, ИП Пожиленкова С.А. обратилась в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции указал на то, что обжалуемое решение Комиссии не является актом о предоставлении или не предоставлении земельного участка, поскольку отказ оформляется в виде решения Администрации города Челябинска, а не Комиссии. Учитывая изложенное, решение Комиссии не может нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку само по себе не является актом о предоставлении или не предоставлении земельного участка. Поскольку в соответствии с п.п. 2 п. 3 Положения о Комиссии по вопросам предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов и временных некапитальных одиночных гаражей на территории г. Челябинска, утв. Постановлением Главы г. Челябинска от 04.06.2009 N 78-п, одной из задач Комиссии является определение целесообразности размещения временного некапитального стационарного объекта на определенном земельном участке, исходя из потребности населения города в товарах и услугах, а также учитывая, что улица Сталеваров входит в перечень основных магистралей, гостевых маршрутов города Челябинска, утвержденным Постановлением Главы города Челябинска от 16.04.2004 N 611-п, Комиссия обладала полномочиями по принятию оспариваемого решения. Следовательно, оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Выводы суда первой инстанции следует признать правильными.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно абз. 2, 3 п. 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В соответствии со ст. 25 Земельного Кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решением Челябинской Городской Думы от 26.05.2009 N 3/10 был утвержден Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска.
Как указано в п. 2 Порядка оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска, данный нормативный правовой акт определяет права и обязанности органов местного самоуправления муниципального образования и их структурных подразделений при предоставлении земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов, выдаче аттестата временного нестационарного объекта, а также ответственность владельцев временных нестационарных объектов при их размещении и эксплуатации.
Временными нестационарными объектами в силу пункта 3 Порядка являются строения и сооружения (площадки), перемещение которых возможно без несоразмерного ущерба их назначению, возведенные (размещенные, оборудованные) на срок, определенный договором аренды земельного участка, по истечении которого владелец временного нестационарного объекта обязан их демонтировать (разобрать, снести), освободить занимаемый участок, восстановить нарушенное благоустройство, сдать земельный участок по акту приема-передачи арендодателю либо продлить срок действия договора аренды земельного участка для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта. Временные нестационарные объекты не являются объектами недвижимого имущества, государственная регистрация прав на них не предусмотрена. При размещении временных нестационарных объектов не предусмотрено устройство заглубленных фундаментов и подземных помещений, допускается прокладка инженерных сетей.
Пунктом 4 Порядка закреплено, что Порядок оформления документов для предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов на территории города Челябинска регулирует предоставление земельных участков для размещения и эксплуатации следующих временных нестационарных объектов, в том числе, нестационарных объектов мелкорозничной торговой сети и объектов оказания услуг населению: павильонов и магазинов модульного типа, торговых киосков.
В силу пункта 8 Порядка земельные участки для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов предоставляются на праве аренды. Арендаторами земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов в соответствии с настоящим Порядком могут быть физические и юридические лица.
Пунктом 24 Порядка установлено, что Комиссия при Администрации города рассматривает все заявления на размещение временных нестационарных объектов с приложением документов, указанных в пункте 23 настоящего Порядка, в том числе заявления с приложением отказа соответствующих должностных лиц в согласовании эскизного или рабочего проекта.
В соответствии с пунктом 27 Порядка по результатам рассмотрения заявки комиссия вправе принять решение о разрешении размещения (установки) временного объекта либо об отказе в его размещении (установке). Отказ оформляется в виде решения Администрации города Челябинска или должностного лица Администрации города, принятого в пределах его компетенции, установленной муниципальным правовым актом Администрации города Челябинска.
В силу пункта 38 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в разрешении на оформление документов для предоставления земельного участка в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временного нестационарного объекта являются:
1) нарушение в случае размещения временного нестационарного объекта требований федерального законодательства, законов Челябинской области, муниципальных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц;
2) нецелесообразность размещения объекта в определенной зоне экономической ценности, а также на основных магистралях города, гостевых маршрутах (в соответствии с перечнем основных магистралей, гостевых маршрутов города Челябинска, утвержденным Постановлением Главы города Челябинска от 16.04.2004 N 611-п, приложение N 3);
3) перспективное строительство (реконструкция) и проведение капитального ремонта объектов инженерной инфраструктуры;
4) невыполнение требований настоящего Порядка.
Как указано выше, Комиссией по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов было вынесено решение, согласно которого отказано в предоставлении земельного участка по заявлению индивидуального предпринимателя Пожиленковой С.А - киоск по адресу: ул. Сталеваров, д. 47 - ввиду нецелесообразности размещения объекта на гостевом маршруте города Челябинска.
Поскольку в соответствии с п.п. 2 п. 3 Положения о Комиссии по вопросам предоставления земельных участков для размещения (установки) и эксплуатации временных некапитальных стационарных объектов и временных некапитальных одиночных гаражей на территории г. Челябинска, утв. Постановлением Главы г. Челябинска от 04.06.2009 N 78-п, одной из задач Комиссии является определение целесообразности размещения временного некапитального стационарного объекта на определенном земельном участке, исходя из потребности населения города в товарах и услугах, а также учитывая, что улица Сталеваров входит в перечень основных магистралей, гостевых маршрутов города Челябинска, утвержденным Постановлением Главы города Челябинска от 16.04.2004 N 611-п, Комиссия обладала полномочиями по принятию оспариваемого решения.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, обжалуемое в рамках настоящего дела решение Комиссии не может нарушать права и законные интересы заявителя, поскольку само по себе не является актом о предоставлении или не предоставлении земельного участка.
Отказ в предоставлении земельного участка оформляется в виде решения Администрации города Челябинска, а не Комиссии по вопросам предоставления земельных участков в аренду для размещения (установки) и эксплуатации временных нестационарных объектов.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела решение Комиссии незаконно, поскольку не соответствует Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", вступившему в законную силу 01.02.2010, несостоятелен.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с п.1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", данный Федеральный закон вступает в силу с 01.02.2010.
Между тем, схема размещения нестационарных торговых объектов была утверждена постановлением Главы администрации г. Челябинска от 20.01.2011 N 9-п.
Таким образом, на момент рассмотрения заявления ИП Пожиленковой С.А. - 14.05.2010 схема размещения нестационарных торговых объектов не была утверждена на территории г. Челябинска.
В связи с изложенным, в удовлетворении заявленных требований обоснованно отказано судом первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что ИП Пожиленкова С.А. не лишена возможности на повторное обращение в установленном порядке в Администрацию города Челябинска с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 11,25 кв.м. по адресу: г. Челябинск, ул. Сталеваров, д. 47, Металлургический район, для размещения киоска.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, решение судом принято в соответствии с нормами материального права, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 24 марта 2011 г. по делу N А76-20803/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пожиленковой Светланы Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru. либо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по адресу: http://rad.arbitr.ru .
Председательствующий судья |
В.В. Баканов |
Судьи |
М.И. Карпачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-20803/2010
Истец: Пожиленкова Светлана Анатольевна
Ответчик: Администрация г. Челябинска
Третье лицо: Администрация Металлургического района г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
31.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4635/11