город Ростов-на-Дону |
дело N А32-30671/2010 |
07 июня 2011 г. |
15АП-4741/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2011 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Х.Тимченко
судей И.Н. Глазуновой, Т.Р. Фахретдинова
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.
при участии:
от заявителя: явка представителя не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя);
от заинтересованных лиц: явка представителей не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (почтовые уведомления N 50821-50824),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.03.2011 по делу N А32-30671/2010,
принятое в составе судьи Артамкиной Е.В.
по заявлению Государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи"
к заинтересованным лицам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю
о признании незаконными решений
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" (далее - "Ветуправление г.Сочи") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о
признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на нежилые здания - ветеринарные участки, расположенные по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Юбилейный (сообщение об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-285), г. Сочи, Хостинский район, с. Пластунка, ул. Лесилидзе (сообщение об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-287), г. Сочи, Хостинский район, с. Раздольное, пер. Ветеринарный (сообщение об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-288),
обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право оперативного управления ГУ "Ветуправление города Сочи" в отношении нежилых зданий - ветеринарных участков, расположенных по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Юбилейный (кадастровый (условный) номер 23-23-19/018/2010-285), г. Сочи, Хостинский район, с. Пластунка, ул. Лесилидзе (кадастровый (условный) номер 23-23-19/018/2010-287), г. Сочи, Хостинский район, с. Раздольное, пер. Ветеринарный (кадастровый (условный) номер 23-23-19/018/2010-288).
Заявленные требования мотивированы тем, что отказ регистрационной службы в регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости является незаконным и нарушающим права и законные интересы в связи с тем, что заявителем на государственную регистрацию был представлен исчерпывающий пакет документов для регистрации прав на указанные выше объекты.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу, что оспариваемые действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю соответствовали нормам Закона о регистрации.
Не согласившись с принятым судебным актом, государственное учреждение Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило отменить его и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявителем приведены следующие доводы.
Договор о передаче в безвозмездное пользование федерального имущества от 06.05.2005, на необходимость представления которого указал суд, не является необходимым документом при обращении для регистрации права оперативного управления. Управлением Росреестра по Краснодарскому краю данный договор у заявителя запрошен не был.
Неподписание принимающей стороной - Департаментом имущественных отношений Краснодарского края акта приема-передачи имущества не означает ненадлежащую его передачу.
Вывод суда относительно необходимости проведения государственной регистрации права государственной собственности до регистрации права оперативного управления, неверен, так как законодательство не содержит запретов в регистрации права оперативного управления отдельно от регистрации права государственной собственности на тот же объект.
ГУ "Ветуправление города Сочи" на регистрацию представлен правоустанавливающий документ - приказ N 1158, подтверждающий закрепление зданий на праве оперативного управления, следовательно, в силу ст.299 ГК РФ у заявителя возникло право с момента передачи имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал, что 12.07.2007 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю распоряжением N 467-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у Государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" на основании договора о передаче в безвозмездное пользование федерального имуществ в собственность Краснодарского края", приняло решение о безвозмездной передаче имущества в собственность Краснодарского края. Территориальное управление представило в департамент для подписания в администрации Краснодарского края акт приема-передачи имущества, составляющий казну Российской Федерации, находящегося у Государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи". При сверке с технической документацией данных, указанных в распоряжении и акте приема-передачи имущества, департамент выявил серьезные недоработки в перечисленных выше документах, что не позволило департаменту в трехдневный срок провести работу по подписанию уполномоченными лицами администрации Краснодарского края вышеуказанного акта приема-передачи имущества, в результате чего 03.08.2007 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом утвердило акт приема-передачи имущества в одностороннем порядке. Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю своим распоряжением от 23.05.2008 N 477-р внесло изменения и дополнения к ранее принятому решению и совместно с департаментом провело работу по оформлению изменений в акт приема-передачи имущества, и утвердило их в установленном порядке 15.07.2008. Департамент приказом от 03.12.2008 N 1158 "О закреплении государственного имущества Краснодарского края на праве оперативного управления за Государственным учреждением Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи", закрепил государственное имущество на праве оперативного управления за Государственным учреждением Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" и 03.12.2008 оформил передаточный акт государственного имущества Краснодарского края - учреждению. Департамент считает, что указанные распоряжения являются основаниями для возникновения права собственности Краснодарского края и права оперативного управления на передаваемые объекты, в связи с чем, просил апелляционную жалобу ГУ "Ветуправление города Сочи" удовлетворить.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц не явились, уведомлены надлежащим образом.
Заявитель жалобы, Департамент имущественных отношений Краснодарского края и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю в ходатайствах просили рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие их представителей.
Апелляционная жалоба рассмотрена судом в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 03.12.2008 N 1158 государственному учреждению Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" закреплен передано имущество Краснодарского края (здания и сооружения и иное имущество) на праве оперативного управления.(том 1,лист дела 107-129).По акту от 03.12.2008 г. имущество передано учреждению (том 1,лист дела 130-151).
Пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе право хозяйственного ведения.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в абзаце втором пункта 5 совместного постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
ГУ "Ветуправление города Сочи" обратилось в Хостинский отдел по г. Сочи Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости: нежилые здания-ветеринарные участки, расположенные по адресам:
- Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи, с. Прогресс, пер. Юбилейный;
- Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи,, с. Раздольное, пер. Ветеринарный;
Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи, с. Пластунка, ул. Леселидзе.
12.08.2010 регистрационной службой отказано в государственной регистрации права оперативного управления.
Как следует из сообщений об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-285, N 19/018/2010-287, N 19/018/2010-288, основанием для отказа послужили: несоответствие представленной выписки из государственной собственности Краснодарского края от 06.05.2009 N 52-6848/09-21.0 по форме и содержанию требованиям Приказа Минэкономразвития России от 11.09.2007; указанные в выписке документы-основания для включения в реестр государственной собственности заявленных к регистрации объектов не подтверждают право собственности субъекта РФ - Краснодарского края и его право распоряжения данным имуществом - передачу заявленных к регистрации объектов в оперативное управление.
Считая решения об отказе в государственной регистрации незаконными, ГУ "Ветуправление города Сочи" обратилось в суд с заявлением об их оспаривании. Заявление рассмотрено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности правоустанавливающие документы (документы основания).
Статья 17 Закона N 122-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним и включает в себя, в частности, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который был установлен законодательством, действующим в месте издания таких актов.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 17 этого Закона).
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении дела, передача имущества, находящегося у ГУ "Ветуправление города Сочи", в собственность Краснодарского края осуществлялась на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 12.07.2007 N 467-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у Государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" на основании Договора о передаче в безвозмездное пользование федерального имущества, в собственность Краснодарского края", акта приема-передачи имущества, распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 23.05.2008 N 477-р, изменений и дополнений к акту от 05.07.2008.
Однако, указав, что акт приема- передачи имущества от 09.08.2007 не имеет подписи принимающей стороны - администрации Краснодарского края, следовательно, воля принимающей стороны не была выражена, суд пришел к выводу, что оснований считать передачу имущества Краснодарскому краю надлежащей, у органа госрегистрации не было.
Апелляционная инстанция не может согласиться с указанным выводом по следующим основаниям.
Абзацем 9 п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче (принятию) имущества, в установленный срок после принятия решения о передаче имущества передают (принимают) его в государственную или муниципальную собственность, подписывают передаточный акт о принятии имущества в государственную или муниципальную собственность, в двухмесячный срок вносят изменения в учредительные документы соответствующих государственных или муниципальных предприятий и учреждений.
В силу абз. 31 ч. 11 ст. 154 Закона N 122-ФЗ право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возникает с даты, устанавливаемой указанными в настоящей части решениями.
Из имеющихся в деле документов, следует, что до 2008 объекты недвижимого имущества, расположенные по адресам:
- Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи, с. Прогресс, пер. Юбилейный;
- Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи,, с. Раздольное, пер. Ветеринарный;
- Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи, с. Пластунка, ул. Леселидзе, являлись объектами государственного имущества федерального уровня собственности (том 2,лист дела 8-16).
Во исполнение приказа Росимущества от 29.11.2006 N 241 "О делегировании Территориальным управлениям Федерального агентства по управлению федеральным имуществом полномочий по передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность, а также утверждения актов приема-передачи имущества", поручения Росимущества от 12.12.2006 N СС-07/28979 "О передаче имущества в собственность Краснодарского края" с учетом положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю была проведена работа по передаче государственного имущества федерального уровня собственности, составляющего казну Российской Федерации, ранее закрепленного на праве оперативного управления за федеральными учреждениями ветеринарии, из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.
12.07.2007 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, как уполномоченный орган Росимущества, своим распоряжением N 467-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у Государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" на основании Договора о передаче в безвозмездное пользование федерального имуществ в собственность Краснодарского края", приняло решение о безвозмездной передаче имущества в собственность Краснодарского края, в том числе ветучастки расположенные по адресу:Краснодарский край, Хостинский район, г. Сочи, с. Прогресс, пер. Юбилейный; г. Сочи,, с. Раздольное, пер. Ветеринарный; г. Сочи, с. Пластунка, ул. Леселидзе.(том1,лист дела 29,30)
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Территориальное управление представило для подписания в администрацию Краснодарского края акт приема-передачи имущества, составляющий казну Российской Федерации, находящегося у ГУ Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи".Исходя из материалов дела, акт приема-передачи от 03.03.2007 г. имущества не был подписан администрацией Краснодарского края.(том1,лист дела 68).
Учитывая обращение Департамента имущественных отношений Краснодарского края и ГУ Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" о внесении изменений в распоряжение о передаче имущества в части уточнения технических характеристик объектов (идентификационных признаков), Распоряжением ТУ ФАУГИ N 477 от 23.05.2008 г. строки 1-37 Перечня имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у ГУ Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" изложены в иной редакции.
15.07.2008 г. Территориальным управлением Федерального агентства по управлению имуществом по Краснодарскому краю были внесены изменения и дополнения к акту приема- передачи имущества, составляющего казну Российской Федерации, находящегося у ГУ Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи". Указанный акт подписан Администрацией Краснодарского края в лице Департамента имущественных отношений и Территориальным управлением
Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю (том 1, лист дела 105).
Таким образом, воля принимающей стороны - Краснодарского края при передаче имущества в его собственность была выражена, имущество перешло в собственность субъекта федерации- Краснодарского края.
Как следует из расписки регистрационной службы о принятии документов на регистрацию, учреждение представило: распоряжение N 467-р от 12.07.2007 г., распоряжение N 477-р от 23.05.2008 г., акт от 03.08.2007 г., изменения и дополнения к акту от 15.07.2008 г., передаточный акт от 03.12.2008 г.
Таким образом, представленный пакет документов позволял органу государственной регистрации сделать вывод о наличии права собственности в силу Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ у Краснодарского края на переданные из федеральной собственности объекты.
Основания отказа в государственной регистрации прав перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации. Согласно абзацу 4 пункта 1 названной статьи в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Регистрационная служба, отказывая в регистрации права оперативного управления, сослалась на несоответствие представленной выписки из реестра государственной собственности Краснодарского края Приказу Минэкономразвития от 11.09.2007 г.
Между тем, Приказом Минэкономразвития РФ от 30.07.2009 N 306 (ред. от 30.07.2009) утверждена форма выписки из реестра федерального имущества, а не для реестра государственной собственности Краснодарского края.
Право собственности Краснодарского края подтверждено представленными распоряжениями и актами о передачи объектов из федеральной собственности в собственность субъекта федерации. При этом указанное право возникло в силу закона, поэтому ссылка регистрационной службы на несоответствие представленной выписки из реестра права собственности субъекта федерации Приказу Минэкономразвития от 11.09.2007 г. неправомерна.
Кроме того, Постановлением Главы администрации Краснодарского края от 02.06.200г N 403 (в редакции от 10.08.2010 г.) "О порядке учета краевого имущества и ведении реестра государственной собственности Краснодарского края утверждена форма выписки. Представленная учреждением выписка из реестра государственной собственности субъекта федерации соответствует указанной форме.
Отказывая учреждению в регистрации права оперативного управления, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности регистрации названного права без регистрации права собственности Краснодарского края на заявленные объекты.
С указанным выводом, суд апелляционной инстанции не может согласиться по следующим основаниям.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, возникает со дня, устанавливаемого указанными в п. 11 ст. 154 этого Закона решениями собственника.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ установлено, что к правоотношениям, возникающим при передаче имущества в соответствии с п. 11 ст. 154 этого Закона, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в том числе определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ имеет приоритет по отношению к ГК РФ и Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ, несмотря на их равную юридическую силу, так как принят позднее.
На момент обращения учреждения за регистрацией права оперативного управления, субъект федерации -Краснодарский край являлся собственником объектов, переданных в оперативное управление.
По смыслу п. 1 ст. 299 ГК РФ закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления осуществляется на основании соответствующего решения собственника имущества, который в силу п. 2 ст. 209 ГК РФ вправе по собственному усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие прав иных лиц. После передачи имущества такому юридическому лицу учредитель предоставляет ему только ограниченное (вторичное) вещное право (на оперативное управление), сохраняя за собой право собственности на данное имущество.
Регистрационной службе был представлен приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 1158 от 03.12.2008 г. и акт от 03.12.2008 г. о передаче имущества, в том числе и заявленного к регистрации, учреждению в оперативное управление, а также документы, подтверждающие право собственности Краснодарского края.
Согласно п. 20 Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 18.02.1998 N 219 при государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав записи о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на этот объект, в графе "Особые отметки регистратора" указывается наименование собственника недвижимости.
При таких обстоятельствах, у регистрационной службы не было оснований для отказа государственному учреждению Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" в регистрации права оперативного управления на заявленные объекты. Решение суда первой инстанции от 28.04.2011 г. надлежит отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение заявления и апелляционной жалобы относятся на регистрационную службу.
При обращении в суд ГУ "Ветуправление города Сочи" платежным поручением N 175 от 13.04.2011 оплатило государственную пошлину в размере 2000 руб. за подачу апелляционной жалобы и платежным поручением N 847 от 11.10.2010 - 4000 руб. за подачу заявления.
В соответствии с пунктом 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (ред. от 11.05.2010) при подаче заявлений неимущественного характера, таких как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1 000 рублей для юридических лиц.
В силу статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 разъяснено, что с 01.01.2007 в отношении государственной пошлины по делам с участием государственных или муниципальных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) в составе иных судебных расходов.
Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ освободила от обязанности по уплате государственной пошлины в бюджет государственные органы, органы местного самоуправления не только в качестве истцов, но и в качестве ответчиков. Вместе с тем сохранена обязанность по возмещению стороне судебных расходов согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После уплаты истцом государственной пошлины отношения между плательщиком и государством по поводу уплаты государственной пошлины прекратились. По результатам рассмотрения дела между сторонами возникли отношения по возмещению судебных расходов.
Таким образом, обязанность по возмещению судебных расходов истца, требование которого удовлетворено, следует возложить на Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.03.2011 по делу N А32-30671/2010 отменить.
Признать незаконными решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об отказе в государственной регистрации права оперативного управления на нежилые здания - ветеринарные участки, расположенные по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Юбилейный (сообщение об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-285), г. Сочи, Хостинский район, с. Пластунка, ул. Лесилидзе (сообщение об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-287), г. Сочи, Хостинский район, с. Раздольное, пер. Ветеринарный (сообщение об отказе в государственной регистрации от 12.08.2010 г.. N 19/018/2010-288) как несоответствующее требованиям Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право оперативного управления края государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" в отношении нежилых зданий - ветеринарных участков, расположенных по адресу: г. Сочи, Хостинский район, с. Прогресс, пер. Юбилейный (кадастровый (условный) номер 23-23-19/018/2010-285), г. Сочи, Хостинский район, с. Пластунка, ул. Лесилидзе (кадастровый (условный) номер 23-23-19/018/2010-287), г. Сочи, Хостинский район, с. Раздольное, пер. Ветеринарный (кадастровый (условный) номер 23-23-19/018/2010-288).
Возвратить государственному учреждению Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" из федерального бюджета 3000 (три тысячи) рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в пользу государственного учреждения Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи" 3000 (три тысячи) рублей судебных расходов.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Х. Тимченко |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30671/2010
Истец: ГУ Краснодарского края "Управление ветеринарии города Сочи", ГУКК "Управление ветеринарии г. Сочи"
Ответчик: Департамент Имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Департамент имущественных отношений КК, Департамент Имущественных отношений Краснодарского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Краснодарскому краю, ТУ ФАУФИ по КК, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю