Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, зарегистрирована в г. Москве и имеет обособленное подразделение в Московской области, деятельность которого подпадает под ЕНВД. Какие декларации организация должна сдавать в налоговую инспекцию по Московской области и г. Москве?
Какие виды налогов организация должна уплачивать в Московской области и г. Москве? Каков порядок распределения сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование?
На основании пункта 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и ЕСН. Организации, применяющие упрощенную систему, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.
В подпункте 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 80 НК РФ не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.23 НК РФ налогоплательщики-организации, применяющие упрощенную систему, по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
В пункте 2 статьи 80 НК РФ установлено, что лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждены приказом Минфина России от 10.07.2007 N 62н, вступившим в силу с 19 августа 2007 года. До утверждения Минфином России формы единой (упрощенной) налоговой декларации и порядка ее заполнения налогоплательщики обязаны были представлять в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по соответствующим налогам в общеустановленном порядке.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
Согласно пункту 2 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные в пункте 2 статьи 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
В пункте 3 статьи 346.32 НК РФ установлено, что налоговые декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
На основании пункта 8 статьи 346.18 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему и переведенные по отдельным видам деятельности на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам.
В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.
В соответствии со статьями 346.21 и 346.32 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему и систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, вправе уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы, и сумма ЕНВД для отдельных видов деятельности не могут быть уменьшены более чем на 50%.
Производимые расчеты отражаются в декларации по каждому из налогов.
Согласно пункту 5 статьи 346.18 НК РФ при определении налоговой базы налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему, доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода (с начала календарного года).
В связи с этим распределение расходов между видами деятельности, налогообложение которых осуществляется в рамках упрощенной системы и в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, должно осуществляться также нарастающим итогом с начала календарного года.
В таком же порядке распределяются суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающие суммы налогов, исчисленных при применении указанных специальных режимов налогообложения.
Налоги, от которых не освобождены налогоплательщики, применяющие упрощенную систему и систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности, уплачиваются такими налогоплательщиками в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В частности, организации, применяющие указанные специальные режимы, не освобождены от уплаты земельного налога, транспортного налога.
Законом г. Москвы от 24.11.2004 N 74 "О земельном налоге", который вступил в силу с 1 января 2005 года, на территории г. Москвы установлен земельный налог.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено следующее. В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании следующих документов:
- государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
- актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и физических лиц зарегистрированы указанные права либо имеются соответствующие акты (постановления, распоряжения, решения и другие), изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
Согласно пункту 1 статьи 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 398 НК РФ, налоговую декларацию по налогу.
В пункте 2 статьи 398 НК РФ установлено, что налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено статьей 398 НК РФ, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
На основании статьи 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных в статье 361 НК РФ, порядок и сроки его уплаты.
Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено в статье 357 НК РФ.
На основании статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В статье 363.1 НК РФ определены порядок и сроки представления налоговой декларации по транспортному налогу. А именно: по истечении налогового периода налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В пункте 5 статьи 83 НК РФ установлено, что местом нахождения имущества в целях данной статьи признается:
- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
- транспортных средств, не указанных в подпункте 1 данного пункта, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.
В пункте 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59, установлено, что регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.
Таким образом, налогоплательщики-организации представляют декларацию по транспортному налогу и производят его уплату в налоговый орган по месту нахождения юридических лиц, определяемому местом их государственной регистрации.
На территории г. Москвы транспортный налог установлен НК РФ и Законом г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге".
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 48 уплата транспортного налога производится налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 5 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В течение налогового периода уплата авансовых платежей по транспортному налогу налогоплательщиками, являющимися организациями, не производится.
Следовательно, у налогоплательщиков, являющихся организациями, не возникает обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей по транспортному налогу на территории г. Москвы и отсутствует обязанность представлять в налоговые органы соответствующие налоговые расчеты по авансовым платежам.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. N 18-11/3/096554@ от 10 октября 2007 г., подписанного заместителем руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 2-го класса Т.Л. Откиной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1