г. Пермь |
|
14 июня 2011 г. |
Дело N А71-13587/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено года 14 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Полевщиковой С.Н., Сафоновой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новожиловой Е.Л.
при участии:
от истца (Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики) - не явились,
от ответчика (Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Удмуртское автодорожное предприятие") - Могилева Н.В. (доверенность от 12.01.2011 N 60), Носкова Е.В. (доверенность от 18.10.2010 N 175)
от третьих лиц (Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, закрытого акционерного общества "Консалтинг-аудит", закрытого акционерного общества "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем") - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 марта 2011 года
по делу N А71-13587/2010,
принятое судьей Ахметовой Л.Г.,
по иску Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (ОГРН 1021801170533, ИНН 1831040300)
к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Удмуртское автодорожное предприятие" (ОГРН 1021801146894, ИНН 1831015625)
третьи лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, закрытое акционерное общество "Консалтинг-аудит", закрытое акционерное общество "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем"
о взыскании 5 889 800 руб. 00 коп. задолженности по уплате части чистой прибыли,
установил:
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Удмуртское автодорожное предприятие" о взыскании 5 889 800 руб. 00 коп. задолженности по уплате части чистой прибыли за 2008 год на основании ст. 17
Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Определением суда от 03.12.2010 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики.
Определением суда от 03.02.2011 на основании ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ЗАО "Консалтинг-аудит", ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем".
Решением суда от 31.03.2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, поскольку вывод суда о том, что у предприятия отсутствовала прибыль в 2008 году, не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Согласно отчету о прибылях и убытках ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" за 2008 год чистая прибыль предприятия после уплаты им налогов и иных обязательных платежей за отчетный период составила 58 898 000 руб.
Кроме того, по мнению истца, судом неправильно применена норма подпункта 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ. Заявитель жалобы полагает, что решение суда о взыскании с Министерства государственной пошлины противоречит положениям действующего законодательства, так как исковое заявление подано государственным органом, освобожденным от уплаты государственной пошлины, и фактически стороны не понесли в данной части судебных расходов.
ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" представило письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, ЗАО "Консалтинг-аудит", ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, письменные отзывы на апелляционную жалобу не представили, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" зарегистрировано в качестве юридического лица при создании Администрацией Октябрьского района г. Ижевска Удмуртской Республики 11 июня 1997 года, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 30.11.2010 (л.д. 20-35).
В соответствии с п.п. 1.4, 1.6 редакции Устава ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие", утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики N 1487-р от 08.12.2008, и действовавшего в период спорных правоотношений, учредителем предприятия являлось Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики. Имущество предприятия находилось в собственности Удмуртской Республики (л.д. 70-86).
Согласно п.п. 1.4, 1.6 Устава ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие", утвержденного распоряжением Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики N 2р от 14.04.2010, учредителем предприятия является Удмуртская Республика, функции учредителя предприятия от имени Удмуртской Республики и по поручению Правительства Удмуртской Республики осуществляет Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики. Имущество предприятия находится в собственности Удмуртской Республики (л.д. 16-18).
Ссылаясь на то, что в 2008 году чистая прибыль государственного унитарного предприятия после уплаты им налогов и иных обязательных платежей составила 58 889 000 руб. 00 коп., Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики обратилось в суд с исковыми требованиями о взыскании 5 889 800 руб. 00 коп., что составляет 10 % от размера чистой прибыли предприятия за 2008 год, на основании ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 6 Закона Удмуртской Республики N 54-РЗ от 18 сентября 2007 г.. "О бюджете Удмуртской Республики за 2008 год".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт получения предприятием прибыли в 2008 году, а также размер чистой прибыли предприятия по итогам работы в 2008 году, не установлен.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 Положения о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, созданных Удмуртской Республикой, после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 199 от 30.06.2003, размер (в процентном отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, устанавливается ежегодно законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Государственные унитарные предприятия ежегодно в 10-дневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за прошедший год, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики часть чистой прибыли (абз. 1 п. 11 Положения в ред. постановлений Правительства УР от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
Согласно п. 14 названного Положения контроль за поступлением в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли осуществляют органы исполнительной власти и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (в ред. постановлений Правительства УР от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
В статье 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год" указано, что государственные унитарные предприятия, учредителем которых является Удмуртская республика, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики в 10-дневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций за налоговый период, не менее 10 % прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики основывает свои требования на том, что в бухгалтерской отчетности (в отчете о прибылях и убытках форма N 2) за период с 01 января 2008 года по 31 декабря 2008 года (л. д. 13-15) содержатся сведения о наличии у предприятия по результатам деятельности за 2008 года чистой прибыли.
Вместе с тем, из аудиторского заключения от 29 мая 2009 года (л.д. 120-142), составленного по результатам аудиторской проверки обществом "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем", следует, что при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2008 год были выявлены нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия за 2008 год.
Выявленные нарушения были подтверждены обществом "Консалтинг-аудит", которое проводило обязательный аудит ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" за 2010 финансовый год.
С учетом выявленных обществом "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем" нарушений бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (в частности, отдельные графы Отчета о прибылях и убытках 2008 года были заполнены неверно: в графе 090 вместо 391 407 следовало указать 86 536; в графе 100 вместо (271 334) - 198498; в графе 140 вместо 79 262 - (152 759); в графе 190 вместо 80 298 - (143 421)) суд пришел к выводу о том, что ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие" в 2008 году прибыли не имело, а его убыток по итогам работы 2008 году составил 143 421 000 руб. 00 коп.
На основании изложенного, а также учитывая, что проведение ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской отчетности является обязательным для ГУП УР "Удмуртское автодорожное предприятие", а аудиторское заключение ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие бизнес-систем" от 29 мая 2009 года не оспорено и содержащиеся в нем выводы поддержаны другим аудитором - ЗАО "Консалтинг-аудит", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у ответчика в 2008 году чистой прибыли, а следовательно, обязанности по уплате части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики.
Довод Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики о неправомерности взыскания с него судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 52 449 руб., подлежит отклонению как основанный на ошибочном толковании правовых норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При этом судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 названного Кодекса).
Освобождение государственных органов и органов местного самоуправления от уплаты государственной пошлины на основании подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленный ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Таким образом, сумма в размере 52 449 руб. фактически является не государственной пошлиной, от уплаты которой Министерство освобождено согласно подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ, а судебными расходами истца, подлежащими возмещению по правилам ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, следовательно, правомерно взыскана судом первой инстанции с Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2011 года по делу N А71-13587/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
С.Н.Полевщикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13587/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений УР
Ответчик: ГУП "Удмуртское автодорожное предприятие", ГУП Удмуртской республики "Удмуртское автодорожное предприятие"
Третье лицо: ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие БИЗНЕС-СИСТЕМ", ЗАО "Аудиторско-консультационная группа "Развитие Бизнес-Систем" г. Москва в лице его представительства в г. Ижевске УР, ЗАО "Консалтинг-аудит", ЗАО "Консалтинг-аудит" г. Ижевск, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики