г. Саратов |
Дело N А57-1627/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2011.
Полный текст постановления изготовлен 16.06.2011
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бирченко А.Н.,
судей Антоновой О.И., Жаткиной С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Фоминой М.М.,
при участии в заседании:
от истца - не явились, извещены надлежащим образом,
от ответчика - Драбатулина Е.А., доверенность N 02-02/1363 от 20.10.2010
от МУ "ДЕЗ по Заводскому г. Саратова" - не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 апреля 2011 года по делу N А57-1627/2011 (судья Братченко В.В.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Каркас" (далее - ООО "Каркас"), г. Саратов
к муниципальному образованию "Город Саратов ", в лице Комитета по финансам
администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов
третье лицо: муниципальное учреждение "Дирекция единого заказчика по Заводскому
району г. Саратова", г. Саратов
о взыскании задолженности в порядке субсидиарной ответственности
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Каркас" с исковым заявлением о взыскании с муниципального образования "Город Саратов ", в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в порядке субсидиарной за счет казны муниципального образования "Город Саратов" 102 672 руб. 40 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 8 апреля 2011 года по делу N А57-1627/2011 в порядке субсидиарной ответственности с муниципального образования "Город Саратов", в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" взыскано в пользу общества с ограниченной ответственностью "Каркас" задолженность в размере 102 672 руб. 40 коп.
Не согласившись с принятым решением Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 апреля 2011 года по делу N А57-1627/2011 отменить.
Заявитель апелляционной жалобы указывает, что постановлением главы администрации г. Саратова от 15 февраля 2008 года N 155 "О подведомственной принадлежности муниципальных учреждений" указано на подведомственность МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" на Комитет по ЖКХ и администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов"
Дело рассматривается арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика поддерживает доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В силу части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства в их взаимной связи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2007 года по делу N А57-17128/07-39 в пользу истца с МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" взыскана задолженность по выполненным работам и судебные расходы в размере 42542 руб. 40 руб.
Для принудительного исполнения решения Арбитражного суда Саратовской области от 27 ноября 2007 года по делу N А57-17128/07-39 выдан исполнительный лист N С 149547.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 23 июня 2010 года по делу N А57-17128/07-39 произведена замена взыскателя с общества с ограниченной ответственностью строительно-коммерческая фирма "Каркас" на общество с ограниченной ответственностью "Каркас".
В адрес Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" было направлено письмо от 19 ноября 2010 года исх. N 685 с требованием об оплате суммы задолженности.
Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в письме от 25 ноября 2010 года N 02-02/ сообщил, что МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" не является получателем средств бюджета муниципального образования "Город Саратов", соответственно лицевой счет данному учреждению в комитете по финансам администрации муниципального образования не открыт.
Таким образом, ООО "Каркас" предприняло необходимые меры по взысканию задолженности по исполнительному листу N С 149547.
Факт отсутствия денежных средств у основного должника МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" подтверждается постановлением об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа от 06 июня 2008 года (исполнительное производство N 731/195/01/2008) и актом о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю от 15 апреля 2008 года Межрайонного городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области.
Доказательств погашения имеющейся задолженности МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", а также муниципальным образованием "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Согласно части 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств.
МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова" - должник по исполнительному листу является специализированной организацией, созданной для выполнения функций заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, и его имущество является собственностью города Саратова.
В соответствии с п.3.2 решения Саратовской городской Думы N 21-183 от 23.06.1998 г.. "О разграничении полномочий по управлению и распоряжению муниципальной собственностью" полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью и соответствующие права собственника по средствам городского бюджета осуществляет городское финансовое управление, в настоящее время Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
Согласно Положению о Комитете по финансам администрации г.Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 г. N 19-172 (в ред. от 29.04.2009 г..), Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, Комитет координирует деятельность Комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса.
К функциям Комитета по финансам относится открытие и ведение лицевых счетов главных распорядителей и получателей бюджетных средств, получение от главных распорядителей и получателей бюджетных средств отчетов по формам, установленным уполномоченными органами, об использовании средств бюджета города и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием указанных средств, осуществление финансового контроля за операциями с бюджетными средствами получателей бюджетных средств, средствами администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, осуществление функций главного администратора доходов бюджета города, представление в суде интересов казны города от имени муниципального образования "Город Саратов".
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности гражданские права и обязанности возникают вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Таким образом, обязанность уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами является обязательством, по которому наступает субсидиарная ответственность в случаях, предусмотренных ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ограничения применения ответственности в виде взыскания процентов применительно к субсидиарному должнику действующим законодательством не установлены.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при удовлетворении судом иска кредитора о взыскании задолженности учреждения, предъявленного одновременно к учреждению и субсидиарному должнику, в резолютивной части решения следует указать на взыскание суммы задолженности с учреждения (основного должника), а при недостаточности денежных средств учреждения - с собственника его имущества (субсидиарного должника).
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета - орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределять бюджетные средства по подведомственным распорядителям и получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета, определенные ведомственной классификацией расходов соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно.
В соответствии с Положением о Комитете, утвержденным решением Саратовской городской Думы от 19.07.2007 N 19-172, Комитет - финансовый орган администрации города, организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. Согласно пункту 1.2 положения в рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим положением, Комитет координирует деятельность Комитетов и управлений администрации города, а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В соответствии с пунктом 3.22 положения выступает в суде от имени муниципального образования "город Саратов" в защиту интересов казны города. Согласно пункта 3.23 исполняет судебные акты по обращению взыскания на средства бюджета города в порядке, установленном бюджетным законодательством, организует работу по учету, исполнению и хранению исполнительных документов.
Комитет осуществляет функции главного распорядителя.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требование к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование.
На основании изложенного ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статьях 242.3, 242.4 и 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен ряд требований для бюджетных учреждений - должников, позволяющих органу Федерального казначейства (органу, осуществляющему открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации или муниципальных бюджетных учреждений) исполнять судебные акты в установленные Кодексом сроки.
Согласно статье 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации при отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.
В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель (распорядитель) средств местного бюджета в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Ведомственной структурой расходов бюджета города на 2008 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 20 декабря 2007 года N 23-223 "О бюджете города на 2008 год", ведомственной структурой расходов бюджета города на 2009 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 19 декабря 2008 года N 34-379 "О бюджете города на 2009 год" и ведомственной структурой расходов бюджета муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год, утвержденной решением Саратовской городской Думы от 14 декабря 2009 N 46-560 "О бюджете муниципального образования "Город Саратов" на 2010 год" бюджетных средств на погашение задолженности муниципальных учреждений "Дирекция единого заказчика" районов города для комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования и администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" предусмотрено не было.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Следовательно, указанные решения Саратовской городской Думы не наделяют комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрацию Заводского района муниципального образования "Город Саратов" полномочиями главного распорядителя в отношении Дирекции.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что исковые требования о взыскании в порядке субсидиарной ответственности задолженности с Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" подлежат удовлетворению, так как последний, согласно возложенным на него функциям, является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Город Саратов". Доказательств принятия истцом исчерпывающих мер по исполнению судебного решения о взыскании долга с основного должника является, уведомление комитета финансов о невозможности исполнения судебного решения. Постановление об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного листа свидетельствует о невозможности исполнения решения основным должником и является основанием для взыскания в порядке субсидиарной ответственности, а именно с муниципального образования "Город Саратов" в лице комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов".
С учетом изложенных доводов, обстоятельств и представленных доказательств оснований для отмены состоявшегося судебного акта не имеется.
При принятии решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 8 апреля 2011 года по делу N А57-1627/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.
Пре Председательствующий
А. Н. Бирченко
Судьи
О.И. Антонова
С.А. Жаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-1627/2011
Истец: ООО "Каркас"
Ответчик: Администрация г. Саратова, Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов", МО "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: МУ "ДЕЗ по Заводскому району г. Саратова", МУ "ДЭЗ по Заводскому району г. Саратова"