город Омск
15 июня 2011 г. |
Дело N А46-1461/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.
судей Ивановой Н.Е., Киричёк Ю.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Михайловой Н.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3421/2011) закрытого акционерного общества "Большая и малая механизация - 2000" на решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2011 по делу N А46-1461/2011 (судья Солодкевич И.М.), по заявлению закрытого акционерного общества "Большая и малая механизация - 2000" (ОГРН 1025501385150, ИНН 5507054108) (далее - налогоплательщик, общество, ЗАО "БиММ-2000") к инспекции Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска (далее - ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, налоговый орган, инспекция)
о признании частично недействительным решения N 10-18/024842ДСП от 23.09.2010 (в редакции решения УФНС России по Омской области от 10.11.20110 N 16-17/16144)
при участии в судебном заседании представителей:
от ЗАО "БиММ-2000" - Беньковского Д.А. (паспорт, по доверенности от 12.01.2009 сроком действия 3 года);
от ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска - Котиковой О.А. (удостоверение, по доверенности N 03-16/022824 от 31.08.2010),
установил:
Решением от 29.03.2011 по делу N А46-1461/2011 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении требования ЗАО "БиММ-2000" к ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска о признании решения от 23 сентября 2010 года N 10-18/024842ДСП (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 10 ноября 2010 года N 16-17/16144) недействительным в части определения дополнительного налогового обязательства по земельному налогу за 2008 год в сумме 594 331 руб. как не соответствующего Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь при этом на нарушение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с ее доводами не согласилась, считает их необоснованными, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ЗАО "БиММ-2000" поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2011 по делу N А46-1461/2011 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя о признании решения налогового органа от 23 сентября 2010 года N 10-18/024842ДСП частично недействительным
Представитель ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Налоговым органом на основании уточнённой налоговой декларации по земельному налогу за 2008 год (т. 1, л.д. 65-68), представленной ЗАО "БиММ-2000" 29.04.2010, проведена камеральная налоговая проверка.
В ходе проверки установлено, что налогоплательщик при исчислении земельного налога за 2008 год в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:07 04 02:3112 и 55:36:07 04 02:3112 в качестве налогооблагаемой базы использовал следующий размер их кадастровой стоимости 22 388 913 руб. и 1 911 646 руб. соответственно.
В ответ на запрос от 16.06.2010 N 10-25/015906 (т. 1, л.д. 122) инспекцией получены от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (Управление Росреестра по Омской области) кадастровые выписки в отношении названых участков от 28.06.2010 N 5536/213/10-1566 (т. 1, л.д. 124) и от 30.06.2010 N 5536/213/10-1878, содержащие указание на то, что кадастровая стоимость земельного участка кадастровым номером 55:36:07 04 02:3112 составляет 60 080 391 руб. 24 коп., а с кадастровым номером - 55:36:07 04 02:3110 составляет 5 129 880 руб. 88 коп., при этом указанная кадастровая стоимость действует с 01.01.2008 по настоящее время.
12.08.2010 налоговым органом составлен акт камеральной налоговой проверки N 10-18/021269 ДСП (т. 1, л.д. 114-116), копия которого вручена представителю налогоплательщика.
На акт проверки заявителем поданы письменные возражения от 06.09.2010 N 88 (т. 1, л.д. 126-127), в которых со ссылкой на пункт 1 статьи 5 НК РФ общество указывает на невозможность применения постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174) при исчислении земельного налога в 2008 году по причине не вступления его в силу по состоянию на 01.01.2008.
В присутствии представителя ЗАО "БиММ-2000" рассмотрены материалы камеральной налоговой проверки (протокол от 10.09.2010 N 18-41/110 (т. 1, л.д. 128-131) и по отклонению возражений заявителя принято решение N 10-18/024842 ДСП (т. 1, л.д. 17-21), полный текст которого изготовлен 23 сентября 2010 года. Данным решением отказано в привлечении общества к налоговой ответственности на основании статьи 109 НК РФ, определено дополнительное налоговое обязательство обществу по земельному налогу за 2008 год в сумме 594 331 руб.
В основу оспоренного решения инспекцией положен вывод о том, что налоговая база по земельному налогу определяется налогоплательщиками-организациями исходя из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости. Такие сведения внесены на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174, что подтверждается Управлением Роснедвижимости по Омской области, в связи с чем основания полагать о возможности применения при исчислении земельного налога за 2008 год иной кадастровой стоимости, нежели указанной в кадастровых выписках, отсутствуют.
На означенное решение заявителем подана апелляционная жалоба, оставленная без удовлетворения решением Управления Федеральной налоговой службы по Омской области от 10.11.2010 N 16-17/16144 (т. 1, л.д. 22-28), но изменившее решение N 10-18/024842 ДСП в части определения дополнительного налогового обязательства общества по земельному налогу за 2008 год, указав, что таковое составляет 594 331 руб.
Не согласившись с законностью решения 23 сентября 2010 года N 10-18/024842 ДСП в указанной части, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
29.03.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Исходя из пункта 1 статьи 390 НК РФ база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 3 указанной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316.
Пунктом 10 указанных Правил установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (далее по тексту - Закон о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ), утратившего силу с 17.05.2008 в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" - 17.05.2008), государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Пунктом 4 статьи 17 Закона о государственном земельном кадастре N 28-ФЗ предусмотрено, что сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре недвижимости N 221-ФЗ) определяет, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Таким образом, по итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный земельный кадастр (кадастр недвижимости) является информационным ресурсом, систематизированным сводом сведений, в том числе о кадастровой стоимости земельных участков.
Правительство Омской области, как это следует из преамбулы, во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", приняло постановление N 174-п, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению.
Данным приложением были утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в пределах кадастровых кварталов кадастрового района 55:36 по видам разрешенного использования в рублях за квадратный метр.
На основании указанного Постановления Управлением Федерального кадастра объектов недвижимости по Омской области внесена запись в государственный информационный ресурс о кадастровой стоимости земельного участка Общества.
Согласно пункту 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 названного Кодекса.
В силу пункта 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 52 от 07.02.2008, которое вступило в силу 20.02.2008.
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2008 были опубликованы 29.02.2008 в газете "Третья столица" N 10(432) в соответствии с Постановлением мэра г. Омска "Об утверждении порядка доведения до сведения налогоплательщиков земельного налога кадастровой стоимости земельных участков, распложенных в г.Омске".
С учетом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что порядок опубликования Постановления Правительства Омской области N 174-П не противоречит закону и прав третьих лиц - налогоплательщиков земельного налога не нарушает. Возможность надлежащим образом исполнить свои налоговые обязательства у данных лиц имеется.
В данном случае ни материалы государственной кадастровой оценки в части кадастровой стоимости земельного участка Общества, ни постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не признаны незаконными (недействующими).
Таким образом, учитывая, что факт внесения спорной кадастровой стоимости на начало проверенного налогового периода подтверждается, а также то обстоятельство, что Управление Роснедвижимости по Омской области имело полномочия по внесению таковой в государственный земельный кадастр, довод налогоплательщика о невозможности применения при исчислении земельного налога за 2008 года кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, подлежит отклонению.
Ссылку Общества на Определение Конституционного Суда Российской Федерации N 165-О-О, определяющее позицию Конституционного Суда Российской Федерации относительно порядка вступления в действие норм, определяющих кадастровую стоимость земельных участков, суд апелляционной инстанции считает необоснованной, поскольку, как указано выше, источником определения кадастровой стоимости является государственный земельный кадастр, а не Постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, а на начало налогового периода сведения о кадастровой стоимости земельного участка общества имелись в кадастре, действия по их внесению в государственный земельный кадастр не признаны незаконными.
Кроме того, положения статей 3, 6, 74, 75, 79 Федерального закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в определении от 27.05.2004 N 211-О, в пункте 3 определения от 11.11.2008 N 556-О-Р, указание на выявленный Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правовой смыл правовой нормы должно найти отражение в резолютивной части решения Конституционного Суда Российской Федерации, однако в резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О таковое отсутствует и по этой причине изложенная в нем правовая позиция применению не подлежит.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при вынесении решения оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено, в силу чего основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. относятся на ее подателя.
Поскольку Обществом при подаче апелляционной жалобы в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1000 руб., а фактически была уплачена в сумме 2000 руб., то 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежат возврату Обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 29.03.2011 по делу N А46-1461/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Большая и малая механизация - 2000" (ОГРН 1025501385150, ИНН 5507054108) из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению от 22.04.2011 N 310 на сумму 2000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-1461/2011
Истец: ЗАО "Большая и малая механизация - 2000"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3421/11