город Москва |
дело N А40-10357/11-107-45 |
15.06.2011
|
N 09АП-13255/2011-АК |
резолютивная часть постановления оглашена 14.06.2011.
постановление изготовлено в полном объеме 15.06.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Т.Т. Марковой,
судей М.С. Сафроновой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной налоговой службы России по г. Москве и Управления Федерального казначейства по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2011
по делу N А40-10357/11-107-45, принятое судьей М.В. Лариным
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПО ГЛАССКОР" (ИНН 5050076808, ОГРН 1095050001089)
к Управлению Федерального казначейства по г. Москве, Управлению Федеральной налоговой службы России по г. Москве
третье лицо - МИФНС России N 16 по г. Москве, УФНС по Московской области;
об обязании направить решение и возвратить ошибочно перечисленные денежные средства;
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Пронина Н.И. по доверенности от 28.01.2011;
от заинтересованных лиц - Бурый И.К. по доверенности N 7 от 17.01.2011, Кочеткова Л.А. по доверенности N 57 от 31.12.2010;
от третьего лица - Андреев Ю.А. по доверенности 06-15/1215 от 16.03.2011 от УФНС России по Московской области; от МИФНС России N 16 по Московской области не явился, извещен;
установил:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2011 на Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве возложена обязанность в 10-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу направить в Управление Федерального казначейства по г. Москве в порядке, предусмотренном п. 12 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2008 N 92н письменное обращение (решение) администратора поступлений в бюджет г. Москвы о возврате обществу с ограниченной ответственностью "ПО ГЛАССКОР" 254.522 руб. налогов, ошибочно перечисленных на счет Управления Федерального казначейства по г. Москве и на Управление Федерального казначейства по г. Москве возложена обязанность на основании обращения (решения) Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, произвести возврат на расчетный счет заявителя ошибочно перечисленные на счет Управления Федерального казначейства по г. Москве денежные средств при уплате налогов в размере 254.522 руб. в 10-дневный срок со дня поступления обращения (решения) Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве.
Управление Федеральной налоговой службы России по г. Москве и Управление Федерального казначейства по г. Москве не согласились с выводами суда, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В судебном заседании представитель налогоплательщика возражал против удовлетворения апелляционных жалоб, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представителем Управления Федеральной налоговой службы по Московской области представлены письменные пояснения, в которых указывает на то, что администратором спорных платежей, поступивших на счет УФК по г. Москве, является УФНС России по г. Москве.
Представитель МИФНС России N 16 по Московской области в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что обществом, состоящим на учете в качестве налогоплательщика в Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области, платежными поручениями N 255 от 17.07.2009 на сумму 188.315 руб., N 270 от 28.07.2009 на сумму 47 руб., N 271 от 28.07.2009 на сумму 4.964 руб., N 272 от 28.07.2009 на сумму 44.678 руб., N 273 от 28.07.2009 на сумму 1.655 руб., N 274 от 28.07.2009 на сумму 14.893 руб. (всего = 254.522 руб.) ошибочно перечислены суммы налогов за 2 квартал 2009 на счет N 40101810800000010041, открытый УФК России по г. Москве для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками г. Москвы (л.д. 6-11).
Из пояснений заявителя следует, что указанная ошибка имела технический характер, остальные реквизиты платежей от 17.07.2009, 28.07.2009 являются правильными, ошибка допущена в номере счета, на который данные платежи фактически зачислены. Обнаружив ошибку, обществом повторно уплачены суммы налогов за 2 квартал 2009 платежными поручениями по реквизитам Межрайонной ИФНС России N 16 по Московской области на счет N 40101810600000010102, открытый УФК России по Московской области для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками Московской области (л.д. 12-19).
Налогоплательщиком приняты меры к розыску ошибочно уплаченных денежных средств и их учету в расчетах с бюджетом, в том числе путем обращения в Управление (л.д. 32), УФНС России по Московской области (л.д. 47), ФНС России (л.д. 38-39), УФК России по г. Москве и Межрайонную ИФНС России N 16 по Московской области (л.д. 20-37) с заявлениями о возврате, ошибочно перечисленных в счет уплаты налогов денежных средств или учета их в расчетах с бюджетом.
Государственными органами действий по возврату ошибочно перечисленных денежных средств или их учета в расчетах с бюджетом не принято, со ссылкой на отсутствие разработанного порядка возврата налоговых платежей ошибочно уплаченных налогоплательщиком одного субъекта Российской Федерации в другой субъект Российской Федерации, при наличии на обеих территориях администратора платежа, подчиненного одному главному администратору.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит исходя из следующего.
В соответствии с п. 3 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Пунктом 4 ст. 45 названного Кодекса установлены случаи, в которых обязанность по уплате налога не признается исполненной, в том числе при неправильном указании налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего не перечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (подп. 4).
Судом первой инстанции установлено, что денежные средства по платежным поручениям на общую сумму 254.522 руб. ошибочно зачислены на счет N 40101810800000010041, открытый УФК по г. Москве для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками г. Москвы, что повлекло не перечисление обществом налогов в данной сумме в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства по Московской области N 40101810600000010102. Тем самым обязанность по уплате налогов за 2 квартал 2009 перечисленными платежными поручениями от 17.07.2009, 28.07.2009 налогоплательщиком не исполнена.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных налогов (сборов, пени, штрафов), который распространяется на платежи, удовлетворяющие требованиям п. 3 ст. 45 Кодекса, но перечисленные излишне.
Порядок возврата средств, не относящихся к излишне уплаченным (ст. 78 НК РФ) или излишне взысканным (ст. 79 НК РФ) налоговым платежам законодательством о налогах и сборах не предусмотрен.
К спорным правоотношениям подлежат применению положения бюджетного законодательства, с учетом п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому к бюджетным правоотношениям относятся, в том числе правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к собственным доходам бюджетов относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Пунктом 10 приказа Минфина России N 92н установлено, что поступления в бюджеты, не подлежащие в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации зачислению на счет(а) органа Федерального казначейства, относятся органом Федерального казначейства к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет; платежи, ошибочно перечисленные плательщиками на счет органа Федерального казначейства, предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, учитываются по коду бюджетной классификации "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет".
УФК России по г. Москве не отрицается, что спорные платежи общества на общую сумму 254.522 руб., поступившие на счет N 40101810800000010041, учтены по коду бюджетной классификации Российской Федерации 10011701010010000180 "невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" (л.д. 108).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации; главный администратор доходов бюджета -определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов; принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации; принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства, а также осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
В соответствии с приказом Минфина России и ФНС России от 05.12.2008 N ММ-3-1/643@ "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на управления ФНС России по субъектам Российской Федерации возложены полномочия администраторов и главных администраторов доходов по закрепленным за ними источникам доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, поименованным в приложениях к настоящему приказу.
Так как спорные платежи общества, поступившие на счет N 40101810800000010041 УФК России по г. Москве, зачислены на указанный счет ошибочно и не предназначались какому-либо из территориальных налоговых органов г. Москвы, то администратором данных поступлений в бюджет является УФНС России по г. Москве.
УФНС России по г. Москве ссылается на отсутствие процедуры возврата такого рода платежей, поскольку в соответствии с п. 12 раздела III приказа Минфина N 92н невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, на основании письменного обращения администратора поступлений в бюджет, которому предназначался платеж, с приложением заявления плательщика и копии нормативного правового акта главного администратора поступлений в бюджет, наделяющего его соответствующими полномочиями, и в случае отсутствия на территории данного субъекта Российской Федерации администратора поступлений в бюджет, подведомственного тому же главному администратору поступлений в бюджет. Тем самым, указанным Порядком не регламентирована процедура возврата платежей в случае, когда на данной территории имеется администратор, подведомственный тому же главному администратору дохода.
Судом первой инстанции правомерно отклонены данные доводы, поскольку исходя из положений пункта 12 названного приказа следует, что невыясненные поступления, ошибочно поступившие на счет органа Федерального казначейства и предназначенные для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, могут быть возвращены плательщику органом Федерального казначейства по месту зачисления платежа, тем самым запрета на возврат данных средств ни приказом, ни бюджетным законодательством не предусмотрено, напротив, прямо предусматривается возможность их возврата при условии наличия волеизъявления налогоплательщика и обращения администратора поступлений в бюджет, обладающего бюджетными полномочиями в отношении данных платежей.
Пунктом 12 приказа Минфина России N 92н установлен общий порядок возврата платежей (абз. 4, 5) и осуществляется на основании заявления плательщика, банка или администратора поступлений в бюджет и оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства заявки на возврат не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления в орган Федерального казначейства соответствующего заявления.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Отсутствие регламентированного порядка возврата платежей, ошибочно поступивших на счет органа Федерального казначейства и предназначенных для уплаты на соответствующий счет другого органа Федерального казначейства, не является препятствием к рассмотрению настоящего дела по существу и удовлетворению требований налогоплательщика.
В отношении порядка возврата уплаченных платежными поручениями денежных средств обществу на общую сумму 254.522 руб., судом первой инстанции с учетом их назначения, как средства, предназначенные для уплаты налогов, зачисления на счет N 40101810800000010041, открытый УФНС России по г. Москве для уплаты налогов и сборов налогоплательщиками г. Москвы, наличием на территории г. Москвы администратора (главного администратора) налоговых поступлений в бюджет - УФНС России по г. Москве, обоснованно сделан вывод о применении положений пункта 12 Порядка, утвержденного приказом Минфина России N 92н.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что требования налогоплательщика правомерно удовлетворены судом с указанием на срок исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2011 по делу N А40-10357/10-107-45 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.С. Сафронова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-10357/11-107-45
Истец: ООО "ПО ГЛАССКОР"
Ответчик: УФНС России по г. Москве
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N16 по Московской области, УФНС России по Московской области, Управление Федерального казначейства по г.Москве
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-13255/11