город Ростов-на-Дону |
дело N А32-676/2010 |
08 июня 2011 г. |
15АП-2576/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июня 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Ильиной М.В., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назыковым А.Л.,
при участии:
от Гаражно-строительного кооператива N 74 - представителя Емцова П.А. (доверенность от 20.10.2010), представителя Кузьмина М.И. (доверенность от 20.10.2010),
от общества с ограниченной ответственностью "Табрис" - представителя Бутковой Н.А. (доверенность от 11.01.2011),
от Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар - представителя Малаевой В.Г. (доверенность от 24.12.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Гаражно-строительного кооператива N 74
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 26 января 2011 года по делу N А32-676/2010
по заявлению Гаражно-строительного кооперативаN 74 (ИНН 2308049700; ОГРН 1022301226860)
к Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьих лиц: Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, общества с ограниченной ответственностью "Табрис"
о признании недействительным постановления о предварительном согласовании размещения объекта,
принятое судьей Гречка Е.А.,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив N 74 (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) о признании недействительным постановления администрации N 365 от 09.02.2009 "Об утверждении ООО "Табрис" материалов предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной стоянки в Западном внутригородском округе города Краснодара" и о переводе на кооператив прав и обязанностей по материалам предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной стоянки. Кооператив просил также возместить ему моральный вред в размере 666 руб.
Заявленные требования мотивированы предварительным согласованием администрацией обществу с ограниченной ответственностью "Табрис" размещения автомобильной многоуровневой стоянки на земельном участке, арендуемом кооперативом, которому неоднократно было отказано в предоставлении данного участка для целей строительства аналогичного объекта.
Определением суда от 23.04.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар и департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (т. 1, л.д. 118-119).
Определением суда от 02.09.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Табрис" (далее - ООО "Табрис").
В процессе рассмотрения дела кооператив в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования и просил признать недействительным постановление N 365 от 09.02.2009 "Об утверждении ООО "Табрис" материалов предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной стоянки в Западном внутригородском округе города Краснодара" в части границ арендуемого гаражно-строительным кооперативом N 74 земельного участка площадью 4658 кв.м., исключив эту площадь из предоставленного ООО "Табрис" земельного участка, а также признать за кооперативом право первоочередного предоставления спорного земельного участка для размещения многоуровневой автомобильной стоянки (т. 2, л.д. 18-19).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26 января 2011 года в удовлетворении требований гаражно-строительного кооператива N 74 отказано.
Как указал суд первой инстанции, действующее земельное и гражданское законодательство не содержит такого способа защиты прав и законных интересов, как признание права первоочередного предоставления земельного участка для предварительного согласования места размещения объекта. Поскольку ООО "Табрис" подало единственную заявку на предоставление земельного участка площадью 10 135 кв.м. под строительство автомобильной стоянки по адресу: Краснодар, проспект Чекистов, 3/1, а кооператив с заявлением о предоставлении земельного участка не обратился, заявитель не имеет права претендовать на спорный земельный участок. Обязанность публичного информирования населения о предстоящем предоставлении земельного участка администрацией выполнена. Постановлением об утверждении материалов предварительного согласования места размещения автомобильной стоянки земельный участок не передается третьим лицам; предоставление спорного земельного участка будет осуществлено после прекращения на него в установленном порядке прав третьих лиц. Департамент архитектуры и градостроительства администрации Краснодара письмом от 15.12.2009 уведомил заявителя об издании спорного постановления. Кооператив уведомлялся администрацией о возможном изъятии арендуемого земельного участка. Договор аренды между администрацией и кооперативом N 1948 от 30.11.1998 является действующим, однако земельный участок площадью 4658 кв.м., арендованный заявителем, не сформирован, не поставлен на государственный кадастровый учет, перестанет существовать как объект права на момент заключения договора аренды с ООО "Табрис".
Не согласившись с указанным решением, кооператив обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- площадь земельного участка, предварительно согласованного ООО "Табрис", не соответствует требованиям земельного и градостроительного законодательства, в четыре раза превышает необходимую и достаточную площадь, испрашиваемую для пятиэтажной автостоянки;
- кооператив как арендатор земельного участка не был надлежаще уведомлен о расторжении договора аренды и предоставлении участка ООО "Табрис";
- постановлением N 365 от 09.02.2009 нарушены права и интересы кооператива, арендующего спорный земельный участок в течение 12 лет;
- кооператив обращался в администрацию с заявлением на получения разрешения на строительство многоярусной парковки, однако был получен отказ в связи с тем, что перспективным планом развития микрорайона на данном месте предусмотрено строительство торгового центра; впоследствии тот же участок был согласован для строительства аналогичного объекта ООО "Табрис".
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Табрис" доводы жалобы не признало, просило решение суда оставить без изменения, указав, что земельный участок, принадлежащий на праве аренды кооперативу, составляет 4826 кв.м., тогда как ООО "Табрис" согласовывается земельный участок площадью 10 135,2 кв.м., в связи с чем, ООО "Табрис" будет предоставлен иной объект права - новый земельный участок; единственную заявку на предоставление земельного участка площадью 10 135 кв.м. под строительство автомобильной стоянки по адресу: Краснодар, проспект Чекистов, 3/1, подало ООО "Табрис".
В отзыве на апелляционную жалобу департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар просило решение суда оставить без изменения, указав, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта не является актом, влекущим какое-либо ограничение прав и законных интересов арендатора земельного участка, в границах которого осуществлено соответствующее согласование.
От департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя департамента.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители кооператива поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просили решение суда отменить, принять новый судебный акт. Представители ООО "Табрис" и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар просили решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 06 по 07 июня 2011 года, информация о котором размещалась на официальном сайте суда. После перерыва лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи с чем, судебное заседание было продолжено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, явившихся в судебное заседание, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, по договору аренды от 30.11.1998 N 1948, заключенному между мэрией города Краснодара (арендодатель) и гаражно-строительным кооперативом N 74 (арендатор), кооперативу был предоставлен в аренду на срок до 30.11.2001 земельный участок общей площадью 4658 кв.м., расположенный в Западном административном округе города Краснодара, по проспекту Чекистов, 3/1, кадастровый N 23:43:020614:009, для эксплуатации металлических гаражей. Земельный участок предоставлялся без права капитального строительства (пункт 2.7 договора). В соответствии с пунктом 4.1.6. договора арендатор имеет право на предоставление земельного участка в преимущественном порядке по истечении срока действия договора на принятых сторонами условиях по письменному заявлению арендатора, направленному арендодателю.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству г. Краснодара за номером 1948 от 30.11.1998 (т. 1, л.д. 9-12).
Основанием заключения данного договора явилось постановление главы городского самоуправления - мэра города Краснодара от 24.06.1997 N 1066 об изъятии из земель ГКП "Стройзаказчик" земельного участка площадью 4658 кв.м. по пр. Чекистов, 3/1, с предоставлением его гаражно-строительному кооперативу N 74 в аренду для эксплуатации металлических гаражей по проспекту Чекистов, 3/1 в Западном административном округе Краснодара (т. 1, л.д. 13-14).
Письмом от 27.12.2007 N 31437.49 департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар подтвердил действие договора аренды от 30.11.1998 N 1948 как заключенного на неопределенный срок согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 1, л.д. 18).
29.12.2007 администрация муниципального образования город Краснодар и кооператив подписали соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 30.11.1998 в части порядка определения размера арендной платы (т. 1, л.д. 19).
В газете "Краснодарские известия" от 18.09.2008 было размещено информационное сообщение департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар о возможном предоставлении ООО "Табрис" земельного участка площадью 10 135 кв.м., расположенного по проспекту Чекистов, 3/1 в Западном внутригородском округе города Краснодара, для размещения многоуровневой автомобильной стоянки (т. 1, л.д. 70).
Письмом от 18.09.2008 N 03-35-2/3458 администрация Западного внутригородского округа города Краснодара согласовала ООО "Табрис" размещение многоуровневой автомобильной стоянки по проспекту Чекистов, 3/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара (т. 2, л.д. 69).
28.11.2008 оформлен акт выбора земельного участка ориентировочной площадью 10135,2 кв.м. по адресу: Краснодар, проспект Чекистов, 3\1 в Западном внутригородском округе города Краснодара для строительства многоуровневой автомобильной стоянки по заявлению ООО "Табрис". Указанный акт выбора подписан директором департамента муниципальной собственности и городских земель администрации Краснодара, директором департамента архитектуры и градостроительства администрации Краснодара (т. 2, л.д. 60).
Как следует из заключения к проектному плану границ земельного участка от 25.08.2008 и пояснительной записки к проектному плану границ земельного участка от 25.08.2008, на земельном участке, формируемом для утверждения материалов предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной стоянки по заявлению ООО "Табрис", имеются землепользователи - ГСК N 74 (постановление главы городского самоуправления от 24.06.1997 N 1066), ГСК N 84 (постановление главы городского самоуправления от 02.12.1997 N 2313), ООО "Юр-Лимит" (постановление мэрии города Краснодара от 07.09.1999 N 1580); на земельном участке расположены металлические гаражи, автомобильная мойка, подлежащие демонтажу. Департамент архитектуры и градостроительства администрации Краснодара признал возможным утвердить ООО "Табрис" материалы предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной стоянки на земельном участке по проспекту Чекистов, 3/1, при условии согласования с землепользователями - ГСК N 74, ГСК N 84, ООО "Юр-Лимит" (т. 2, л.д. 71-74).
В соответствии с проектом границ земельного участка, разработанным по заказу ООО "Табрис", площадь участка составила 10136,916 кв.м.; по данным информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар в отношении земельного участка 52029, предоставляемого ООО "Табрис" по адресу: проспект Чекистов, 3\1, предварительно согласовано место размещения торгового центра при условии согласия на изъятие ООО "Юр-Лимит", ГСК-74, ГСК-84 (т. 3, л.д. 21-31).
В градостроительном регламенте земельного участка ориентировочной площадью 11612,17 кв.м., расположенного по адресу: Краснодар, проспект Чекистов, 3/1, указано, что правообладателями участка являются ООО "Юр-Лимит", ГСК-74, ГСК-84.
Как видно из чертежа плана земельного участка, утвержденного департаментом архитектуры и градостроительства администрации Краснодара, гаражи расположены на территории формируемого ООО "Табрис" земельного участка.
Земельный участок N 52029 нанесен на карту градостроительного зонирования территории муниципального образования город Краснодар (выкопировка, предоставленная апелляционному суду департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар). В соответствии с кадастровой справкой по участку N 52029, расположенному по проспекту Чекистов, 3/1, назначение участка - предварительное согласование места размещения многоуровневой автомобильной стоянки, при условии согласия на изъятие ГСК-74, ГСК-84, ООО "Юр-Лимит".
Постановлением от 09.02.2009 N 365 администрация муниципального образования город Краснодар утвердила ООО "Табрис" материалы предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной автостоянки на земельном участке площадью 10135,2 кв.м. по проспекту Чекистов, 3\1 в Западном внутригородском округе города Краснодара, а также акт о выборе земельного участка от 28.11.2008 и проект границ земельного участка площадью 10135,2 кв.м. для размещения многоуровневой автомобильной автостоянки по проспекту Чекистов, 3/1 в Западном внутригородском округе города Краснодара. Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар предписывалось направить арендаторам уведомления об отказе от договоров аренды земельных участков, в том числе и от договора от 30.11.1998 N 1948 (пункт 4 постановления). В соответствии с пунктом 5 постановления предоставление земельного участка по проспекту Чекистов, 3/1, в Западном внутригородском округе города Краснодара будет осуществлено после прекращения на него в установленном законом порядке прав третьих лиц (т. 1, л.д. 20).
Как следует из пункта 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений (пункт 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Согласно пункту 9 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Таким образом, решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием формирования и кадастрового учета земельного участка и последующего его предоставления для строительства.
По смыслу статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации предварительно согласован может быть земельный участок, не обремененный на момент принятия соответствующего решения правами третьих лиц, заинтересованных в сохранении данного земельного участка как объекта земельных отношений и в его дальнейшем использовании.
Нормами земельного и гражданского законодательства не предусмотрена возможность предварительного согласования и последующего предоставления земельного участка в аренду иным лицам при наличии действующего договора аренды на этот же участок, земельный участок не может быть передан кому-либо в аренду до момента его изъятия у прежнего арендатора (правовая позиция выражена в постановлениях Федерального арбитражного суда Уральского округа от 13.01.2011 N Ф09-10800/10-С6 по делу N А07-9563/2010, от 27.08.2009 N Ф09-4557/09-С6 по делу N А07-632/2009, постановлении Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 15.12.2010 по делу N А70-3027/2010, постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 13.05.2010 по делу N А68-265/09, определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.04.2011 N ВАС-4595/11 по делу N А70-3027/2010).
Согласно сложившейся практике окружных судов, предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке, находящемся в аренде третьего лица, в том числе по договору аренды, возобновленному на неопределенный срок в порядке пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы арендатора, в том числе и при включении в решение о предварительном согласовании места размещения объекта условия о необходимости прекращения ранее заключенных договоров аренды в отношении согласованного застройщику земельного участка.
Как следует из оспариваемого постановления и планово-картографических материалов, предварительно согласованный ООО "Табрис" земельный участок площадью 10135,2 кв.м. формируется с включением в него территории земельного участка, занятой гаражами, то есть арендуемый кооперативом земельный участок площадью 4658 кв.м. прекращает существование. Между тем согласно кадастровой выписке от 14.01.2011 N 2343/12/11-6927 кадастровый номер 23:43:0206014:21 земельного участка площадью 4658 кв.м., расположенного по адресу: Краснодар, Западный внутригородской округ, пр-кт Чекистов, 3/1, разрешенное использование: ГСК, внесен в государственный кадастр недвижимости 09.10.2005. Земельный участок с кадастровым номером 23:43:0206014:21 отражен на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 23:43:0206014, согласованной 03.02.2011 директором департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар (технический исполнитель - МУП "Институт Горкадастрпроект").
Таким образом, доводы ООО "Табрис" и департамента муниципальной собственности и городских земель администрации города Краснодара о том, что оспариваемым постановлением права и законные интересы кооператива не нарушаются, в том числе в связи с отсутствием заключенного с ООО "Табрис" договора аренды, а также согласованием предоставления земельного участка при условии прекращения договора аренды с кооперативом, несостоятельны.
В материалах дела отсутствует заявление арендодателя - администрации города Краснодара - об отказе от договора аренды от 30.11.1998 N 1948, заключенного с кооперативом, в порядке пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доказательств изъятия арендуемого кооперативом земельного участка для муниципальных нужд в порядке, предусмотренном статьями 46, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалах дела не усматривается.
Предварительное согласование места размещения объекта на земельном участке кооператива в настоящем деле осуществлено в коммерческих интересах ООО "Табрис", а не для удовлетворения муниципальных нужд города Краснодара. Согласно дополнительным пояснениям департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, предоставленных апелляционному суду, информационная система обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар не содержит сведений о резервировании для муниципальных нужд земельного участка по проспекту Чекистов, 3/1, в городе Краснодаре.
Поскольку на момент принятия администрацией постановления от 09.02.2009 N 365 договор аренды от 30.11.1998 N 1948 с кооперативом расторгнут не был, земельный участок, арендуемый кооперативом, администрации не возвращен, а решение об изъятии арендуемого кооперативом земельного участка для муниципальных нужд отсутствовало, оспариваемое постановление от 09.02.2009 N 365 нарушало права и законные интересы кооператива и не соответствовало процедуре предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта, предусмотренной статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Администрация города Краснодара и ООО "Табрис" не могли не знать о наличии арендного обременения части земельного участка, предварительно согласованного ООО "Табрис", поскольку сведения об этом обременении содержались в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности Краснодара и в материалах проектного плана границ земельного участка.
Апелляционный суд отклоняет доводы о пропуске кооперативом установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока ввиду следующего.
Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.11.2010 N 8148/10 по делу N А41-16045/07, часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса связывает начало течения срока на подачу заявления о признании ненормативного акта недействительным с моментом, когда лицо узнало о нарушении своих прав и законных интересов, а не с моментом, когда оно могло или должно было узнать о таком нарушении.
В материалах дела отсутствуют доказательства опубликования постановления администрации от 09.02.2009 N 365 в официальном печатном издании администрации Краснодара или средствах массовой информации, доступных для неопределенного круга лиц; постановление от 09.02.2009 N 365 после его принятия кооперативу в индивидуальном порядке не направлялось.
Согласно штампу на постановлении от 09.02.2009 N 365 оно зарегистрировано МУ "Градинформ" (группа дежурного плана застройки) 23.09.2009 (т. 1, л.д. 20). О предварительном согласовании ООО "Табрис" земельного участка постановлением от 09.02.2009 N 365 кооперативу было сообщено в письме департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 25.09.2009 N 23/6729 (т. 1, л.д. 74, 100). С настоящим заявлением кооператив обратился в Арбитражный суд Краснодарского края 22.12.2009, что подтверждается почтовым конвертом, имеющимся в материалах дела (т. 1, л.д. 34).
Таким образом, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок для оспаривания ненормативного правового акта кооперативом пропущен не был.
Поскольку постановлением от 09.02.2009 N 365 утвержден проект границ земельного участка площадью 10135,2 кв.м. в соответствии с актом о выборе земельного участка от 28.11.2008, то есть предусматривается формирование единого земельного участка, оно не может быть признано недействительным в части земельного участка площадью 4658 кв.м., арендуемого кооперативом и вошедшего в состав формируемого участка площадью 10135,2 кв.м.
Земельный участок кооператива площадью 4658 кв.м. в постановлении от 09.02.2009 N 365 специально не поименован, как подлежащий передаче ООО "Табрис" не указан, в связи с чем, данное постановление может быть признано недействительным только в целом. Из оспариваемого постановления от 09.02.2009 N 365 не усматривается возможность его сохранения в отношении согласованного ООО "Табрис" земельного участка за вычетом территории площадью 4658 кв.м., арендуемой кооперативом.
Кроме того, заявитель просит исключить площадь арендуемого кооперативом земельного участка из предоставленного ООО "Табрис" земельного участка, тогда как постановлением от 09.02.2009 N 365 земельный участок ООО "Табрис" предоставлен не был, цель оспариваемого постановления - утверждение проекта границ земельного участка площадью 10135,2 кв.м. и акта о его выборе, но не предоставление его ООО "Табрис" на определенном праве.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в земельном и гражданском законодательстве такого способа защиты как признание права первоочередного предоставления спорного земельного участка для целей его застройки является правильным. Данное требование кооператива лишено материально-правового обоснования и правомерно отклонено судом первой инстанции, поскольку право первоочередного предоставления земельного участка для целей строительства Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрено. В указанной части решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26 января 2011 года по делу N А32-676/2010 отменить в части.
Признать недействительным постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 09.02.2009 N 365 "Об утверждении ООО "Табрис" материалов предварительного согласования места размещения многоуровневой автомобильной стоянки в Западном внутригородском округе города Краснодара".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-676/2010
Истец: Гаражно-строительный кооператив N74
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар, Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО г. Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, ООО "Табрис", Администрация МО г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4812/11
08.06.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2576/11
28.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2318/11
09.03.2011 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2319/11
26.01.2011 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-676/10