г. Пермь
15 июня 2011 г. |
Дело N А60-7017/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Варакса Н. В.
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.
при участии:
от заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в г. Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Коряко Е.С., паспорт, доверенность от 24.12.2010
от заинтересованного лица ООО "Глория" (ОГРН 1056601509546, ИНН 6625035745): не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный в г. Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 11 апреля 2011 года по делу N А60-7017/2011,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в г. Первоуральск,Шалинском районе и поселке Староуткинск
к ООО "Глория"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Глория" (далее - Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 11.04.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы Управление ссылается на доказанность наличия в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку Обществом допущена реализация алкогольной продукции при отсутствии товарно-транспортных накладных, оформленных в соответствии с требованиями постановления Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 по типовой межотраслевой форме N 1-Т, что, по мнению административного органа, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, решение суда считает законным и обоснованным, указывает на то, что оформление товарных накладных по иной форме не свидетельствует о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения.
В судебное заседание Общество представителя не направило, представило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, что в силу ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск, Шалинском районе и поселке Староуткинск от 27.01.2011 N 01-01-01-03-22/967 в отношении ООО "Глория" проведена плановая выездная и документарная проверка на предмет соблюдения законодательства в области оборота алкогольной продукции и в области защиты прав потребителей. Срок проведения проверки определен распоряжением с 01.02.2011 по 28.02.2011.
Проверка проводилась на объектах Общества: магазин N 1 ООО "Глория" (г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Ленина, д. 115), магазин N 2 ООО "Глория" (г. Первоуральск, пер. Новаторов, д. 2), магазин N 3 ООО "Глория" (г. Первоуральск, п. Билимбай, ул. Красноармейская, д. 58 "А"), магазин N 4 ООО "Глория" (г. Первоуральск, п. Билимбай, пл. Свободы, д. 1).
По результатам проведенной проверки административным органом составлен акт от 28.02.2011, в котором отражены выявленные нарушения, и 02.03.2011 в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении.
Считая, что в действиях Общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении заинтересованного лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, признав совершенное правонарушение малозначительным, в удовлетворении требований о привлечении Общества к административной ответственности отказал.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции без надлежаще оформленных товаротранспортных документов, без сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, без справки к грузовой таможенной декларации или без ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию) либо без справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию), а равно поставка или розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и упаковке, не соответствующих установленным законом требованиям, влечет административную ответственность.
В п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции, в частности, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 названного Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии и без маркировки в соответствии со ст. 12 названного Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ и п. 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила) на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь сопроводительные документы, в частности, товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 12 Правил при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о товарно-сопроводительных документах, оформленных изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащих по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в автомобильном транспорте, в том числе форма 1-Т "Товарно-транспортная накладная".
Как следует из протокола об административном правонарушении и пояснений представителя Управления в судебном заседании апелляционного суда Обществу вменяются нарушения, выразившиеся в следующем:
- по ряду наименований алкогольной продукции не представлены товарно-транспортные документы по форме 1-Т, имеются лишь товарные накладные по форме ТОРГ-12, что квалифицировано административным органом как отсутствие товарно-транспортных документов;
- по ряду наименований алкогольной продукции товарно-транспортные накладные по форме 1-Т оформлены с нарушением установленных требований, а именно товарно-транспортные накладные не содержат "Товарного раздела" и (или) "Транспортного раздела", а также некоторых сведений, наличие которых предусмотрено типовой межотраслевой формой N 1-Т, утвержденной Постановления Государственного комитета РФ по статистике от 28.11.1997 N 78.
Вместе с тем, по смыслу пунктов 12, 139 Правил, статей 10.2, 16 Закона N 171-ФЗ не любое нарушение в оформлении товаросопроводительных документов образует событие правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что пункты 12, 139 Правил обязывают продавца иметь и доводить до сведения потребителя товарно-транспортную накладную, заверенную подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона, а ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ содержит требование о наличии документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции. Указанные нормы не содержат требования о соблюдении утвержденной формы накладной.
Таким образом, при наличии самого товаросопроводительного документа на алкогольную продукцию, один лишь факт ненадлежащего оформления Обществом товарно-транспортной накладной не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и не образует события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ.
Исследовав спорные товарно-транспортные накладные по форме ТОРГ-12 (от 21.12.2010 N 37995, от 13.12.2010 N 16740, от 09.12.2010 N 34637, от 21.12.2010 N 38018, от 22.11.2010 N 34589, от 15.06.2010 N 19664, от 08.10.2010 N В-9301, от 01.12.2010 N ОВ010807, от 09.11.2010 N 14919, от 09.09.2010 N Мт-31817, от 16.10.2010 N Мт-36829, от 09.12.2010 N 34642, от 14.12.2010 N 16809, от 24.12.2010 N Увр-15489, от 22.12.2010 N Ов011720, от 21.12.2010 N 38004, от 24.12.2010 N Увр15488, от 28.10.2010 N 29915, 13.12.2010 N 16742, 19.11.2010 N 32450, 09.12.2010 N 34636), а также накладные по форме 1-Т, в которых отсутствует ряд сведений, предусмотренных данной формой (от 17.12.2010 N Вл-0300966, от 05.08.2010 N Вл-0184044, от 15.12.2010 N 109708, от 01.12.2010 N 33712, от 30.04.2010 N 35419, от 20.12.2010 N Вл-0303148, от 15.12.2010 N 109706, от 20.12.2010 N Вл-03-03174, от 28.12.2010 N 36594, от 01.12.2010 N 33718, от 15.12.2010 N 109701), суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что недостатки в оформлении товарно-транспортных накладных не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, поскольку перечисленные накладные содержат необходимые сведения об алкогольной продукции и заверены подписью и печатью поставщика (изготовителя), что свидетельствует о легальности оборота этой алкогольной продукции
Кроме того, требования о привлечении Общества к административной ответственности не подлежат удовлетворению, поскольку на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции истек предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения. Согласно ч. 2 данной статьи при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Доводы Управления о том, что срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год, поскольку в рассматриваемом случае Общество привлекается к ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей, отклоняются.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", названный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасности для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Законом N 171-ФЗ. Согласно ст. 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом понимается и розничная продажа алкогольной продукции.
Вменяемое Обществу административное правонарушение - реализация алкогольной продукции без документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, посягает в первую очередь на установленный Законом N 171-ФЗ режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции.
Исходя из установленного существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого в данном случае законодательства, при рассмотрении настоящего дела следует руководствоваться трехмесячным сроком давности привлечения к административной ответственности, установленным ст. 4.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что совершение Обществом административного правонарушения обнаружено проверяющими 28.02.2011 (акт проверки от 28.02.2011).
Таким образом, на дату рассмотрения судом апелляционной инстанции настоящего дела о привлечении Общества к административной ответственности трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 апреля 2011 года по делу N А60-7017/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-7017/2011
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Первоуральск,Шалинском районе и поселке Староуткинск
Ответчик: ООО "Глория"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-4476/11