г. Владимир
"15" июня 2011 г. |
Дело N А39-5072/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2011.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.06.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Кирилловой М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Прохоровой Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ветчинниковой Галины Алексеевны (ОГРН 309130833100020), п.Торбеево, Торбеевский район, Республика Мордовия,
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.03.2011 по делу N А39-5072/2010, принятое судьей Ситниковой В.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ветчинниковой Галины Алексеевны, п.Торбеево, Торбеевский район, Республика Мордовия, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия от 20.08.2010 N 7210/1199.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия (далее по тексту - Инспекция) проведена камеральная проверка налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год, представленной 29.03.2010 индивидуальным предпринимателем Ветчинниковой Галиной Алексеевной (ОГРН 309130833100020), п.Торбеево, Торбеевский район, Республика Мордовия.
Выявленные в ходе проверки факты нарушения законодательства о налогах и сборах отражены проверяющим в акте камеральной налоговой проверки N 7547/1078 от 13.07.2010, по результатам рассмотрения которого, с учетом возражений налогоплательщика по акту от 16.08.2010, заместителем
начальника Инспекции вынесено решение N 7210/1199 от 20.08.2010, в соответствии с которым предприниматель Ветчинникова Галина Алексеевна привлечена к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения - доходы, в виде взыскания штрафа в сумме 1740 рублей.
Также Ветчинниковой Г.А. предложено уплатить недоимку по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения - доходы, в сумме 9000 рублей.
Не согласившись с решением Инспекции, Ветчинникова Г.А. обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия.
Решением от 29.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Ветчинникова Г.А. ссылается на допущенные налоговым органом нарушения статьи 101 Налогового кодекса РФ, так как считает, что Инспекция должна была обратиться к ней с требованием об исправлении допущенных ошибок.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из решения Инспекции, причиной доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, послужил вывод налогового органа о занижении Ветчинниковой Г.А. налоговой базы ввиду невключения в состав доходов денежных средств в размере 150 000 рублей, поступивших 25.12.2009 на расчётный счёт предпринимателя для реализации бизнес-проекта "Ателье по ремонту и пошиву одежды" в рамках договора N Г-06-09-077 от 21.12.2009 о предоставлении гранта на создание и развитие собственного бизнеса (дела).
Как следует из материалов дела, предприниматель Ветчинникова Г.А. на основании заявления от 30.11.2009 и в соответствии с положениями статей 346.12 и 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения - доходы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.
При определении объекта налогообложения не учитываются:
1) доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса;
2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;
3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 23 настоящего Кодекса.
В силу статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, закрепляющей принципы определения доходов, доходом в целях налогообложения прибыли признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования, которые не учитываются при определении объекта налогообложения налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, установлен подпунктом 14 пункта 1 и пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
В целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований.
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта;
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что денежные средства в размере 150 000 рублей, полученные предпринимателем Ветчинниковой Г.А. для реализации бизнес-проекта "Ателье по ремонту и пошиву одежды" в рамках договора N Г-06-09-077 от 21.12.2009 о предоставлении гранта на создание и развитие собственного бизнеса (дела), не могут быть признаны грантом с точки зрения налогового законодательства Российской Федерации, поскольку они не удовлетворяют условиям, указанным в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1 договора N Г-06-09-077 от 21.12.2009 о предоставлении гранта на создание и развитие собственного бизнеса (дела) предметом договора является предоставление Министерством начинающему малому предприятию гранта на создание и развитие собственного бизнеса в форме субсидии в целях осуществления затрат на финансирование бизнес-проекта "Ателье по ремонту и пошиву одежды".
Полученные предпринимателем Ветчинниковой Г.А. денежные средства следует относить к субсидиям, предоставление которых индивидуальным предпринимателям-производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с указанной статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или неполученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
По своему назначению указанные субсидии направлены на компенсацию произведенных затрат, возникших в связи с началом осуществления предпринимательской деятельности. Следовательно, у предпринимателя, получившего субсидии, возникает экономическая выгода.
Таким образом, средства в виде субсидий, выделяемых организациям на возмещение затрат, связанных с реализацией мероприятий специальной программы развития малого предпринимательства, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов и подлежат включению в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Исходя из изложенного, предприниматель Ветчинникова Галина Алексеевна обоснованно привлечена Инспекцией к налоговой ответственности за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в виде взыскания штрафа в сумме 1740 рублей в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и налоговым органом правомерно предложено налогоплательщику уплатить единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 9000 рублей.
Доводы заявителя относительно нарушений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, допущенных Инспекцией при проведении камеральной проверки, являются несостоятельными в силу следующего.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки определен в статье 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в части 1 которой указано, что камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых декларации документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Из содержания приведенной нормы следует, что необходимым условием для проведения камеральной налоговой проверки является представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации за соответствующий налоговый период. В ходе камеральной налоговой проверки проверяется правильность определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога, отраженных в налоговой декларации, на основании документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. При недостаточности документов, представленных налогоплательщиком и имеющихся у налогового органа, последний вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Материалы дела свидетельствуют, что камеральная налоговая проверка проведена Инспекцией в соответствии с требованиями положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации и налогоплательщику была предоставлена возможность представить свои пояснения, а также первичные учетные документы при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки.
Письмом за N 08-07/8084 от 25.06.2010 в адрес заявителя налоговым органом направлено сообщение о необходимости представления книги учета доходов и расходов за 2009 год и пояснений в связи с представлением нулевой налоговой декларации за 2009 год. На данное письмо предприниматель Ветчинникова Г.А. направила в адрес налогового органа пояснения относительно предпринимательской деятельности в 2009 году и денежных средств, поступивших на ее расчетный счет. Пояснения получены Инспекцией 05.07.2010 и зарегистрированы за входящим N 15537.
В пункте 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Поскольку Инспекция обеспечила предпринимателю Ветчинниковой Г.А. возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и выполнила требования положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации по порядку проведения камеральной налоговой проверки и истребованию дополнительных сведений, подтверждающих достоверность сведений, отраженных в налоговой декларации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии нарушений норм налогового законодательства, регламентирующих проведение камеральной налоговой проверки и процедуру рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на предпринимателя.
Ветчинниковой Г.А. подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 900 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.03.2011 по делу N А39-5072/2010 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ветчинниковой Галины Алексеевны оставить без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Ветчинниковой Галине Алексеевне из федерального бюджета государственную пошлину в размере 900 (девятьсот) рублей, излишне уплаченную по квитанции от 29.04.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-5072/2010
Истец: ИП Ветчинникова Галина Алексеевна
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Республике Мордовия, МИФНС N6 по Республике Мордовия