г. Пермь
23 сентября 2009 г. |
Дело N А50-16889/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 сентября 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Савельевой Н. М.
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.
при участии:
от заявителя Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю (ФБЛПУ "ОТБ N 7 ОИУ N 1 ГУФСИН РФ по Пермскому краю): не явились
от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю: Верховский Р.Г. - представитель по доверенности от 22.09.2009 г.., Дровникова Т.В. - представитель по доверенности от 22.09.2009 г..
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (заинтересованного лица)
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 августа 2009 года
по делу N А50-16889/2009,
принятое судьей Швецовой О.А.
по заявлению Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю (ФБЛПУ "ОТБ N 7 ОИУ N 1 ГУФСИН РФ по Пермскому краю)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю
об отмене постановления от 19.06.2009 г.. N 07-03/29-Ю,
установил:
Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю от 19.06.09г. N 07-03/29-Ю о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рулей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05 августа 2009 г.. заявленные требования удовлетворены.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю (заинтересованное лицо) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит исключить из мотивировочной части решения вывод суда о неправильной квалификации действий заявителя по ст. 8.1. КоАП РФ и указании на квалификацию данных действий по ст.8.2 КоАП РФ. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что требование, содержащееся в ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" о разработке учреждением проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является требованием именно к эксплуатации предприятия, а не к обращению с отходами производства и потребления, следовательно, заявитель обоснованно был привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю (заявитель по делу) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым считает законным и обоснованным вывод суда о неправильной квалификации административного правонарушения административным органом.
Заявитель по делу о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил. На основании ст.ст.156,266 АПК РФ жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 02.06.09г. по 16.06.09г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю проведена проверка ФБЛПУ "Областная туберкулезная больница N 7 ОИУ-1 ГУФСИН по Пермскому краю" по соблюдению требований экологического законодательства Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что учреждение осуществляло деятельность, не имея утвержденных проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в природной среде на 2008 г.. и 2009 г.., что является нарушением ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98г. N 89-ФЗ. Данный факт зафиксирован в акте проверки от 16.06.2009 г.. N 28 (л.д.15-19).
В соответствии с полномочиями, установленными ст. 28.3 КоАП РФ, управлением составлен протокол об административном правонарушении от 16.06.2009 г.., в котором отражено нарушение заявителем ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.98г. N 89-ФЗ.
19.06.09г. Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю в соответствии компетенцией, установленной со ст. 23.29 КоАП РФ по данному факту приняты два постановления N 07-03/29-Ю: первое - государственным инспектором по Пермскому краю по охране природы Лоскутовым А.В. о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 5 000 руб.; второе - государственным инспектором по охране природы по Пермскому краю Овчинниковой Л.А. о привлечении заявителя к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 20 000 руб.
Полагая, что данные постановления вынесены административным органом необоснованно, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вменяемое учреждению нарушение образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено не статьей 8.1 КоАП РФ, а статьей 8.2 КоАП РФ, что свидетельствует о неправильной квалификации административным органом вменяемого правонарушения и незаконности оспариваемых постановлений.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает в апелляционной жалобе вышеуказанный вывод суда. Полагает, что требование, содержащееся в ст. 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" о разработке учреждением проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, является требованием именно к эксплуатации предприятия, а не к обращению с отходами производства и потребления, следовательно, заявитель обоснованно был привлечен к административной ответственности по ст.8.1 КоАП РФ.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в несоблюдении экологических требований при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.
Экологические требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (в том числе при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов) конкретизированы в статьях 35 - 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Материалами дела установлено, что в процессе деятельности учреждения образуются отходы 1, 2, 3 и 4 классов опасности от основных источников загрязнения: котельной, открытой стоянки автотранспорта и аккумуляторной кислотной, при этом разработанные проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в природной среде на 2008 г.. и 2009 г.. не утверждены, что подтверждается материалами дела и им не оспаривается.
Правовые основы обращения с отходами определены в Федеральном законе от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.11, п. 3 ст. 18 Федерального закона от "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Под обращением с отходами в соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Отходы производства и потребления - отходы, остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их содержание".
Административная ответственность за нарушение требований при обращении с отходами установлена в статье 8.2 КоАП РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в результате хозяйственной деятельности Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю образуются отходы, следовательно, оно является участником отношений, связанных с обращением с отходами производства и потребления, регулируемых Федеральным законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и обязано соблюдать его требования. Действия Общества, выразившееся в осуществлении деятельности без разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неверной квалификации Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю выявленного правонарушения и обоснованно удовлетворил требования Федерального бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю", признав незаконными и отменив постановления управления.
На основании изложенного решение суда от 05 августа 2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 августа 2009 года по делу N А50-16889/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н. М. Савельева |
Судьи |
Л.Х.Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-16889/2009
Истец: Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Областная туберкулёзная больница N 7 объединения исправительных учреждений N 1 ГУФСИН по Пермскому краю (ФБЛПУ "ОТБ N 7 ОИУ N 1 ГУФСИН РФ по Пермскому краю), Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Областная туберкулезная больница N 7 ОИУ-1 ГУФСИН России по Пермскому краю"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю