"16" июня 2011 г. |
Дело N г. Красноярск |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" июня 2011 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бычковой О.И.
судей: Колесниковой Г.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А., без участия сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карпов и К"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "14" апреля 2011 года по делу N А74-300/2011, принятое судьей Лиходиенко А.В.,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Карпов и К" (ИНН 1901042262, ОГРН 1021900520630) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Республики Хакасия, связанных с установлением кадастровой стоимости земельного участка, предназначенного для эксплуатации и обслуживания аптеки, категория земель поселений, площадью 725 квадратных метров, кадастровый номер 19:01:030117:0035, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 59А, в размере 6 014 215 рублей 75 копеек, из расчета 8 295 рублей 47 копеек за 1 метр; обязании исключить из Государственного кадастра объектов недвижимости сведения о кадастровой стоимости 6 014 215 рублей 75 копеек указанного земельного участка; признании недостоверной кадастровой стоимости в размере 6 014 215 рублей 75 копеек указанного земельного участка.
Определением от 28.02.2011 проведено процессуальное правопреемство, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости Республики Хакасия заменено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.
Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Республике Хакасия, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, администрация города Абакана, Правительство Республики Хакасия и Государственный комитет Республики Хакасия по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным актом, общество с ограниченной ответственностью "Карпов и К" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14.04.2011, мотивировав свои доводы следующим:
- ответчиком не представлен в материалы дела оригинал отчета об оценке земли, положенный в основу оспариваемого постановления, который не соответствует требованиям действующего законодательства, предъявляемым к его оформлению, содержанию внесенных в него сведений; выводы, изложенные в отчете, не соответствуют требованиям допустимости, относимости используемых доказательств;
- произведенная кадастровая оценка незаконна, поскольку в приложении к отчету не содержатся копии документов, используемых оценщиками, и нарушен Административный регламент "Организация проведения государственной оценки земель";
- техническое задание на проведение оценки кадастровой стоимости установлено органом местного самоуправления, а не органом субъекта Российской Федерации;
- сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены работниками кадастровой службы по собственной инициативе.
Правительство Республики Хакасия не согласилось с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Стороны и третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (публичное извещение размещено на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: http://www.3aas.arbitr.ru (портал Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: http: www.arbitr.ru/grad/), в судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
Обществу с ограниченной ответственностью "Карпов и К" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 19:01:030117:0035, расположенный по адресу: Республика Хакасия, город Абакан, ул. Чертыгашева, 59, общей площадью 725 кв.м. (свидетельство о государственной регистрации права серии 19АА 045286).
Согласно кадастровой выписке N 01/08-1-2748 от 22.04.2008, кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 240 597 рублей 75 копеек. Кадастровая стоимость земельного участка исчислена исходя из расчета: 4 469 рублей 79 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости) за 1 кв.м.
Как следует из кадастровой выписки N 01/11-1-0420 от 26.01.2011, кадастровая стоимость земельного участка составляет 6 014 215 рублей 75 копеек. Кадастровая стоимость земельного участка исчислена исходя из расчета: 8 295 рублей 47 копеек (удельный показатель кадастровой стоимости) за 1 кв.м. Удельные показатели кадастровой стоимости земли по видам функционального использования в г. Абакане утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия N 324 от 11.12.2002 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Республики Хакасия", в соответствии с приложением N 1 которого удельный показатель кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 030117 в г. Абакане составляет 4 469 рублей 79 копеек за 1 кв.м.
Заявитель, полагая, что государственная кадастровая оценка земель поселений Республики Хакасия в части определения удельных показателей кадастровой стоимости земли кадастрового квартала 030117 в отношении земельного участка под кадастровым номером 19:01:030117:0035 в городе Абакане проведена с нарушением действующего законодательства, считая ее нарушающей его права и охраняемые законом интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативные правовые акты, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов, действий (бездействия) недействительными.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действия (бездействия) недействительными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Третий арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) и на принципе деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 2 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил).
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков. В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов. По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 11 Правил методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено и функции упраздненного органа переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии).
Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 17.10.2002 N П/337 утверждена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений.
Согласно пункту 1.2 Методики, она позволяет определить удельные показатели кадастровой стоимости земель поселений в целом и кадастровых кварталов в составе поселений по видам функционального использования земель.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель служат основой для расчета кадастровой стоимости земельных участков, который осуществляется путем умножения удельного показателя кадастровой стоимости на площадь земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 17 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28.06.2007 N 215 утвержден Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".
Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры:
подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков;
разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 9.4, 9.5, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Роснедвижимость производит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки.
Контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляет Управление Росреестра (пункт 8.1 Административного регламента), проверка результатов этих работ проводится Федеральной службой Росреестра (пункт 9.5 Административного регламента).
Указанные нормативные правовые акты предусматривают особый порядок расчета уполномоченными лицами государственной кадастровой стоимости земель и не содержат положений о необходимости обязательного учета рыночной стоимости земельного участка, определенной конкретным независимым оценщиком.
В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения, о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта названного органа исполнительной власти.
Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие предоставленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью. После чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации N 945 от 25.08.1999 "О государственной кадастровой оценке земель" органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике, принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 98 от 28.04.2001 "О государственной кадастровой оценке земель Республики Хакасия" создана республиканская комиссия по организации сбора исходной информации, рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, органам местного самоуправления Республики Хакасия рекомендовано создать межведомственные комиссии по организации сбора исходной информации, рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.4. Положения о республиканской комиссии ее целями, в частности, являются организация сбора исходной информации, рассмотрение хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель, координация в этом вопросе деятельности республиканских ведомств и органов местного самоуправления и подготовка к рассмотрению в установленном порядке проектов нормативно-правовых актов органов государственной власти Республики Хакасия по вопросам государственной кадастровой оценки земель.
На заседании Республиканской комиссии 06.07.2007 муниципальным образованиям районов и городских округов Республики Хакасия предложено образовать муниципальные комиссии по организации сбора исходной информации, рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель в Республике Хакасия.
Городской комиссией 21.08.2007, утвержденной постановлением Мэра г. Абакана N 1406 от 07.08.2007 "О государственной кадастровой оценке земель г. Абакана" приняты факторы, оказывающие наибольшее значение на кадастровую стоимость земельных участков.
Как следует из материалов дела, государственная кадастровая оценка земель муниципального образования г. Абакан 17.09.2008 согласована администрацией г. Абакана для утверждения в Правительстве Республики Хакасия.
Республиканской комиссией 03.10.2008 принято решение согласовать результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по городу Абакану и рекомендовать правительству Республики Хакасия после получения положительного заключения экспертизы оценки в Федеральном органе Роснедвижимости, утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по г. Абакану.
Согласно письму N 3-2535ГЕ от 06.05.2009, Росреестр рассмотрел отчеты об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Хакасия и об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель г. Абакана, и признал их соответствующими Методическим указаниям, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 39 от 15.02.2007.
Постановлением Правительства Республики Хакасия N 319 от 17.07.2009 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, которые вступают в силу с 01.01.2010.
По результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия, для земельного участка с кадастровым номером 19:01:010117:0035 установлена кадастровая стоимость земельного участка в сумме 6 014 215 рублей 75 копеек.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствует оригинал отчета об оценке земли и что данный факт влечет недействительность постановления, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, ввиду того, что непредставление оригинала отчета не лишает его копии доказательственной силы, в материалах дела отсутствуют копии указанного документа с иным содержанием.
При принятии решения по настоящему делу суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о соблюдении Управлением порядка проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждения ее результатов органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, удельном показателе его кадастровой стоимости.
Судом правомерно принято во внимание отсутствие доказательств, подтверждающих недостоверность сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Довод заявителя о том, что произведенная кадастровая оценка незаконна, поскольку в приложении к отчету не содержатся копии документов, используемых оценщиками и нарушен Административной регламент "Организация проведения государственной оценки земель" подлежит отклонению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, отчет ФГУП "ФКЦ "Земля" содержит данные, позволяющие проверить, каким образом при определении кадастровой стоимости учитывалась информация о рыночной оценке земельных участков и объектов недвижимости, указанный отчет об оценке рыночной стоимости соответствует положениям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Следовательно, доводы заявителя о наличии в отчете недостоверных сведений не подтверждают его доводы о несоблюдении Административного регламента.
Довод апелляционной жалобы о том, что техническое задание на проведение оценки кадастровой стоимости установлено органом местного самоуправления, а не органом субъекта Российской Федерации, также подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, ввиду следующего.
На основании пункта 10 Правил проведения государственной оценки земель, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки.
По итогам государственной кадастровой оценки земель, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Материалами дела подтверждается, что во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 945 от 25.08.1999 "О государственной кадастровой оценке земель" и на основании указанных положений законодательства осуществлена процедура государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта - города Абакана.
Таким образом, из материалов дела следует, что при совершении Управлением оспариваемых действий по внесению в земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков оно руководствовалось положениями Федерального закона "О государственном земельном кадастре", а также Правилами, в соответствии с которыми сведения подлежали внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов.
Довод, изложенный в апелляционной жалобе о том, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены работниками кадастровой службы по собственной инициативе, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
Земельный кодекс Российской Федерации различает два вида стоимости земельного участка - кадастровую и рыночную.
При этом, законодательством Российской Федерации установлено, что для целей налогообложения определяется именно кадастровая стоимость.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено, что рыночная цена земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, а для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель.
Таким образом, методологически определение этих показателей различно, в том числе и в действующем законодательстве.
Стандарты оценки исходят из определения рыночной стоимости объекта оценки как наиболее вероятной цены, по которой объект оценки может быть отчужден, и приведенных в стандартах видов стоимостей, отличных от рыночной, в том числе, указывается стоимость объекта для целей налогообложения, определяемая для исчисления налоговой базы и рассчитываемая в соответствии с положениями нормативных правовых актов, т.е. величина, отличная от цены "продажи" (рыночной оценки, которая зависит от спроса и предложения на рынке и характера конкуренции продавцов и покупателей).
Кадастровая стоимость - экономическая оценка, отражающая экономическую ценность территории в зависимости от целевого назначения и вида функционального использования.
Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" содержит только определение понятий рыночной стоимости (статья 3 вышеуказанного закона).
Статьей 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установлено, что рыночная стоимость объекта оценки устанавливается только в том случае, если в нормативном правовом акте, содержащем требования обязательного проведения оценки, не определен конкретный вид стоимости объекта оценки.
Таким образом, нормативно не устанавливается тождество кадастровой стоимости земельного участка и его рыночной стоимости, и, как следствие, отсутствуют указания на возможность произвольной замены кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимостью.
Кроме того, действующее законодательство не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать его рыночную стоимость, также как кадастровая стоимость земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости.
Суд апелляционной инстанции учитывает, что поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель после их утверждения органом исполнительной власти являются обязательными для применения, то оно обязано использовать эти результаты для внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный земельный кадастр.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает законность действий Федерального агентства кадастра, круг обстоятельств, подлежащих установлению, определен частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель не доказал, что внесением записи о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 1919:01:030117:0035 в размере 6 014 215 рублей 75 копеек нарушены его права или охраняемые законом интересы и данные действия противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей относится на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2011 года по делу N А74-300/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.И. Бычкова |
Судьи |
Г.А. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-300/2011
Истец: ООО "Карпов и К"
Ответчик: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РХ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РХ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости по Республике Хакасия, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости РХ
Третье лицо: Администрация города Абакана, Государственный комитет по управлению имуществом РХ, Государственный комитет РХ по управлению государственным имуществом, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации г. Абакана, Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства администрации города Абакана, Правительство Республики Хакасия, ФГУ "Земельная кадастровая палата по РХ"
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2099/13
12.09.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3920/12
05.09.2012 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-300/11
01.06.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1316/12
08.02.2012 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-300/11
08.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3852/11
16.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2216/11
14.04.2011 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-300/11