г. Санкт-Петербург
14 июня 2011 г. |
Дело N А56-36173/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Абакумовой И.Д.
судей .Згурская М.Л., Савицкая И.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Криволаповым А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7757/2011) ФГУП "Росморпорт" в лице Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2011 по делу N А56-36173/2010 (судья Шелема З.А.), принятое
по иску ООО "КОНТУР СПб"
к ФГУП "РОСМОРПОРТ" в лице Северо-Западного бассейного филиала,
3-е лицо ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербурга"
о внесении изменений в договор
при участии:
от истца: Майкова Н.В.- доверенность от 01.01.2011
от ответчика: Просвирин С.Ю.- доверенность от 20.04.2011 N 78ВМ/1116072
от 3-го лица: извещен - не явился
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Контур СПб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУП "РОСМОРПОРТ" (далее - ФГУП "Росморпорт") о внесении изменений:
- в пункт 1.1. договора N А-143/08 на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна (ов) в морских портах от 01.04.2008 года, изложив пункт 1.1. в следующей редакции: "В соответствии с настоящим договором предприятие принимает на себя обязательства по оказанию на подходах к порту и непосредственно на его акватории комплекса услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна в "Большом порту Санкт-Петербурга" и морском порту Приморск (далее - порт), включая вход судна в порт и выход судна из порта, маневрирование и стоянку судна в порту, а так же услуги по ледокольному обеспечению судоходства на подходах и непосредственно на акватории "Большого порта Санкт-Петербург" морских портов Приморск, Выборг, Высоцк и Усть-Луга (далее - услуги) судам, агентируемым агентом, агент обязуется оплатить эти услуги. В комплекс услуг не входит обеспечение экологических услуг и получение экологического сбора";
- об исключении из текста договора N А-143/08 на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна (ов) в морских портах от 01.04.2008 года пункта 2.1.5;
- внесении изменений в пункт 3.4. договора N А143/08 на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна (ов) в морских портах от 01.04.2008 года, изложив пункт 3.4. в следующей редакции: "Оплата портовых сборов Предприятию, за исключением экологического сбора, производится агентом 100 % авансом до выхода судна из порта на основании счета, выставленного Предприятием, за исключением лоцмановского сбора, ледокольного сбора в портах Выборг, Высоцк и Усть- Луга, а так же платежей в отношении судов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке и пассажирских судов. Окончательный расчет по судну, производится Агентом после выхода судна из порта в течение 10 банковских дней с даты получения выставленных Предприятием счета и счета-фактуры.
Оплата лоцмановского сбора, ледокольного сбора в морских портах Выборг, Высоцк и Усть-Луга, а так же платежей в отношении судов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, и пассажирских судов производится Агентом после выхода судна из порта в течение 10 банковских дней с даты получения выставленных предприятием счета и счета-фактуры".
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2011 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФГУП "Росморпорт" просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на то, что указанным решением суда истец освобождается от обязательств по уплате экологического сбора ФГУП "Росморпорт", поскольку он самостоятельно может осуществлять выполнение этих услуг. Однако, приказом ФСТ РФ от 20.12.2007 N 522-т/1 (ред. от 22.06.2010) "Об утверждении ставок портовых сборов и правил их применения в морских портах Российской Федерации" установлено, что оплата экологического сбора производится даже в том случае, если услуги не оказаны, судно, не сдавшее судовые отходы, от оплаты экологического сбора не освобождаются. Таким образом, при изменении существовавших условий договора с ФГУП "Росморпорт" экологический сбор не будет заплачен ни одному из хозяйствующих субъектов, что противоречит статье 19 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". Кроме того, истец в договоре на оказание услуг указан как морской агент, который обязан производить оплату лицам, оказавшим услугу судовладельцу
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Третье лицо - ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербурга" надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако своего представителя в судебное заседание не направила. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, между ФГУП "Росморпорт" (далее - предприятие) и ООО "Контур СПб" (далее - агент) 01.04.2008 заключен договор N А-143/08 на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна (ов) в морских портах, в соответствии с которым предприятие принимает на себя обязательства по оказанию на подходах к порту и непосредственно на его акватории комплекта услуг по обеспечению судоходства и пребывания судна в Большом порту Санкт-Петербурга и морском порту Приморск, включая вход судна в порт и выход судна из порта, маневрирование и стоянку судна в порту, а также услуги по ледокольному обеспечению судоходства на подходах и непосредственно на акватории Большого порта Санкт-Петербурга, морских портов Приморск, Выборг, Высоцк и Усть-Луга судам, агентируемым истцом, а истец обязуется оплатить эти услуги (т.1 л.д. 9-16).
В соответствии с пунктом 2.1.5 договора, предприятие обязуется обеспечивать в порту прием отходов с судов, агентируемых истцом и оплачивающих в обязательном порядке экологический сбор.
В соответствии с пунктом 3.4 договора, оплата портовых сборов производится истцом 100%-ым авансом до выхода судна из порта на основании счета, выставленного ответчиком, за исключением лоцманского, ледокольного сбора в портах Выборг, Высоцк и Усть-Луга, а также платежей в отношении судов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке и пассажирских судов. Окончательный расчет по судну производится истцом после выхода судна из порта в течение 10-ти банковских дней с даты получения выставленных предприятием счета и счета-фактуры.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 29.12.2007 выдала истцу лицензию N ОТ-19-001332 (78), предоставляющую ООО "Контур СПб" (ОГРН 1037821030928, ИНН 7810220078) право на осуществление деятельности по сбору и транспортировке опасных отходов (т.1 л.д.99-103).
В связи с внесением изменений приказом Минтранса РФ от 30.11.2009 N 219 в приказ Минтранса РФ от 17.12.2007 N 189 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах Российской Федерации" (далее - приказ N 189), истец, обладая вышеуказанной лицензией и всеми необходимыми силами и средствами для осуществления сбора и транспортировки опасных отходов, 20.05.2010 обратился к предприятию с предложением внести изменения в условия договора, исключив из него положения об оказании и оплате экологического сбора (т.1 л.д.18-19).
Предприятие письмом от 16.06.2010 отказалось вносить изменения в условия договора, что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, сослался на статью 421 ГК РФ в соответствии с которой граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Следовательно, истец не может быть ограничен в своем праве самостоятельно заключать договоры с судовладельцами и агентскими организациями в целях оказания им экологических услуг. Таким образом, ответчик, отказывая внести изменения в условия договора, путем исключения из него положений об оказании и оплате экологических услуг, принуждает истца нести убытки, значительно превышающие затраты.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту (пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ).
В силу пункта 8.1 Правил применения портовых сборов в морских портах РФ, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 20.12.2007 N 522-т/1 установлено, что экологический сбор взимается в портах, располагающих техническими средствами для приема с судом всех видов предъявляемых судовых отходов без каких-либо ограничений (за исключением балластных вод) за все время нахождения в порту.
Экологический сбор включает оплату всех операций, связанных с приемом судовых отходов (подача и уборка плавсредств, предоставление контейнеров и других емкостей для сбора мусора, перегрузочные операции, шланговка, отшланговка и др.)
Пунктом 2 приказа Министерства транспорта РФ от 17.12.2007 N 189 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах РФ" установлено, что канальный, навигационный, маячный, лоцманский, ледокольный, экологический сборы взимаются ФГУП "Росморпорт".
Приказом Минтранса России от 30.11.2009 N 219 внесены изменения в приказ Министерства транспорта РФ от 17.12.2007 N 189 "Об утверждении перечня портовых сборов в морских портах РФ" с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 28.01.2009 N 13 в соответствии с которым установлено, что администрациями морских портов взимается корабельный сбор, ФГУП "Росморпорт" взимаются канальный, навигационный, маячный, ледокольный сборы. ФГУП "Росморпорт" и хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и обеспечению экологической безопасности в порту, взимаются лоцманской и экологический сборы.
Из вышеизложенного следует, что услуги по сбору судовых отходов, которые оплачиваются посредством взимания экологического сбора, могут оказываться не только ФГУП "Росморпорт", но и иными хозяйствующими субъектами, прим этом экологический сбор является доходом лица, непосредственно оказавшего услуги по сбору судовых отходов.
Таким образом, общество, обладая лицензией на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и технической базой для оказания соответствующих услуг, правомерно посчитало, что у него отсутствуют основания для уплаты экологического сбора предприятию, в связи с чем обратилось к ответчику об исключении из договора от 01.04.2008 пункта 2.1.5 и изменения редакции пунктов 1.1 и 3.4 в части исключения экологических услуг и оплаты экологического сбора.
Как пояснил представитель истца, действительно в договоре общество указано как морской агент. В тоже время у общества находится в аренде судно "Капитан Покровский", которое посещало морской порт "Большой порт Санкт-Петербург" 27.04.2011. Отходы с судна приняло судно сборщик отходов "СКАТ", принадлежащее ООО "Контур СПб". ФГУП "Росморпорт" не осуществляло принятие отходов с судна, в то же время выставило дисбурсментский счет N Т2-0025, куда включило экологический сбор в размере 13199, 36 руб.
Таким образом, положения договора, требующие уплаты экологического сбора ФГУП "Росморпорт", в то время когда фактически услуги оказаны ООО "Контур СПб" ущемляют его права и влекут за собой причинение убытков.
Ссылка ответчика на то, что изменение договора приведет к ограничению прав судовладельца и лиц, оказывающих услуги по сбору, в выборе контрагента по договору, является несостоятельной.
Письмом от 17.11.2010 N 4-2807 Федеральной службы по тарифам сообщила, что по данным, представленным Федеральным агентством морского и речного транспорта, на акватории морского порта "Большой порт Санкт-Петербурга" услуги по обеспечению экологической безопасности оказывают ООО "Экологический флот" и ОАО "Северо-Западный флот". В соответствии с данными представленными ФГУ "Администрации морского порта "Большой порт Санкт-Петербурга", услуги по обеспечению экологической безопасности на акватории морского порта "Большой порт Санкт-Петербург", также оказывает Санкт-Петербургский филиал ФГУП "Росморпорт", что свидетельствует о наличии конкуренции по оказанию услуг по обеспечению экологической безопасности в Большом порту Санкт-Петербурга.
Таким образом, при заключении договора морского агентирования, судовладелец вправе заключить его с другим морским агентом и оговорить, какой хозяйствующий субъект будет получателем сбора.
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы все обстоятельства дела и дана им правильная оценка, нарушений в применении материальных и процессуальных норм не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2011 по делу N А56-36173/2010 без изменения, апелляционную жалобу ФГУП "Росморпорт" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-36173/2010
Истец: ООО "Контур СПб"
Ответчик: ФГУП "Росморпорт", ФГУП "РОСМОРПОРТ" в лице Северо-Западного бассейного филиала
Третье лицо: ФГУ "Администрация морского порта"Большой порт Санкт-Петербурга"