г. Москва
16 июня 2011 г. |
Дело N А41-25179/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Демидовой К.И.,
судей Боровиковой С.В., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Аванесян А.А.,
при участии в заседании:
от истца ООО "Арт-Гео" (ИНН:7705695594, ОГРН: 1067748842865) - Воронов Е.П. - представитель по доверенности б/н от 23 августа 2010 года,
от ответчика Министерства имущественных отношений Московской области (ИНН: 7725131814, ОГРН: 1025005245055) - Краснощеков Р.А. - представитель по доверенности N ис-12448 от 22 сентября 2010 года,
представитель третьего лица Министерства финансов Московской области в судебное заседание не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2011 года по делу N А41-25179/10, принятое судьей Локшиной И.М., по иску Общества с ограниченной ответственностью "Арт-Гео" к Министерству имущественных отношений Московской области о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арт-Гео" (далее по тексту - ООО "Арт-Гео") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству имущественных отношений Московской области об обязании оплатить выполненные работы по заключенному государственному контракту N 153 от 18 мая 2009 года в следующих размерах: I-й этап - 16 031 руб. 25 коп., II-й этап - 32 062 руб. В сумме: 48 093 руб. 75 коп.
- об обязании считать заключенным государственный контракт не подлежащим расторжению до фактической оплаты I-го и II-го этапа выполненных ООО "Арт-Гео" работ;
- о взыскании пени за нарушение сроков оплаты работ, выполненных ООО "Арт-Гео" по исполнению I-го и II-го этапа работ за период с момента возникновения данного права до времени фактической уплаты (л.д.5-7 т.1).
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, просил:
- взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ООО "Арт-Гео" оплату по государственному контракту N 153 от 18 мая 2009 года, в том числе, по оплате аванса в размере 16 031 руб. 25 коп., оплате за выполнение I-го этапы работы в размере 16 031 руб. 25 коп., оплате за выполнение II-го этапа работ в размере 32 062 руб. 50 коп. Всего на сумму 64 125 руб.
- взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ООО "Арт-Гео" неустойку (пени) за нарушение сроков исполнения обязательств по государственному контракту N 153 от 18 мая 2009 года, в том числе по авансовому платежу в размере 2 072 руб. 03 коп., по оплате I-го этапа работ 1 771 руб. 45 коп., а всего на сумму 3 843 руб. 48 коп. (л.д.121 т.1).
- взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ООО "Арт-Гео" судебные расходы по оплате государственной пошлины, за подачу искового заявления, в размере 2 000 руб.
Уточнения исковых требований приняты судом (л.д.136-137т.1).
Истец также в порядке статьи 49 АПК РФ заявил об отказе от исковых требований в части обязания Министерства имущественных отношений Московской области считать заключенным контракт не подлежащим расторжению до фактической оплаты I-го и II-го этапа выполненных ООО "Арт-Гео" работ (л.д.136-137 т.1).
Определением от 15 ноября 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2011 года исковые требования ООО "Арт-Гео" удовлетворены частично.
Суд взыскал с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ООО "Арт-Гео" 48 093 руб. 75 коп. - задолженности по государственному контракту N 153 от 18 мая 2009 года за первый и второй этапы работ, 3 843руб. 48 коп. - неустойки (пени) за просрочку оплаты выполненных работ, расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 рублей. В остальной части иска отказано (л.д.27-30 т.2).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство имущественных отношений Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права (л.д. 36-39 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований ООО "Арт-Гео" - отказать.
Представитель истца ООО "Арт-Гео" возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части взыскания по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 18 мая 2009 года между Министерством имущественных отношений Московской области (Государственный заказчик) и ООО "Арт-Гео" (Подрядчик) был заключен государственный контракт N 153 на выполнение работ по формированию землеустроительных дел и обеспечению постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (л.д.13-19 т.1).
По условиям указанного контракта Государственный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по формированию землеустроительных дел и обеспечению постановки земельного участка на государственный кадастровый учет (об учете изменений земельного участка или учете части (ей) земельного участка), расположенного на территории Московской области и отнесенного к собственности Московской области в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации": наименование землепользователя земельного участка - государственного учреждения (государственного унитарного предприятия) Московской области - Государственное учреждение Московской области "Московская областная пожарно-спасательная служба", расположенный по адресу: Московская область, г. Серебряные Пруды, ул. 8-е Марта, д. 4, площадью 0,62 га.
Согласно пункту 5.1 контракта приемка выполненных работ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствующими нормативными правовыми актами, Техническим заданием (Приложение N 1) и календарным планом (Приложение N 2).
Цена контракта определена по результатам проведения открытого аукциона и составляет 64 125 руб. (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 3.3 контракта государственный заказчик в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента подписания контракта производит выплату аванса Подрядчику в размере 25 процентов от цены, указанной в пункте 3.1 контракта, что составляет - 16 031 руб. 25 коп., НДС не облагается.
Основанием для осуществления выплаты аванса является представленный Подрядчиком Государственному заказчику счет на сумму аванса.
Основанием для оплаты этапа (этапов) работ является подписанный сторонами акт (акты) сдачи-приемки выполненных работ с приложением выходных материалов, указанных в Техническом задании (Приложение N 1) и Календарном плане (Приложение N 2) (пункт 3.4 контракта).
Согласно пункту 4.2. Срок выполнения работ по контракту составляет 180 календарных дней.
Согласно Приложения N 2 к Государственному Контракту N 153 от 18 мая 2009 года работы выполняются в 3 этапа: 1-й этап - 25% от цены контракта, что составляет 16 031 руб. 25 коп.; 2-й этап - 50% от цены контракта, что составляет 32 062 руб. 5 коп.; 3-й этап - 25% от цены контракта, что составляет 16 031 руб. 25 коп.
Вышеуказанный контракт заключен в соответствии с требованиями Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ.
Исходя из пункта 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Заключив договор, стороны приняли на себя взаимные обязательства, которые согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации должны исполняться надлежащим образом в соответствии с законом, условиями договора, обычаями делового оборота. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцом был выполнен 1-й этап работ по спорному государственному контракту - проведены работы по проведению инвентаризации и сбору информации о земельном участке, являющемся предметом Контракта.
В адрес ответчика истцом были направлены установленные п. 1 Приложения N 2 к Государственному контракту N 153 от 18 мая 2009 года выходные материалы: отчет с пояснительной запиской и приложением заверенных в установленном порядке копий правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов учреждения (предприятия) на земельный участок (в двух экземплярах) и объекты недвижимости, расположенные на нем, а также документов, свидетельствующих о наличии либо отсутствии прав третьих лиц на земельный участок (его часть) и на объекты недвижимости, расположенные на нем.
Факт принятия Министерством имущественных отношений Московской области выполненных ООО "Арт-Гео" работ по 1-ому этапу государственного контракта N 153 от 18 мая 2009 года подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ, согласно которому цена этапа 1 "Работы по сбору информации и документов о земельном участке" составляет 16 031 руб. 25 коп. (л.д.20 т.1).
Данный акт подписан со стороны Заказчика - Первым заместителем министра имущественных отношений Правительства Московской области Витринским В.М. без каких-либо замечаний.
Поскольку доказательств оплаты выполненных ООО "Арт-Гео" работ по первому этапу государственного контракта со стороны Министерства имущественных отношений Московской области в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании образовавшейся задолженности в размере 16 031 руб. 25 коп.
Доводы ответчика о том, что Министерство имущественных отношений по Московской области своевременно направило в адрес Министерства финансов Московской области платежное поручение N 2141 от 25 ноября 2009 года на сумму 16 031 руб. 25 коп. для оплаты первого этапа выполненных работ по спорному государственному контракту, однако оно не было оплачено по вине Министерства финансов Московской области, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовые образования, в том числе муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.
Следовательно, факт недостаточного финансирования Министерства имущественных отношений Московской области со стороны иного публично-правового образования - Министерства финансов Московской области не может служить основанием отказа во взыскании образовавшейся задолженности по государственному контракту, так как Министерство имущественных отношений является стороной по государственному контракту и брало на себя обязательства по оплате выполненных работ. Отказ от исполнения обязательств не допускается в силу положений статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 25 декабря 2009 года государственному заказчику было направлено сопроводительное письмо N 335 с приложением результатов работ по второму этапу "кадастровые работы" (л.д.21 т.1).
Согласно приложению N 2 к государственному контракту "Календарный план по выполнению работ_" стоимость работ по второму этапу составляет 50% от цены контракта, а именно 32 062 руб. 50 коп.
Пунктом 5.3 государственного контракта предусмотрено, что государственный заказчик принимает работы и направляет подрядчику подписанный акт сдачи-приемки выполненных работ или мотивированный отказ в приемке работ.
Согласно части 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работ (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Между тем ответчиком не заявлено никаких замечаний по качеству выполненных работ по второму этапу контракта.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца суммы в размере 32 062 руб. 50 коп. в счет оплаты выполненных работ по второму этапу государственного контракта.
В силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения, должник обязан уплатить кредитору определенную законом или договором денежную сумму - неустойку.
Пунктом 6.3 Государственного контракта предусмотрено, что в случае нарушения государственным заказчиком срока исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, подрядчик вправе потребовать неустойку в виде пени, исчисляемую за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени установлен в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За просрочку оплаты первого этапа истец начислил ответчику неустойку за период с 31 августа 2009 года по 15 ноября 2010 года в размере 1 771 руб. 45 коп.
Поскольку ответчиком не были надлежащим образом исполнены обязательства по оплате выполненных истцом работ по первому этапу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о взыскании неустойки в размере 1 771 руб. 45 коп.
Ссылка ответчика на то, что в силу статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации вина Министерства имущественных отношений Московской области в просрочке исполнения обязательств по спорному государственному контракту отсутствовала ввиду тяжелого материального положения и отсутствия финансирования со стороны Министерства финансов Московской области, в связи с чем неустойка не подлежит начислению, не может быть приняты во внимание, поскольку в рамках спорных правоотношений подлежат применению специальные нормы - подпункт 9 пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд", а не общие нормы действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 9 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
В данном деле такие обстоятельства не установлены.
Истцом также были предъявлены исковые требования к ответчику о взыскании неустойки (пени) за просрочку выплаты аванса в размере 2 072 руб. 03 коп. (л.д.122-124 т.1).
Согласно части 2 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда.
В соответствии с пунктом 3.3 государственного контракта N 153 от 18 мая 2009 года государственный заказчик в течение 30 (тридцати) календарный дней с момента подписания контракта производит выплату аванса Подрядчику в размере 25 процентов от цены, указанной в пункте 3.1 контракта, что составляет - 16 031 руб. 25 коп.
Между тем, истец (подрядчик) приступил к выполнению обязательств по контракту, не дожидаясь аванса, который должен быть выплачен в течение 30 дней с момента подписания контракта, то есть, до 18 июня 2009 года.
Изложенное подтверждается актом сдачи-приемки выполненных работ по первому этапу.
Из смысла статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что аванс является предварительным платежом, выплачивается заказчиком до начала подрядных работ.
Следовательно, если работы (отдельный этап работ) подрядчиком исполнены, он теряет право требования аванса.
В данном случае истцом выполнен первый и второй этапы работ, следовательно, удовлетворение требований о взыскании аванса, кроме оплаты выполненных работ, приведет к неосновательному обогащению истца.
Договором не предусмотрена выплата аванса перед каждым этапом.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика в пользу истца аванса в размере 16 031 руб. 25 коп. не имеется.
Поскольку требования истца о взыскании аванса судом первой инстанции были отклонены, оснований для взыскания неустойки (пени) за просрочку выплаты аванса в размере 2 072 руб. 03 коп. также не имеется.
В связи с этим решение суда первой инстанции в части взыскания неустойки и госпошлины по делу подлежит изменению.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу ООО "Арт-Гео" подлежит взысканию госпошлина пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1 467 руб. 30 коп.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29 марта 2011 года по делу N А41-25179/10 изменить в части взыскания неустойки и госпошлины.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Московской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Арт-Гео" неустойку в размере 1 771 руб. 45 коп., расходы по уплате госпошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 1 467 руб. 30 коп.
В остальной части иска о взыскании неустойки - отказать.
Председательствующий |
К.И. Демидова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-25179/2010
Истец: ООО "Арт-Гео"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Московской области, Министерство имущественных отношений Правительства Моск.обл.
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ МО, Министерство финансов Московской области, ООО "Арт-Гео"