16 июня 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-12090/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июня 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 05 марта 2011 года по делу N А66-12090/2010 (судья Романова Е.В.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "КиТ" (г. Удомля Тверской области, ИНН 6916009549, ОГРН 1026901946060; далее - общество, ООО "КиТ") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении земельного участка на праве собственности и в уклонении от предоставления обществу проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 69:48:0080217:0052, общей площадью 5360 кв. м под объектом недвижимости, принадлежащем обществу на праве собственности, расположенного по адресу: Тверская область, г. Удомля, ул. Автодорожная, д. 3; о возложении обязанности на управление принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность обществу, подготовить и направить обществу проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением арбитражного суда от 05 марта 2011 года заявленные требования общества удовлетворены.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя жалобу, управление указывает на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества.
Общество в отзыве ссылается на то, что доводы, приведенные управлением, несостоятельны, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, апелляционная инстанция считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.01.2008 серии 69 АБ N 070977 здание магазина, расположенного по адресу: г. Удомля, ул. Автодорожная, д. 3, принадлежат обществу на праве собственности (лист дела 34).
Указанный объект недвижимости расположен на находящемся в федеральной собственности земельном участке с кадастровым номером 69:48:0080217:0052, общей площадью 5360 кв. м под объектом недвижимости, расположенном относительно ориентира в границах участка по адресу: г. Удомля, ул. Автодорожная, д. 3 (далее - земельный участок).
Общество 20.10.2008 обратилось в управление с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, с приложением необходимого пакета документов (листы дела 9-38).
Административный орган направил данные документы в Росимущество, о чем письмом от 24.12.2008 известил ООО "КиТ".
Росимущество письмом от 19.10.2010 N ПП-10/30607 вернуло указанные документы в управление ввиду необходимости представить дополнительные документы, а именно: выписки из Единого государственного реестра прав на объекты недвижимости, обоснования площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости; материалы об отсутствии на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.
Управление в письме от 22.10.2010 N 6401-05 сообщило обществу об этом решении Росимущества.
До настоящего времени решение о предоставлении земельного участка в собственность обществу не принято.
В связи с этим общество обжаловало бездействие управления в судебном порядке.
Апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае оспариваемое бездействие ответчика не может считаться законным.
Из пункта 1 статьи 36 ЗК РФ следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных вышеназванным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, в рассматриваемом случае, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Суд апелляционной инстанции определением от 12 мая 2011 года запросил у управления письменные пояснения о том, какие конкретно документы не были предъявлены заявителем; по каким причинам документы, представленные обществом в материалы дела, не подтверждают необходимость приобретения земельного участка в том размере, на который претендует заявитель, и какая площадь, по мнению управления, может быть передана в собственность обществу.
На данное определение суда пояснений и документов от управления не поступило; каких-либо других оснований для отказа, кроме как отсутствие поручения Росимущества, ответчиком по рассматриваемому делу не приведено.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ООО "КиТ" и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Довод подателя жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной инстанцией.
Из пункта 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об управлении, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4.8 Положения об управлении, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
При таких обстоятельствах ссылка административного органа на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание апелляционной инстанцией.
При этом ответчик не указывал на то, что Росимущество отказало ему в выдаче соответствующего поручения. Административный орган не обосновал, что послужило препятствием для его своевременного получения.
Каких-нибудь иных доводов, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка, подателем жалобы не приведено.
Учитывая изложенное, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 05 марта 2011 года по делу N А66-12090/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-12090/2010
Истец: ООО "КИТ"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом