г. Санкт-Петербург
30 сентября 2010 г. |
Дело N А56-1033/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2010 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8817/2010) Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 апреля 2010 года по делу N А56-1033/2010 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению ОАО "МедРемСтрой"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Титов Н.Е., доверенность от 02.08.2010 N 1П-ПРСП.
от ответчика: Радюш И.В., доверенность от 31.05.2010 N 02-1890/10-0-0.
установил:
Открытое акционерное общество "МедРемСтрой" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) о назначении административного наказания от 29.12.2009 N 003-2009/П-357-819.
Решением от 30.04.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Комитет направил и поддержал в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, просил решение от 30.04.2010 отменить. Податель жалобы указал, что генеральный директор заявителя и его заместитель в объяснениях, полученных при производстве по делу об административном правонарушении, подтвердили факт образования отходов в результате деятельности ОАО "МедРемСтрой". Таким образом, по мнению Комитета, общество правомерно привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
В судебном заседании ОАО "МедРемСтрой" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО "МедРемСтрой", юридический адрес: Санкт-Петербург, ул. Шкапина, д. 28, фактический адрес: Санкт-Петербург, Объездное шоссе, д. 60.
В ходе проверки установлено, что Общество при осуществлении своей деятельности по адресу: Санкт-Петербург, Объездное шоссе, д. 60 нарушает требования законодательства об отходах производства и потребления, а именно:
- в нарушение статьи 14 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон N 89-ФЗ) общество не подтвердило отнесение отходов к конкретному классу опасности; не составило паспорта на отходы.
- в нарушение статьи 19 Закона N 89-ФЗ заявитель не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- статьи 15 Закона N 89-ФЗ сотрудники общества не имеют подготовки на право работы с опасными отходами; документы, подтверждающие происхождение обучения (свидетельства, сертификаты) не представлены.
По факту выявленных нарушений 02.12.2009 Природоохранным прокурором в присутствии представителя заявителя вынесено постановление о возбуждении в отношении ОАО "МедРемСтрой" дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ. Указанное постановление и материалы проверки направлены для рассмотрения в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга.
Постановлением Комитета от 29.12.2009 N 003-2009/П-357-819 ОАО "МедРемСтрой" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 100 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, возражения сторон, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с данным законом индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).
Класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
Статьей 19 Закона N 89-Фз установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет административную ответственность по статье 8.2 КоАП РФ.
Как следует из оспариваемого постановления, Обществу вменено в вину нарушение требований статей 14, 19 Закона N 89-ФЗ, а именно: не подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности, не составление паспортов на отходы и не ведение учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Также в данном постановлении Комитет указал на отсутствие доказательств осуществления сотрудниками ОАО "МедРемСтрой" деятельности по обращению с отходами.
В судебном заседании представитель заявителя пояснил и подтверждается материалами дела (договор N 03-09 от 01.01.2009), что помещение, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Объездное шоссе, д. 60, ОАО "МедРемСтрой" сдало в аренду ЗАО "Ремстройфасад".
В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
По мнению административного органа, поскольку в процессе деятельности Общества образуются отходы, оно допустило нарушение статей 14, 19 Закона N 89-ФЗ, и в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.2 КоАП РФ.
Между тем, из содержания статьи 1 Закона N 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2009, следует, что из понятия "обращение с отходами" исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Таким образом, вывод Комитета о том, что Общество в процессе своей деятельности - сдачи в аренду помещений осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Законом N 89-ФЗ в редакции Закона N 309-ФЗ, является ошибочным. Доказательств осуществления Обществом по адресу: Объездное шоссе, д.60 иной деятельности, Комитетом не представлено.
В свою очередь статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства
Поэтому действия Общества, выразившиеся в эксплуатации здания, строения и иного объекта капитального строительства с несоблюдением экологических требований, образуют состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного оспариваемое по делу постановление Комитета от 29.12.2009 N 003-2009/П-357-819 о привлечении ОАО "МедРемСтрой" к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ содержит ошибочную квалификацию правонарушения.
Пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции, которым оспариваемое постановление признано незаконным и отмене, не подлежит изменению.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30 апреля 2010 года по делу N А56-1033/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-1033/2010
Истец: ОАО "МедРемСтрой"
Ответчик: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга